Приходской листок Троицкого собора, 24 (941) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное).

Пророки верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытывали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного: потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежащей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

(Послание к Евреям, 11 глава, 33 ст. – 12 глава, 2 ст.)

Евангельское чтение на литургии (воскресное).

Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь того и Я пред Отцем Моим небесным… Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судит двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат, и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми.

(Евангелие от Матфея, 10 глава, ст. 32-33, 37-38; 19 глава, ст. 27-30.)

Слово в Неделю 1-ю по Пятидесятнице.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Прошла Троицкая седмица, когда мы с вами духовно торжествовали о Духе Святом, Который сошел на Святую Церковь и дал нам с вами полноту нашего спасения. Все Господь сделал для нашего спасения, и теперь Святая Церковь показывает нам, что мы должны сделать в ответ на любовь Божию к нам. Святая Церковь подсказывает нам, какой единственный должен быть наш ответ.

Бог создал человека по Своему образу и подобию. Сама суть Божества заключается в Его безграничной любви, которая проявляется через троичность Его Существа, когда Три Лица Святой Троицы пребывают в таковой любви, что Они не суть Три различных Существа, но Единый Великий Триипостасный Бог. Троичен в Лицах, но Един по существу. И по любви Своей Бог сотворил мир, и по любви Своей Бог сотворил человека. И Бог в Своей любви свят. Святость Божия – это то, что, как свет, изливается на все, созданное Им. И человек тоже призван к святости. Но святость сама по себе проявляется только тогда, когда человек проявляет данную ему Богом свободную волю. Насильно святым никого нельзя сделать. Так же, как насильно никого нельзя заставить любить. И любовь и святость ценны своею свободой – это выбор человека. Святость – это такое свойство, когда человек питается святостью Божией – находится с Богом в единстве. Кто источник жизни? – Бог. Кто источник любви? – Бог. Кто источник святости? Источник святости – Бог. До тех пор пока человек находится в единстве с Богом, святость сияет в его душе.

Но это единство человек потерял, потерял по своей свободной воле. Избрал гордыню, самолюбие, и вместо любви избрал самолюбование. Отпал от Бога человек, и в мире появился грех. И мы знаем, что Господь совершил, чтобы исцелить эту болезнь греха. И ныне Святая Церковь показывает нам, какие плоды исцеления человечества от греха. Сегодня мы празднуем день Всех святых – всех людей, которые жили вместе с Богом и проявили в своей жизни тот замысел Бога о человеке. Оказывается, святых сонмы, ведомых Церкви и неведомых. И в этих сонмах святых есть все: и мужчины и женщины, и младенцы и старцы, и грамотные и безграмотные, и простые люди и цари, и воины и землепашцы. Нет такого рода занятий человека, нет такого возраста или социального состояния, в котором бы не было святых, угодивших Богу и живших вместе с Ним. В них, в этих святых людях, как солнце, отражаясь в капельке воды, сверкает и сияет, так и в каждом святом человеке любовь Божия сияла и сияет вокруг, согревая всех людей, находящихся рядом.

Мы все с вами призваны к святости. Об этом Иисус Христос так сказал: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Сегодня Святая Церковь, в день памяти Всех святых, напоминает нам, что Господь все для нас сделал, чтобы мы были святы. Мы святы, когда в наших сердцах горит самоотверженная любовь. Мы святы, когда делаем что-либо для другого человека, не желая что-либо получить взамен. Мы святы, когда обращаемся к молитве, и сердце наше уносится к Богу. Мы святы, когда прощаем обиды, когда не воздаем злом за зло. Мы святы, когда любовь Божия в наших сердцах горит. Но, конечно же, когда мы посмотрим на себя, мы видим, и нам страшно даже от таких слов становится, и мы говорим себе: «Ну как можем мы себя так назвать и сказать, что мы святы? Мы же грешны. Мы же постоянно грешим, постоянно злимся, осуждаем, постоянно раздражаемся, не имеем в сердце своем любви к ближним». Неужели зря Господь в мир пришел? Неужели зря на земле Церковь создана? Неужели зря Дух Святой наполняет эту Церковь? Почему мы не ощущаем себя, что мы святы?

Правильно делаем, что не ощущаем. Если бы мы начали о себе так думать, то мы бы впали в прелесть. Слава Богу, что Дух Святой дает нам понимание нашей греховности! И, видя свои грехи, мы стремимся от них избавиться, а избавляясь от своих грехов, мы идем к святости. Именно так святые подвижники делали. Они видели свои грехи, каялись в них и говорили о себе: «Я последний грешник», – не лицемерно, но искренно ощущая малейшее погрешение в своей душе и отступление от Бога. А вокруг все о них говорили, что они святые, и свидетельствовали об этом.

Дорогие братья и сестры! Сегодня великий праздник, в который каждый из нас должен считать себя именинником, потому что сегодня день всех святых, а каждый из нас назван и крещен в честь какого-либо святого. Значит, сегодня у каждого из нас именины, у каждого из нас день Ангела. И сегодняшний день говорит нам о том, что должны мы делать в ответ на любовь Божию. Видя святых людей, в честь которых мы названы, зная о том, что Церковь имеет огромные миллионы, сонмы святых праведников, мы должны и себе сказать: «И мы можем идти за Господом так, как они шли, и мы можем тоже следовать за Ним и жить по-христиански». Несмотря ни на что, и кто бы мы не были, Господь всех призывает нас к Себе. Апостол прямо так и говорит о нас, христианах: «Вы святой народ, избранный» (см. 1 Пет. 2, 9). Смотрите, нас, немощных и грешных, отпадающих от Бога и согрешающих, апостол называет «святым народом»!

Какое счастье, что мы живем под сенью Святой Церкви Православной! Свои грехи мы очищаем благодатью Духа Святаго. Мы приступаем к Самому Господу и освящаемся соединением с Ним в Причастии Пречистого Тела и Животворящей Крови Его. И святость – это не наше достоинство, но достоинство Божие, к которому мы стремимся, и если Бог действует в нас, мы счастливы, что Господь помогает нам в этом мире творить добро и уклоняться от зла.

Пример нам – вся церковная история, святые, жившие до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, и живущие даже до сего дня. Каждый на своем месте нес свет Божий людям. Праотцы и пророки, святители и мученики, преподобные и праведные, апостолы и равноапостольные – в каждом чине святых есть для нас с вами пример. У одного святого мы учимся его мужеству исповедовать свою веру, у другого святого мы учимся его смирению и терпению. У одного святого мы учимся его щедрости и доброделанию, у другого святого мы учимся его духовным порывам, и молитве, и предстоянию перед Богом. Неисчерпаемый кладезь для нас с вами науки духовной, неисчерпаемый кладезь примеров всевозможных. Поэтому мы видим, что святость – это не что-то далекое для нас. Это близкое, это то, что находится рядом с нами. Ибо Церковь объединяет всех: и нас, здесь сейчас стоящих, и тех, кто уже на небе сейчас предстоит пред престолом Божиим. Мы единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. Святая – услышим это слово.

Дорогие братья и сестры! Сегодня Евангелие объясняло нам, как следовать за Господом и достигать святости. Для этого надо не отрекаться перед миром от своей веры. Отречение ведь заключается не в словах, да и в словах тоже, но особенно оно заключается в делах. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16). Если наши дела не будут христианскими, если наша жизнь не будет соответственна слову Божию, как мы можем сказать, что мы любим Христа? Как мы можем тогда свидетельствовать, что мы христиане? Да не будет с нами этого. Будем просить, по молитвам Всех святых, память которых ныне мы празднуем, чтобы нам даровал Господь благодать дара Духа Святаго, и чтобы мы в жизни все стремились к святости Божией, которую изобильно дарует нам Церковь Христова. Аминь.

30 мая 2010 года.

Преподобный Исаакий Далматский.

Память 30 мая (12 июня)

Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364 - 378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!». Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.

Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379 - 395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 22 марта.