Приходской листок Троицкого собора, 25 (942) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, – потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут; ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, – в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

(Послание к Римлянам, 2 глава, ст. 10-16)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он двух других братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их, и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

(Евангелие от Матфея, 4 глава, ст. 18-23)

Слово в Неделю 2-ю по Пятидесятнице

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас у нас с вами время апостольского поста, или еще он называется – Петровский пост. В Церкви устанавливаются многодневные посты, в том числе и этот, который сейчас идет, – он целый месяц будет, – для того чтобы человек в это время с особым вниманием отнесся к тому, что у него в душе. Дело в том, что мы очень быстро самоуспокаиваемся, очень быстро привыкаем к тому хорошему, что посылает нам Бог. И, к сожалению, очень быстро мы привыкаем к тем недостаткам, которые есть в нас самих. Мы их всегда оправдываем и с ними сживаемся, и уже их и не замечаем, и считаем, что живем нормально, ничего особенного у нас в жизни не происходит. Вот это ощущение того, что если мы посещаем храм Божий, стараемся как-то исполнять заповеди, то это мы достигли уже какой-то вершины, как нам кажется, что все мы делаем правильно, – оно очень опасно. Потому что самоуспокоенность для христианина – это гибель. Если христианин не стремится карабкаться наверх, вперед, к Богу, останавливается, – то он обязательно начинает катиться вниз.

Вот время поста как раз для того, чтобы мы увидели, что в нашей душе, какова мера нашего с вами совершенства, чтобы мы увидели, какие мы с вами на самом деле христиане; и Церковь помогает нам с вами это увидеть.

Вот сейчас мы только что с вами слышали Святое Евангелие о том, как Иисус Христос призвал Своих первых учеников. Нам надо внимательно вдуматься в содержание этого Евангелия, и мы тогда поймем, какие мы на самом деле христиане, что для нас важнее в этой жизни. Ведь из того, как мы понимаем, что главнее всего в нашей жизни, и будет ясно, какие мы христиане.

Как мы легко иногда бываем быстры на какую-то реакцию – нехорошую. Например, нас кто-то обидел, и мы тут же в ответ ему говорим какое-то обидное слово. Тотчас, не раздумывая, моментально у нас наступает реакция. В ответ на сделанную нам обиду или зло мы тотчас отвечаем обидой или злом. Как говорит Псалтирь: «скоры на зло». Но, оказывается, мы очень медлительны на добро.

Вот сегодня мы в Евангелии слышали (см. Мф. 4, 18–23): Иисус Христос идет по берегу Геннисаретского моря и видит двух братьев Петра и Андрея, которые ловят рыбу. Они рыбаки, это их профессия, ничего другого они не умеют. Они этим зарабатывают на жизнь: ловят рыбу, продают ее и тем живут. Иисус Христос говорит им: «Идите за Мной», – и они бросают все. Бросают свой улов, свою рыбу, свою лодку и идут за Ним. Моментально! Вот какая реакция этих двух братьев на призыв Иисуса Христа. И дальше идет Иисус Христос по берегу моря и видит других двух братьев, вместе со своим отцом, Иоанна и Иакова, те чинят свои сети, они тоже рыбаки. Он им говорит: «Идите за Мной, Я сделаю вас ловцами человеков», – и они все бросают. Сети дорого стоили, и тогда дорого стоили, и сейчас дорого стоят; лодки тоже дорого стоили, и тогда, и сейчас. Все это они оставляют, не зная, что они будут делать. Другого, кроме как ловить рыбу, они ничего не умеют. Они это бросают и идут. Все дело в том, за Кем идут. Все дело в том, что сердце их увидело в Иисусе Христе. Они идут за истинным Богочеловеком, за Тем, Кто пришел для нашего спасения. Их сердца, вот этих братьев, апостолов, тотчас увидели, что самое главное в жизни.

Ну и вот, теперь сравним с собой. Видим ли мы, что главное в нашей жизни, что самое важное в жизни? Стремимся ли мы тотчас следовать за истиной? Всегда ли мы быстро поступаем по правде? Или, скорее, мы быстро поступаем по неправде, а потом раскаиваемся и думаем: зачем же мы так плохо сделали, почему мы так плохо поступили?

Святая Церковь для того и предлагает нам услышать это сегодняшнее Евангелие: о том, с какой искренностью, с какой любовью, с какой самоотверженностью первые ученики Иисуса Христа пошли за Ним, – чтобы мы увидели свое собственное духовное состояние. И время Поста как раз и дается нам для того, чтобы мы рассмотрели свою душу и увидели, как далеко мы от христианского совершенства, как плохо мы откликаемся на зов Христов.

Христос зовет нас, чтобы мы любили друг друга, – мы не торопимся этого делать. Христос говорит нам, чтобы мы прощали друг другу обиды, – мы не спешим этого делать и долго еще держим в своих сердцах. Христос призывает нас иметь чистое сердце, не завидовать и не злобиться, но зависть и злоба, как ядовитые змеи, сидят в нашей душе и подтачивают ее. Как медлительны мы на добро! И как скоры на зло.

Сегодня, услышав Святое Евангелие о том, как откликнулись первые ученики Иисуса Христа на призыв идти за Ним, поразмыслим о своей жизни и попросим у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, – Который каждого из нас призывает, Он каждому из нас говорит: «Иди за Мной!» – попросим у Него сил, чтобы нам идти за Ним по нашей жизни. Помолимся Ему, чтобы Он укрепил нас в том, чтобы мы избегали и были медлительны на зло, но скоры на то, чтобы творить добро. Попросим у Него, чтобы Он вразумил нас, чтобы мы увидели, каким же истинным путем идти за Ним. Время Поста и дано нам для этого. Да поможет нам всем Спаситель и Господь Иисус Христос, призвавший Своих учеников проповедовать Царствие Божие, чтобы и мы с вами, идя вслед за ними, пришли в это благословенное и спасительное Царство Христово. Аминь.

17 июня 2012 года.

Священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский

Память 7 (20) июня

Священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский (в миру Владимир Никольский), родился 1 августа 1870 года в семье диакона Ярославской епархии, служившего в селе Поводнево, что в одиннадцати верстах от града Углича. С отрочества он занимался крестьянским трудом и участвовал в церковной жизни своего села, быстро возрастая разумом о Христе. Первоначальное образование Владимир получил в Угличском Духовном училище, поступив туда девяти лет от роду, а затем в Ярославской Духовной Семинарии. После окончания Семинарии юноша поступил в Московскую Духовную Академию, где на II курсе (1 августа 1893 года) принял монашеский постриг в двадцать три года, по благословению и совету святого праведного Иоанна Кронштадтского, с именем Андроник, в честь святого Апостола от семидесяти, епископа Паннонийского.

По окончании Академии, в 1895 году, получив звание кандидата богословия за сочинение «Древнецерковное учение о Евхаристии как жертве в связи с вопросом об искуплении», он принимает сан иеромонаха и назначается помощником инспектора в Кутаисскую Духовную Семинарию. Через год становится преподавателем, а затем инспектором Александровской миссионерской Семинарии, находившейся в Ардоне на Северном Кавказ в Осетии.

Отец Андроник сразу расположил к себе местное население. Готовясь ко второму учебному году, он неожиданно в 1897 году получает телеграмму о своём назначении миссионером в Японию. По приезде на место назначения он горячо взялся за дело миссионерства под вдохновляющим окормлением уже славно трудившегося там Святителя Николая (Касаткина, память 3 февраля). Японцы поразили его простотой восприятия учения Христова и силой веры.

Однако болезнь заставляет отца Андроника вернуться в Россию. В течении шести лет он является ректором Уфимской Семинарии.

5 ноября 1906 года отец Андроник был хиротонисан в епископа Киотского и назначен помощником архиепископа Николая (Касаткина). Вторично приехав в Японию, в город Осака, он за короткое время сумел создать там православную общину. Но климат южной азиатской страны резко ухудшил и без того слабое здоровье епископа Андроника, и через два года Синод по его прошению отзывает Владыку Андроника в Россию, назначая его в 1908 году епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии.

В те годы уже ясно виделось отступление общества от Церкви – и на этом поле брани Владыка выступает могучим воином Христовым, препобеждая безбожие и падение нравов словом Божиим. Вот что он тогда писал: «Древний антихристианский заговор, начавшийся от тех, которые кричали Пилату с яростью на Иисуса Христа: «распни, распни Его; кровь Ею на нас и на чадах наших», — продолжавшийся в тайных обществах, слился со всемирной иудейской организацией». «Собирайся же плотней, Русский народ, заграждая уста безбожных, как триста лет тому назад ты…, обманываемый, обольщаемый всеми, собрался вокруг Минина и Пожарского и прогнал всех врагов, поставил пред Господом Богом Царя и с ним водворил порядок».

В 1913 году Владыка назначается в Омск. Омская епархия охватывала тогда территорию современного Восточного Казахстана, включая будущую Карагандинскую область. Обширные земли осваивались русскими переселенцами. Епископ игумен налаживал в переселенческих сёлах церковную жизнь, преодолевая тысячи вёрст пути зачастую без келейника и иподиакона. Подвижнический труд истощил его физически до крайности, и священноначалие сочло необходимым перевести его на «благополучную» Пермскую кафедру.

Полтора года служения в Сибири завершились переездом за Урал, на Русский Север. Епископ Андроник вступил в управление Пермской епархией. На Пермскую кафедру взошёл подвижник и архипастырь-миссионер, подобный святому Стефану Пермскому — крепкий молитвенник, ни во что вменявший всякое богатство. Все средства жертвовал Владыка на помощь беднякам; одевался просто, никогда не носил шёлковых ряс. Его жизнь была образцом древнего благочестия, а время служения Святителя — временем расцвета духовной жизни в Пермской епархии; устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян; в аудитории при Стефановской часовне начались занятия миссионерского и народно-певческого кружков; составилась хорошая библиотека, из которой всем желающим выдавались книги на дом; во всех храмах города служились акафисты, после которых проводились беседы. Владыка объяснял народу духовный смысл идущей в то время войны.

Пермь тогда отличалась прекрасными проповедниками, в подготовке которых Владыка много потрудился, и которые позднее целым сонмом засвидетельствовали истину своего служения мученичеством и исповедничеством.

Для малоимущих при одном из храмов было организовано «попечительство о бедных» со своей дешёвой столовой. При свечном заводе и на подворье Белогорского монастыря открылись книжные лавки. При храме училища слепых и в женском монастыре были устроены детские приюты. Воскресенский храм содержал на свой счёт богадельню, в которой жили около пятидесяти стариков. При кафедральном соборе организовалось общество хоругвеносцев, насчитывавшее несколько десятков человек, а в 1917 году была создана дружина по охране собора и архиерейского дома.

Продолжение следует.