Приходской листок Троицкого собора, 27 (944) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь; потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

(Послание к Римлянам, 6 глава, ст. 18-23)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек; но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

(Евангелие от Матфея, 8 глава, ст. 5-13)

Слово в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь предлагает нам духовно восторжествовать о рождении честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Праздновать рождение какого-либо святого – в православной традиции такого нет обычая. Все дни памяти святых – это, как правило, момент, когда святой разлучается от земной жизни и отходит к Богу. Это дни упокоения. Бывают еще, правда, дни памяти перемещения мощей. Но только три праздника рождения существуют в нашей Церкви: это Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, это рождество Пречистой Девы Марии и рождество Иоанна Предтечи.

Почему так благословляет Церковь нам отметить эти особые дни? Да потому, что от личности этих троих людей: Богочеловека Господа Иисуса Христа, Пречистой Девы Марии и Иоанна Крестителя – зависит наше с вами спасение.

Сама история рождества Иоанна Предтечи особенна. И сейчас мы слышали ее в евангельском чтении (Лк. 1, 1–25, 57–68, 76, 80). И эта история рождения Иоанна Крестителя дает нам много поводов для духовных размышлений.

Захария, отец Иоанна Крестителя, был ветхозаветным священником. И, как сообщает нам евангелист, они с его супругой Елисаветой жили праведно, были праведными. И дожили до старости. Но Елисавета была бесплодна, что составляло страдания для этой благочестивой пары, потому что в древнем мире бесплодие считалось наказанием Божиим.

И вот мы слышали с вами сегодня в Евангелии, как Захария вошел в святилище ветхозаветное и стал кадить жертвенник. И вдруг около жертвенника с правой стороны он видит Ангела. Захария испугался, что значит это видение. А Ангел ему возвещает о том, что он, Захария, станет отцом, что у него родится сын, которому он наречет имя Иоанн, и что этот сын будет велик перед людьми, что он будет праведен. Захария недоумевает. Он не верит своим ушам. Он не может вместить этого благовестия. Он говорит: «Этого не может быть. Я уже стар. И жена моя бесплодна».

Смотрите, благочестивый человек, но – веры в этот момент у него не оказалось. Жизненный опыт, который показывает ему течение жизни, перевесил даже видение Ангела. И тогда он получает наказание. Ему Ангел говорит: «Ты не будешь говорить, будешь немым до тех пор, пока не увидишь исполнения этого моего слова» (Лк. 1, 1–20).

Дорогие братья и сестры, вот даже начало повествования уже указывает нам на очень важные вещи. Первая вещь: прийти в этот мир, то есть родиться – это зависит не от нас. Это зависит не от родителей, не от человека это зависит. Иные родители очень желали бы иметь детей, но им Бог не посылает. Другие, наоборот, считают, что дети – обуза. Но, несмотря на всю их злую волю, дети приходят в мир. Первое, что мы должны с вами знать, что это чудо – наше с вами рождение. Чудо Божие, которое совершается повсеместно и повседневно. Никто не может объяснить, как бы ни старались исследовать это чудо, почему и как приходит в мир человек, как образуется душа у человека, кто ее дает. На это нет объяснения научного, но есть объяснение Священного Писания. Бог дает нам жизнь. Бог приводит нас в этот мир. Наша жизнь – это Божий дар и Божие чудо. И душа наша – образ и подобие Божие – тоже дается нам Богом. С момента зачатия уже у человека душа. И он живет девять месяцев во чреве матери – это уже образ и подобие Божие, потому что и Сам Господь наш Иисус Христос, придя в этот мир, девять месяцев во чреве Матери пребывал, Пречистой Девы Марии. Это первое духовное назидание нам из сегодняшнего праздника. Наша жизнь – это дар Божий.

Второе: как нам нужно верить слову Божию. И если мы не будем верить слову Божию, мы можем уже даже в этой нашей временной жизни получить некое наказание. Вот, смотрите, Захария не поверил, и его Ангел немым сделал до того времени, пока не исполнится пророчество. Значит, сколько он молчал-то? Фактически девять месяцев немым был, нес такое наказание. Нам надо с вами внимать слову Божию и иметь веру Ему, потому что если мы будем поступать вопреки нашей вере, то… То есть для нашего же блага, конечно. Захария праведный был, и для его же блага его Господь наказал. А мы о себе можем сказать, что мы праведные? Нет, вряд ли мы так о себе можем сказать. Тем более нам нужно прислушиваться к слову Божию и стремиться жить согласно заповедям Божиим так, как Господь повелел нам.

Что же дальше мы сегодня с вами слышали в Евангелии? А далее: люди уже поняли, что что-то произошло. Захария ушел кадить жертвенник и все не выходит и не выходит. Потом он выходит, и все поняли, что ему было видение. Он не говорил, и весь вид у него был крайне растерянный, так что все осознали, что произошло нечто. А что произошло, он им и сказать не мог, потому что был немой. Он удалился в свой дом после завершения служения при храме Господнем. И Елизавета зачала. И никому об этом не говорила, таилась пять месяцев.

А далее, когда совершилось рождение Иоанна Крестителя, его хотели назвать по имени Захарии. Но Елисавета запротивилась и говорит: «Его надо назвать Иоанном». Родственники не очень понимали, почему. Была традиция называть по имени своих родных. «Никого, – говорят, – нет у тебя такого родного с таким именем». Тогда зовут Захарию, еще немого, и Захария на дощечке пишет имя: «Иоанн». И после этого открываются у него уста, и он начинает говорить. А младенец возрастает Духом Божиим (Лк. 1, 21–25, 57–68, 76, 80).

Но что интересно: понес Захария некое наказание за свое неверие, а когда начал говорить, то он начал пророчествовать то, фактически, что он услышал от Ангела. Он начал пророчествовать о будущем своего сына, о том, каким он будет пророком, и как он будет служить Господу, и как он будет велик пред Богом. И действительно, дорогие братья и сестры, Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн – величайший праведник среди людей. О нем Сам Иисус Христос сказал, что он больший среди всех, рожденных женами (см. Лк. 7, 28). – Сам Христос!

А в чем же была роль Иоанна Крестителя? Он был последним пророком Ветхого Завета, то есть того времени, которое было до пришествия Господа Иисуса Христа. И стал первым мучеником Нового Завета, когда Ирод за благовествование его о правде усек ему главу. Иоанн приготовил по повелению Божию пути для проповедей Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. И ныне мы празднуем его рождение.

Сие празднование – это очень важная духовная составляющая нашей жизни. Потому что, смотрите, даже каждую неделю один день – вторник – посвящен памяти честнаго славного Пророка и Предтечи, Крестителя Иоанна, каждый вторник – день его памяти. Всего в году ему посвящено шесть праздников. А этот праздник рождения Иоанна Крестителя дает нам с вами повод задуматься о том, как мы дар жизни, которая нам дана Господом, используем, и попросить молитв у великого «из рожденных женами» человека. Чтобы он, предстоящий пред Престолом Господним, он, который уготовал пути Спасителю нашему, он, который проповедовал покаяние и обращение к Господу, научил и нас с вами жить по благим заповедям Божиим. Быть праведными, уклоняться от зла, каяться так, как он звал к себе на Иордан всех каяться; каяться в своих грехах, и исправляться, и идти по пути, который заповедал нам Спаситель и Господь наш Иисус Христос.

Обратимся же своими молитвами к Иоанну Крестителю, тем более что у нас есть духовная радость и счастье – частица мощей Иоанна Предтечи, расположенная вот в этом мощевике, и попросим у него его великих и святых молитв.

Святый Предтече Спасов Иоанне, моли Бога о нас!

Аминь.

7 июля 2016 года.

Священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский

Память 7 (20) июня

(Продолжение, начало в № 25, 26)

Отечественную войну 1914 года Владыка встретил открытием у себя в епархии лазаретов для раненых и сам часто посещал находившихся в них воинов. Летом 1916 года он отправляется к фронту в Царскую Ставку, где был принят Государем.

Святитель предупреждал народ об опасности внутреннего врага, который опаснее внешнего. «Россия разрушается теориями масонского либерального кагала», — говорил Владыка, приподнимая завесу над тайной беззакония. Позднее, в 1918 году он рассылает открытки и письма многим архиереям по поводу беспорядков в стране, и не получает ни одного ответа, как он сокрушается о том в письме к Патриарху.

Наблюдая почти всеобщее государственно-правовое невежество и упадок веры на Руси, Владыка считал, что невозможен переход от монархии к иной форме правления без разрушения Российской государственности, и в 1916 году в Пермской епархии были созданы особые миссионерские курсы по обличению нового социалистическо-коммунистического лжеучения. «Долг совести верноподданного и безграничная любовь к Отечеству не дают мне молчать» — говорил Святитель Андроник.

Когда случился Февральский переворот 1917 года Владыка, узнав об отречении Императора, 5 марта в Спасо-Преображенском кафедральном соборе при огромном стечении народа на Литургии после чтения Евангелия с великой душевной болью сказал: «Не стало у нас Царя… Безчестные царские советники и слуги в своих расчётах скрывали правду от сердца Царёва и делали всё, чтобы разъединить Царя с народом и добились своего, но, добившись, они первые же и оставили Царя одного, отказавшись далее служить ему. И так не стало у нас Царя… и Церковь не смеет провозгласить эту святыню Русского народа, всех объединяющую во единого соборного человека. Около Царя Русияне объединялись как дети возле отца…. Как триста лет тому назад, в лихолетье, разворовали Отечество подлые людишки и ввергли его в погибель, так и ныне до этого довели безчестные царские слуги… <…> Все как один человек, в эту грозную пору устоим в ровности духа и далее со Христом единодушно, согласно и мирно да пребываем все в это трудное время, возложенное на нас как испытание. Пусть всякий знает: Отечество в Опасности; оно потрясено в основах своих».

В марте 1917 года Пермский исполнительный комитет отправил телеграмму обер-прокурору Святейшего Синода с требованием уволить епископа Андроника от управления епархией «как опасного для общественной безопасности и как препятствующего духовенству в его праве соорганизоваться». Узнав об этом, Владыка отправил обер-прокурору протест, указывая, что «моя опасность… очевидно состоит… лишь в опасности для… самого совета рабочих и солдатских депутатов, всем заправляющего по указке немецких и еврейских провокаторов». Синод решил оставить Владыку на месте.

Вскоре начал работу Поместный Собор, и епископ уехал в Москву. На Соборе был избран Священный Синод из шести человек, а на случай гибели членов Синода было избрано шесть заместителей, и среди них и епископ Андроник. На Соборе он вошёл в состав Издательского Отдела и был одним из энергичнейших его деятелей. «Огнь пылающий» – так звали его. Епископ Андроник делал всё возможное, чтобы документы Собора и Послания продолжали печататься. В декабре и январе он пребывает в Перми и обращается с нарочитым Посланием к своей пастве об организации приходов. В начале 1918 года он возвращается в Москву и возводится в сан архиепископа.

Продолжение следует.