Приходской листок Троицкого собора, 26 (943) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией, и не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорбей происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Своею любовью к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

(Послание к Римлянам, 5 глава, ст. 1-10.)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Ни трудятся, ни прядут, но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как каждая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что нам пить?» или: «во что нам одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеет нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

(Евангелие от Матфея, 6 глава, ст. 22-33)

Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Жизнь христианина всегда проходит в духовной борьбе. Христианину постоянно необходимо быть вооруженным духовно, потому что он борется против сил зла. Но не надо думать, что силы зла пассивны, что они не ведут борьбу против человека. Борьба сил зла за души человеческие не прекращалась никогда, и враг никогда не оставлял своих попыток захватить души людские. Конечно, пришествие в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и создание Им на земле Своей Церкви явилось страшнейшим и сокрушительным ударом по силам зла. Потому что те люди, которые находятся в ограде церковной, те люди, которые идут за Господом Иисусом Христом, которые наполнены благодатью Духа Святаго, неуязвимы для действа диавольского. Но наша беда заключается в том, что очень часто мы от этой спасительной сени и покрова церковного уходим, начинаем жить по своей воле, по своим мыслям – и попадаем тогда под власть тьмы.

Причем борьба сил зла против Церкви выражается не только в духовных явлениях – она выражается и во внешних явлениях. Было время в нашей стране совсем недавно, когда были гонения на Церковь – страшнейшие, такие, как в первые века христианства. Многие из вас, старшего поколения, помнят это время: когда нельзя было и близко к храму подойти, когда и храмов-то не было, когда нельзя было ребенку крест носить, – я не буду всего этого перечислять. Это была внешняя борьба против Церкви. Сейчас нам кажется, что наступило время свободы и благоденствия. Неужели прекратилась борьба против Церкви?

Борьба сил зла за души людские не прекратилась, а усилилась. Потому что тогда мы, христиане, знали, что вот он, наш враг, вот он нас преследует, мы видели его и знали, как нам поступать, мы спасались благодатными молитвами Церкви Христовой и ее Таинствами. Сейчас происходит нечто другое. Во всем мире создается общество потребления. Это страшные слова: «общество потребления». То есть человек не воспринимается как духовное существо, созданное Богом, – нет, человек – это объект потребления. Что это такое? Это такой объект, который ест, одевается, чем-то занимается, и надо научить его как можно больше потреблять: чтоб он лучше и разнообразнее ел, лучше одевался, побольше отдыхал… Посмотрим, вот кто смотрит телевизор: о чем там говорится? О чем говорится в газетах? О чем говорится в интернете? О чем говорится по радио? Только об одном: какая самая лучшая еда, какое самое полезное питие, какая самая красивая одежда, – все, ни о чем другом там речи нет! И человек оболванивается с утра до вечера, ему внушается: ешь, пей, одевайся – вот твое предназначение. Зарабатывай деньги, относи к нам в магазин, мы будем обогащаться, а ты будешь… А кем ты будешь в результате?

Хоть раз о душе слышали среди этих рекламных вещей? Да, слышали. Говорят о душе: «Хорошо для души курочки поесть». Вот что хорошо для души, оказывается!.. Вот это-то страшнейшая война сил зла против души человеческой. Потому что когда атеисты нас гнали, мы видели: вот они, наши гонители, – а сейчас мы и сами соблазняемся.

Сейчас мы слышали Святое Евангелие, в котором Сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос предупреждает нас об этой опасности. Он говорит нам: «Смотрите, не беспокойтесь о том, что вам есть или во что одеться. Отец ваш Небесный знает, что вы в этом имеете нужду» (см. Мф. 6, 25–32). Что, неужели Господь, создавший нас такими, что мы нуждаемся в пище, такими, что мы нуждаемся в одежде, не знает, что нам нужно и есть, и пить, и во что-то одеваться, и где-то жить? Да, конечно, знает! Он Отец наш, Он знает об этом! Но Он предупреждает нас, чтобы мы не превратились в эти самые объекты потребления. Это у животного, когда его откармливают в хлеву, для того чтобы потом пустить на колбасу, – вот у него нет никакого другого предназначения, кроме как кормиться, а потом попасть на стол, когда его откормят. Человек же не таков? Иисус Христос предупреждает нас, говорит, вы слышали только что в Евангелии: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и все остальное тогда приложится вам» (см. Мф. 6, 33).

Вот что главное в нашей жизни! Вот о чем мы с вами не услышим ни в каких рекламах и ни в какой пропаганде: Царства Божия нам надо искать. Правды Божией нам надо искать. Тогда мы останемся людьми. Тогда у нас будут воистину бессмертные души. А то, представьте себе, если мы в земной жизни ничем другим, кроме как погоней за едой, одеждой, внешним успехом не гоняемся, и этим живем, и об этом думаем только, с утра до вечера только этим наполнены наши мысли, и вот – душа разлучилась от тела. Все – нечего кормить, червяки уже это тело будут есть. Разлучилась душа от тела. А что душа умеет? Она ничего не умеет. Она привыкла только думать о том, как вкусно покушать, о том, как получше одеться, о том, какое тщеславие будет, если я куплю какую-то побрякушку и буду ей хвалиться. Ни о чем другом душа не привыкла думать! И она попадает в вечность. Какой же страх и ужас тогда обымет эту душу: все время земной жизни оказалось напрасным, впустую истраченным. Не было поисков Царствия Божия.

А где оно, Царствие Божие? Где его искать? Господь говорит: «Царствие Божие внутри вас есть, в вашей душе» (см. Лк. 17, 21). Значит, мы свою душу сейчас, во время нашей временной жизни, должны наполнить Царством Божиим. Как это сделать? Кто это нам сможет сделать? Благодать Духа Святаго, которая преподается через молитвы и Таинства Церковные, может это сделать. Через жизнь церковную, через участие в Таинствах мы можем наполнить свою душу Царством Божиим. Мы можем уже сейчас стать – и должны уже сейчас стать – гражданами Царствия Божия.

«И правды его», – сказал Господь. Значит, для того чтобы стать гражданами Царствия Божия, нам надо еще правду Божию соблюдать. Так же, как человек живет в каком-то государстве и обязан исполнять его законы. А что это за правда Божия? А правда Божия изложена Спасителем нашим Иисусом Христом в простых словах главной заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всею крепостию твоею, всею душою твоею, и ближнего твоего – как самого себя» (см. Мф. 22, 37–39). Вот если мы это будем делать, если мы будем стремиться научиться этой любви, то тогда мы поймем, что главное в жизни и Кому надо служить. Потому что Христос предупреждает нас, и мы слышали сегодня, Он сказал: «Не можете служить двум господам». Не можете! Ибо, если одному будете угождать, то о другом забудете, и если одному лучше будете все выполнять, то другой останется без вашего служения. «Не можете служить, – говорит Господь, – Богу и маммоне» (см. Мф. 6, 24), – называя этим именем языческого божества то самое общество потребления, которое сейчас усиленно во всем мире строится и нам с вами навязывается.

Нет ничего плохого в одежде. Нет ничего плохого в пище. Нет ничего плохого в комфортных нормальных человеческих условиях. Плохо только одно – когда человек к этому прилагает свою душу и это считает своим господином. Нет! Это прах и пепел. Это не наш господин. Наш Господин – Отец наш Небесный, Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, пришедый в мир для нашего спасения. Ему будем служить! За Ним будем идти. Будем искать прежде всего в жизни своей Царствия Божия, а все остальное приложится нам. Аминь.

24 июня 2012 года.

Священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский.

Память 7 (20) июня

(Продолжение, начало в № 25)

Владыка высоко ценил духовную культуру русского народа. В своей книге «Письма архиерея к иереям» (выдержавшей несколько изданий) он писал: «Во всём уклад нашей жизни, в обычаях, в душевных исканиях, в народном и даже литературном творчестве непременно есть искание нравственной ценности жизни, отношение к ней именно с этой стороны».

А в своём слове при вступлении на Пермскую кафедру он сказал: «Нет, не было на земле народа, который так глубоко и жизненно воспринимал бы веру Христову… Если современному одряхлевшему миру суждено от Вседержителя ещё воскреснуть к новой жизни, то это воскресение его будет от Богоносного русского народа».

Касательно богослужебной практики Владыка советовал приходским священникам завести в храмах общенародное пение, говоря при этом, что: «Нет лучших распевов, чем знаменные». «Начать нужно со всем известных молитв и кончить тем, чтобы все богослужение вместе с канонархом исполнялось самими прихожанами». И это было именно то, что позволяло верным быть «едиными усты и единым сердцем». «Кроме того, непременно нужны внебогослужебныя чтения и беседы в храме, в школе… На них уместно и следует завести пение хоровое и общенародное. Тут будет и чтение от Божественного, и рассказ из жизни святых или из истории поучительной. На сих чтениях удобно может исполняться и самая катехизация народа». Большое значение епископ придавал кружкам ревнителей благочестия, рассматривавшимся им как очаги духовно-нравственного возрождения нации. В 1917 году на обсуждении в Предсоборном Совете вопроса о допущении русского языка в богослужении, Владыка твёрдо отстаивал незыблемость церковно-славянского языка как особого богослужебного языка, допуская перевод церковных книг лишь для домашнего употребления.

На своём личном миссионерском опыте он своими глазами видел, сколь велико и положительно влияние разного рода паломничеств, а также крестных ходов ко святыням. «Влияние на народ таких народных торжественных богомолений весьма велико и несомненно. Особенно если такие богомоления устраиваются вовремя, с предварительной подготовкой, с личным воодушевлением священника. Нужно пользоваться всяким удобным случаем, чтобы вызвать народ на это».

Владыка Андроник много способствовал народному просвещению и проведению миссионерской деятельности в жизнь. В губернии было немало старообрядцев, и, в конце концов, благодаря его стараниям, стали возникать единоверческие приходы, для которых трудами преосвященного были учреждены специальные пастырские курсы для подготовки единоверческих священнослужителей. Обучение заканчивалось торжественным Богослужением. Литургию в единоверческом храме совершал по служебнику XVI века сам Владыка.

Он также пробуждал в народе интерес к собственной истории. Так, по его благословению, десятки тысяч православных с множеством крестных ходов собирались в монастыре на Белой горе в память избавления от пугачёвских разбойников.

Продолжение следует.