Приходской листок Троицкого собора, 28 (945) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией. Потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего. Моисей пишет о праведности от закона: «исполнивший его человек жив будет им». А праведность от веры так говорит: «не говори в сердцем своем: кто взойдет на небо?» то есть Христа свести; «или кто сойдет в бездну?» то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердцем твоем», то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедают ко спасению.

(Послание к Римлянам, 10 глава, ст. 1-10)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море, и погибло в воде. Пастухи же побежали, и, придя в город, рассказали обо всем, и том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно, и прибыл в Свой город.

(Евангелие от Матфея, 8 глава, ст. 28 – 9 глава, ст. 1)

Слово в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Кто для нас Иисус Христос? Это очень важный вопрос. И нам необходимо знать правильный ответ на этот вопрос. Потому что очень часто в жизни, обращаясь и общаясь с людьми, мы слышим такие рассуждения: «А зачем вы в церковь ходите? Я вот в Бога верую в душе. Это не надо ходить». А спросишь у человека: «А что значит «в Бога верую в душе»? Кто такой Иисус Христос?» – «Ну как же, вот, Он учил делать добро». – «Это хорошо. А что такое добро?» И дальше идут пустые рассуждения, на которые люди и ответить толком не могут. Они твердят одну фразу, которая, как им кажется, отвечает на все их внутренние вопросы: «Я верю в Бога в душе», при этом подразумевают, что в храм ходить не надо, что исповедоваться и причащаться не надо, а уж там посты соблюдать – тем более это все не нужно. Вот, «в душе верую»… Правы они или нет? Они ведь тоже говорят, что они христиане. Когда начнешь ему говорить: «А какой же ты христианин?» Он говорит: «А я крещеный. Да, вот, крестик ношу. Смотри».

Кто же для нас Иисус Христос? И как нам узнать Иисуса Христа? Как нам понять, в Кого же мы верим и верим ли мы в Него на самом деле?

Только что мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором Сам Иисус Христос задал Своим ученикам этот вопрос. Он спросил: «Как вы считаете, кто Я? За кого Меня считают люди?» Ему начали рассказывать, что одни считают, что Он такой же, как Иоанн Креститель: помните, Иоанн Креститель звал всех к покаянию и погружал в реке Иордан? Другие считают Его за пришедшего вновь пророка Илию: Илья-пророк известен своей пламенной верой, и обличением людей в их грехах, и призывом к праведной жизни. А некоторые – за пророка Иеремию, или за других пророков (см. Мф. 16, 13–14).

Собственно говоря, вот для тех людей, которые о Христе говорят, что «я верю в Бога в душе», для них, вероятно, Христос – один из таких праведных пророков, который рассказывал, что такое хорошо и что такое плохо, давал умные сентенции, что надо делать, а чего не надо делать.

Тогда Иисус Христос спрашивает учеников: «А вы за кого Меня почитаете? Кто Я для вас?» И тогда Симон, сын Ионин, – тот, которого первым вместе с его братом Андреем Иисус Христос призвал от рыболовства к апостольской жизни, отвечает Ему: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». На это Иисус Христос говорит ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что это не плоть и кровь тебе открыли, это Бог тебе открыл». И тогда, обращаясь к Симону, дает ему новое имя. Он называет его «камнем»; по-гречески «Петр» – это в переводе означает «камень». И говорит: «Ты – Петр. И на камне сем построю Церковь Мою» (см. Мф. 16, 15–18). На каком камне Иисус Христос хочет построить Свою Церковь? На камне той веры, которую исповедал апостол Петр: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Вот на этой вере строится все здание церковное. Если мы с вами верим, что Христос – Сын Бога Живаго, значит, мы на правильном пути, на пути праведном. А куда нас этот путь должен привести? Естественно, туда, куда зовет нас Господь. Господь зовет нас в Царство Небесное. Нужно пойти за Ним. А как за Ним пойти?

Иисус Христос дальше говорит очень интересные, но очень важные слова. Он говорит Петру следующее: «Дам тебе ключи Царствия Божия». Представляете? Оказывается, в Царство Божие-то надо войти в какую-то дверь! А от этой двери еще ключи, оказывается, есть! И это не кто-то придумал или сочинил. Это Сам Иисус Христос говорит: «Дам тебе ключи от Царствия Божия». Потому что «кому простишь здесь на земле, будет прощен и на небе, а кому удержишь, будет удержано на небе» (см. Мф. 16, 19).

Что же это значит? Что это за ключи такие, которые Иисус Христос дает апостолу Своему? Одному ли Он только ему дал? Мы в Символе веры говорим такие слова, что мы веруем «во Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». А что значит Апостольская? А вот как раз то и значит! Иисус Христос Своим ученикам – апостолам дал ключи от Царства Небесного, чтобы апостолы нам с вами открывали эту дверь в Царство Божие. Вот как войти можно в Царство Божие! Не лежа на кровати и говоря: «О, у меня Бог в душе. Все в порядке, я спасен». Нет! Надо пойти путем Христовым и получить еще разрешение от апостолов, которые откроют нам дверь в Царство Небесное. Это Сам Христос сказал! Не тот, которого придумывают себе люди, не желая узнать о Христе.

А как же апостолы получили эту власть? И она что, так только с ними и осталась? Нет. Они эту власть стали передавать благодатью Духа Святаго, через рукоположение. Из поколения в поколение, и до сегодняшнего дня по всей земле Святая Церковь Православная имеет апостольское преемство. Наши святители-архиереи имеют благодать Духа Святаго – апостольскую власть вязать и решить грехи человеков. У них ключи от Царствия Божия. И мы с вами, принадлежа Святой, Соборной, Апостольской Церкви, получаем открытые врата в Царство Божие, которое нам открывают сии святители Божии, преемники святых апостолов. Вот почему нужно знать, Кто такой для нас Господь Иисус Христос. И знать, где мы можем встретиться с Ним.

Что дальше ведь Господь сказал, обратите внимание, когда Он сказал Петру о ключах? Он сказал: «Созижду Церковь Свою, И врата адовы не одолеют ее» (см. Мф. 16, 19). Как вы думаете, если человек не принадлежит Церкви, имеет ли он защиту от врат адовых? Имеет ли он защиту от сил зла? Имеет ли он защиту от искушений? Имеет ли он защиту от падений греховных? Кто ему поможет? Он сам на себя надеется. К Церкви не обращается, ни о чем не думает, Бог у него якобы в душе. И не замечает такой человек, как врата адовы поглощают его.

О двух вратах сегодня в Евангелии мы слышали: о вратах Царствия Небесного и вратах адовых. Ключи от врат Царствия Небесного у Святой Церкви Христовой. А врата адовы ключей никаких не просят. Они раскрыты, зияют. Как сказано в Писании, «диавол, как лев, рыкает, ища, кого бы погубить» (см. 1 Пет. 5, 8). Как же тут без защиты?

Святая Церковь, основанная на камне веры, имеющая преемство от святых апостолов, которой Сам Господь Иисус Христос дал власть прощать и разрешать грехи человеков, есть спасительное место от погибели человеческой души. Здесь мы получаем все. Здесь мы узнаем Господа Иисуса Христа. Не просто размышляем о Нем, не просто разговариваем о Боге, нет! Мы здесь общаемся с Богом. Мы здесь молимся Богу, обращаемся к Нему, а Он обращается к нам и дает нам благодать Святаго Духа. Не просто размышляем, что такое хорошо или что такое плохо, но здесь мы получаем конкретное прощение за наши конкретные грехи, за наши недостоинства, и Господь очищает нас и делает нас способными к тому, чтобы творить добро. Не просто мыслим, как хорошо иметь Бога в душе, а имеем Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа в сердцах и душах наших, ибо мы соединяемся с Ним в Таинстве Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя и Бога нашего, и имеем обетование, что если мы будем сейчас соединяться с Ним в этом великом Таинстве, то Он воскресит нас в последний день (см. Ин. 6, 54).

Дорогие братья и сестры! День святых первоверховных апостолов Петра и Павла напоминает нам великую радость о том, что мы дети Святой Апостольской Церкви. В сегодняшний день обратимся к этим великим ученикам Христовым, святым апостолам, чтобы они умолили Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, дабы Он даровал нам разум всегда помнить и знать, и всегда исповедовать, что Он воистину есть Христос, Сын Бога Живаго, Ему же слава во веки веков! Аминь.

12 июля 2016 года.

Священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский.

Память 7 (20) июня

(Окончание, начало в № 25-27)

С февраля, после опубликования большевицкого декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, начались бесчинства и зверства со стороны властей по отношению к Церкви. Владыка возвращается на кафедру, где продолжает обличать распоясавшуюся безбожную власть как разбойников, бесстыдно обманывающих народ. Тысячи людей – даже совершенно неверующих, шли послушать мужественное слово Святителя. В ответ на декрет о национализации церковного имущества, осуществление которого вылилось в грабежи храмов, архиепископ, в своей проповеди с амвона обращаясь к агентам власти, прятавшимся среди верных, сказал: «Идите и передайте Вашим главарям, что к дверям храмов и ризниц они подойдут, только перешагнув через мой труп, а при мне и гроша ломаного церковного не получат».

После первого неудачного со стороны властей ареста Владыки, им предвиденного, большевики решились на крайние меры. Город объявили на военном положении. Для ареста Святителя 4 июня было поднято до полутора тысяч человек. Боясь, как бы кто не оповестил народ, у колокольни поставили двух конных милиционеров. Далеко за полночь отряд чекистов подошёл к собору и несколько человек, поднявшись к Владыке, бодрствовавшему вместе с двумя священниками, увели Святителя. Внезапно с соборной колокольни ударили в набат, остановленный двумя выстрелами в героя, пытавшегося поднять народ.

Набат был услышан и к зданию милиции стали спешно подтягиваться люди, требуя освободить Владыку Андроника; однако с помощью силы возмущение людей было подавлено.

6 июня 1918 года состоялся допрос архиепископа. Святитель Андроник молча занял одно из кресел возле письменного стола и долго не отвечал ни на один вопрос. Затем снял панагию, завернул её в большой шёлковый лиловый платок, положил перед собой на письменный стол и, обращаясь к следователям, сказал: «Мы враги открытые, примирения между нами быть не может. Если бы я не был архипастырем и была необходимость решать вашу участь, то я, приняв грех на себя, приказал бы вас повесить немедленно. Больше нам разговаривать не о чем». Сказав это, он не спешно развернул платок, надел панагию, спокойно поправил её на груди и, весь погрузившись в молитву, не проронил более ни слова.

Палачи отвезли исповедника в лес по Сибирскому тракту в ночь на 7 июня и заставили вырыть себе могилу, грозя закопать его живым. Закончив работу, Владыка минуть десять помолился, поклонился на четыре стороны света, и лёг в своё последнее пристанище. Его тут же начали закапывать заживо, но священномученик не подавал признаков жизни. Несколькими выстрелами чекисты закончили свою «работу адову». Перед этим они сняли с Владыки архиерейский наперсный серебряный крест, на цепи от которого затем водили собаку.

В последние месяцы жизни Святителя многие потеряли надежду на духовное возрождение нашей обманом завоёванной Руси. «Стоном стонет наш народ, – говорил со слезами сам Владыка, – Но воскреснет погибающая в прахе и пепле Россия родимая», – пророчески не сомневался он.

Поместный Собор Российской Православной Церкви направил в Пермь особую комиссию «для расследования ареста архиепископа Андроника и последующих церковных событий. Она состояла из священномученика Черниговского архиепископа Василия (Богоявленского, память 14 августа), ректора местной Духовной Семинарии архимандрита Матфея и ещё члена Синода – мирянина. Советская власть дала ей возможность произвести следствие и выехать до Камского железнодорожного моста, где поезд был остановлен и члены комиссии убиты ворвавшимися в вагон красноармейцами. Произошло это 1 (14 н. ст.) августа 1918 года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.