Приходской листок Троицкого собора, 23 (940) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии.

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

(Деяния святых апостолов, 2 глава, ст. 1-11.)

Евангельское чтение на литургии.

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак, произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк… Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

(Евангелие от Иоанна, 7 глава, ст. 37-52; 8 глава, ст. 12.)

Слово в праздник Святой Троицы.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Прошло пятьдесят дней, как Спаситель мира Господь Иисус Христос воскрес. Его ученики, послушав указания своего Божественного Учителя, Который пред вознесением Своим от земли на небо повелел им находиться в городе Иерусалиме и пребывать в молитве, находились в Иерусалиме на горе Сион в небольшом помещении, пребывая в молитвах (см. Деян. 1, 4–5, 12–14).

Ученики Господа Иисуса Христа были простыми людьми, не имевшими особого образования. В основном это были рыбаки. Ученики Господа Иисуса Христа были люди со всеми свойственными каждому из нас слабостями. Они боялись. И даже когда арестовывали Спасителя, они все разбежались. Они боялись, что потом и за ними придут и так же арестуют, как Иисуса Христа. Они порой между собой размышляли, кто из них главнее и кто важнее. Они любопытствовали о земных вещах, и не всегда понимали, что Господь говорил им о высоком и духовном. И многое из того, что Господь говорил, они слышали, но подлинного значения не понимали. Но они были послушны Господу и десять дней пребывали в молитве, ожидая того Утешителя, Которого обещал послать им Спаситель мира.

И вот, именно в сегодняшний день, который мы с вами празднуем, день Пятидесятницы, над ними, собравшимися в сионской горнице, вдруг раздался шум, как будто шум бури, и над каждым из них появился огненный язык пламени – это Дух Святой сошел на учеников Господа Иисуса Христа. Это момент рождения нашей Святой Церкви. Сошел Дух Святой и изменил души учеников. Раньше они были маловерными – а тут вера их возгорелась, как пламя. Раньше они были боязливыми – а тут бесстрашие овладело ими. Раньше они были безыскусными и не умеющими толком излагать свои мысли – а тут они начали проповедовать о Господе Иисусе Христе. И как проповедовать! Не просто пламенно, а еще и на разных языках. Таким образом, что люди, пришедшие на праздник Пятидесятницы в Иерусалим, каждый слышал проповедь на своем языке. И эта проповедь достигала сердец людей. Так родилась Церковь Христова (см. Деян. 2, 1–11, 41).

И мы имеем с вами счастье принадлежать этой Святой Церкви, ибо Дух Святый, переданный апостолам, до сегодняшнего дня передается через апостольское преемство в Церкви Христовой, дочерьми и сыновьями которой мы с вами являемся. Дух Святый обитает в Церкви Христовой и нас вами, слабых и маловерных, делает сильными, нас, грешных, освящает и делает чистыми, нас, боязливых, укрепляет в надежде, нам, беспомощным, дает опору в нашей жизни. Ибо Дух Святый живит всякого верующего человека и укрепляет его. И в этом наше счастье.

И ныне мы благодарим Господа, Который создал на земле Святую Церковь, благодарим, что мы живем жизнью Святой Церкви. Хвалим Бога и прославляем, что мы имеем величайшие Таинства Церковные, и что мы с вами знаем истину о том, что не мы не погибнем, но будем иметь вечную жизнь.

Дорогие братья и сестры! Ныне благодать Святаго Духа собрала нас в храме Божием. Уподобимся апостолам, пребывавшим в молитве. Каждый для себя да испросит благодати Духа Святаго. Пусть на каждого из нас снизойдет сия благодать, и освятит, и просветит нашу душу, ибо мы так нуждаемся, чтобы Дух Святой укреплял нас!

Прииди, Утешителю, Душе Святый, и вселися в ны! Аминь.

19 июня 2016 года.

Слово в День Святого Духа

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование, которое очень важно для нас, потому что в нем говорится о том, как Господь Иисус Христос желает нашего спасения и каким образом Он нас с вами спасает. Сначала мы слышали притчу, которую Господь рассказал о Самом Себе. Он говорит: «Как вы думаете: у одного человека было сто овец, и одна из них потерялась. Не оставит ли он девяносто девять в безопасном месте и не пойдет ли искать пропавшую овцу? А когда найдет ее, будет о ней радоваться больше, чем о девяноста девяти не пропадавших» (см. Мф. 18, 12–13).

Дорогие братья и сестры! Это Иисус Христос говорит о наших с вами пропащих душах. Мы пропадаем в своих грехах, пропадаем в своем неразумии, не умеем молиться, не умеем жить по заповедям Божиим, легко вовлекаемся на гнев, на раздражение, легко искушаемся всякой пустотой. И тогда душа наша пропадает. С самых древних времен одним из иконографических образов Господа Иисуса Христа был добрый пастырь, который на своих плечах несет эту заблудившуюся овцу. Вот так и нас Господь Иисус Христос несет на Своих плечах, чтобы мы не погибли, чтобы мы имели вечную жизнь.

А какой инструмент? Каким образом? Где же эти плечи Христовы? Где мы их найдем? Как мы на них возляжем, чтобы спастись? Тоже сегодня в Евангелии мы об этом слышали. Господь Иисус Христос говорил о Церкви, которую Он основал, послав от Отца Своего Небесного Духа Святаго, чтобы этим Святым Духом жила Церковь. И насколько важна Церковь, Иисус Христос объясняет на житейском примере, когда люди имеют между собой какие-то разногласия. Он говорит: «Если против тебя согрешил брат, пойди и наедине скажи ему об этом. И если тот покается, ты приобрел брата своего. А если не раскается, – говорит Господь, – то возьми двоих или троих свидетелей, и вместе поговорите с ним, обличите его. И тогда найдете брата своего. – А дальше говорит: – А если и в этом случае не раскается, то тогда скажи Церкви. А вот если Церковь не послушает, то будет тебе яко язычник и мытарь» (см. Мф. 18, 15–17).

Видите, какое значение Церкви! А почему такое значение? Господь тоже объясняет. Он дает дар Святаго Духа, которым служители церкви отпускают грехи. Он говорит: «Кому отпустятся те грехи сейчас на земле, будет отпущено и на небе. А кому не отпустите грехов, то и на небе не будут они прощены» (см. Мф. 18, 18). Видите, какая власть духовная у Церкви! Духом Святым наши с вами грехи нам прощаются.

Увы, мы очень часто не слушаем Церковь. Не слушаем, поступаем по-своему. Нам кажется, что мы умнее, что у нас есть свой разум. Зачем нам предписания церковные? Зачем нам праздники? Зачем нам посты? Зачем нам молитвы? Для чего? Мы умнее. Ну да, умнее. Не слушаем Церковь, и становимся, действительно, как язычники. И живем, как язычники.

Господь сегодня через Святое Евангелие призывает нас обратиться к Церкви как к обиталищу Духа Святаго. И Он прямо указывает, что даже если двое или трое собраны во имя Его, то Он посреди них (см. Мф. 18, 20).

Мы сегодня собрались в храме Божием во имя Господа нашего. Значит, Господь сегодня с нами. Радость какая, дорогие братья и сестры, – с нами Господь! Он нас, погибающих, спасет, как заблудших овец, потому что Он с нами, потому что мы собрались во имя Его. Это счастье – быть членом Церкви Христовой.

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в День Святаго Духа, мы, услышав это евангельское повествование о том, как Господь заботится, чтобы мы не погибли, о том, чтобы простить нам наши грехи уже здесь и сейчас на земле, чтобы были прощены на небе, вспомнить должны и о том, что эти все средства, которые применяет Господь, для самой важной цели: чтобы мы с вами приобретали – по-славянски «стяжали» – Духа Святаго. Ибо цель христианской жизни – это стяжание Духа Святаго.

Помолимся Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтоб Он благословил нас жить в этом мире по Его благим заповедям, слушать Церкви Христовой и получать изобильные дары Духа Святаго! Аминь.

20 июня 2016 года.