Приходской листок Троицкого собора, 29 (946) 2017

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещаватель ли, увещавай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

(Послание к Римлянам, 12 глава, ст. 6-14)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно, и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному; встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

(Евангелие о Матфея, 9 глава, ст. 1-8)

Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Наша жизнь сравнивается очень часто с путем, по которому мы с вами идем. Так и говорится: жизненный путь. Этот жизненный путь мы с вами преодолеваем от нашего рождения до того момента, как наша душа разлучится от тела. На этом жизненном пути каждого из нас подстерегают различные неожиданности и опасности. Мы бываем на перепутьях дорог, когда нам нужно сделать выбор, как поступить, что сделать, каким путем пойти. Собственно говоря, этот выбор мы делаем постоянно, чуть ли не каждый день, потому что мы постоянно выбираем между плохими поступками и добрыми поступками, между праведной жизнью и неправедной жизнью. И этот выбор мы делаем и в мыслях своих, и в словах своих, и в действиях своих. И так складывается наш жизненный путь. На этом жизненном пути мы спотыкаемся о наши грехи и пороки. На этом жизненном пути мы падаем и валяемся. Потом, слава Богу, если находим в себе силы, встаем и идем дальше.

О праведниках, людях святых, в Священном Писании говорится: «Они ходили пред Богом» (см. напр. Быт. 5, 24; 6, 9 и др.). Вот какое выражение – «ходили пред Богом». Это что значит? А это значит: они жили так, что понимали каждую минуту, что Бог их видит, что знает их мысли, и чувства, и дела. И они ходили пред Ним, шли вместе с Ним, то есть постоянно избирали жизнь с Богом, а не жизнь по своему желанию, по своему хотению, по своим грехам. Праведники ходили пред Богом. Ходили пред Богом мученики, когда не отрекались от Христа и свидетельствовали даже до временной смерти свою верность Господу. Ходили пред Богом преподобные, которые молитвами своими день и ночь прославляли Бога и молили Его за весь мир. Ходили пред Богом все святые, которые Христа в своем сердце имеют.

Мы с вами ведь тоже призваны ходить пред Богом. Когда нас крестили, после того, как мы были погружены в купель крещения, в Христа крестились, в Христа облеклись, умерли для греха, родились для жизни вечной, то трижды, – если мы взрослые были, сами шли за священником вокруг купели или, если мы были младенцами, нас несли крестные, – трижды шли за крестом, который нес священник, изображая тем самым, что отныне мы пойдем по пути Христову. Но, увы, не то наблюдаем мы в своей жизни. И не ходим мы пред Богом. И не помним мы каждую минуту, что Бог нас видит. И не всегда мы избираем добро. И не всегда мы отворачиваемся от греха. Все это происходит с нами в нашей жизни, и из-за наших с вами отступлений и грехов наша душа буквально сковывается этими грехами, сковывается так, что мы становимся неспособными по жизни своей идти за Христом, потому что грех мешает нам. А как он мешает? А вот, например, болезнь такая человеческая – паралич: мозг не может дать членам тела, руке или ноге, приказ двигаться, потому что уже нервы поражены и не выполняют свою функцию, не передают этого приказа. И человек лежит и двинуться не может. За ним только ухаживают люди, переворачивают его, а сам он ничего не может. Все, нервы отказали, связи между мозгом и членами тела нет. То же самое разрушительное действие производит в нас грех. Душа, может быть, хочет делать что-то доброе, но этот приказ души нам не передается, потому что все забито грехом, все испорчено. Все те каналы, по которым бы душа должна нам передать, что мы должны жить по совести, что мы должны жить по заповедям Божиим, что мы не должны делать никогда другому того, чего мы не желаем, чтобы нам сделали, забиты, – все, эти приказы не передаются. И наша жизнь духовная становится парализованной так, как об этом говорил апостол Павел: «О, бедный я человек!.. Доброго, которого я хочу, я не делаю. А злое, которого не хочу, то делаю» (см. Рим. 7, 19, 24).

Дорогие братья и сестры, Спаситель мира Господь наш Иисус Христос для того и пришел к нам, чтобы нас исцелить от наших духовных болезней, чтобы нас избавить от этого духовного паралича, чтобы мы с вами в жизни своей реально шли за Ним, чтобы шли ко спасению, и чтобы наш жизненный путь никогда не привел нас в тупик, а наоборот, чтобы наш жизненный путь привел нас в Царство Небесное.

Сегодня только что мы слышали Святое Евангелие, как Господь Иисус Христос исцелил человека парализованного, по-славянски – «расслабленного» (см. Мф. 9, 1–8). Он сначала сказал ему: «Прощаются тебе грехи твои», то есть указал на причину его болезни. Ибо причина всех наших болезней: духовных, душевных и телесных – это наши грехи. А люди не понимали и стали роптать, говоря: «Кто Он такой, что Он прощает грехи? Прощать может только Бог». А мы знаем, что Иисус Христос истинный Бог наш и истинный человек. И правильно, Он может прощать грехи. И тогда, чтобы не только Божественное мы осознали, но и человеческое, Иисус Христос говорит этому расслабленному, которого принесли на носилках, который сам не мог двигать ни рукой и ни ногой, говорит ему: «Встань и ходи». И совершается чудо: этот парализованный встает и начинает ходить.

Эти слова Иисус Христос произносит, как указывает нам Священное Писание, «видя веру их» (см. Мф. 9, 2) – то есть тех, кто принес этого расслабленного к Нему. Иисус Христос видит веру святых Своей Церкви, видит веру праведников, которые ходили и ходят пред Богом, видит веру всех нас, объединенных в Его единое Тело, небо на земле – Церковь Христову (см. Еф. 1, 22–23). И ныне Он говорит через слово Божие и нам с вами, каждому из нас, омраченному и парализованному грехом, каждому из нас Он говорит: «Встань и ходи!»

Вознесем молитвы ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он, простив нам наши согрешения, дал нам силы в нашей жизни всегда ходить за Ним и никогда не отступать от Него. Ему же слава во веки веков! Аминь.

31 июля 2016 года.

Слово в праздник Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Русская Православная Церковь почитает Матерь Божию ради честной Ея иконы Казанския. В нашей Церкви велико почитание Божией Матери. И существует, пожалуй, более трехсот праздников, посвященных Матери Божией. Это показывает – насколько мы с вами осознаем важность для нас предстательства Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы.

Праздники, связанные с прославлением икон, как правило, связаны и с историей нашего государства. История государства – это история народа. Но каждый человек в отдельности имеет свою собственную историю своей собственной жизни. И когда мы видим, как оказывается действенна сила молитв Пречистой на целых народах, то тем более мы понимаем, какова же сила этих молитв в судьбе каждого из нас.

История явления Казанской иконы Божией Матери описана святым Патриархом Гермогеном, который сам в те дни явления был еще священником. Это было в 1579 году, когда город Казань постигло бедствие большое. Половина кремля сгорела, много храмов деревянных сгорело, много сгорело жилищ. Фактически город лежал в пепелище. И тогда маленькой девочке десятилетней, которую звали Матрона, явилась Матерь Божия и повелела среди пепелища раскопать и обрести Свою икону. Девочка рассказала об этом родителям. Но они сначала не придали этому значения: мало ли какие сны могут ребенку присниться… И на второй день опять повторился тот же сон, то же явление Матери Божией этой девочке с тем же повелением. Уже немного озаботились родители, что это значит. А когда в третий раз точно такой же сон приснился этой девочке, они пошли и об этом сказали священнику. Как раз это и был будущий Патриарх Гермоген. И они тогда начали в том месте, где указано было, вести раскопки, раскапывать, и обрели икону – эту икону, которую сейчас мы все прославляем, и перед этим образом молимся со слезами о прощении наших грехов. После обретения этой иконы, когда ее понесли в храм, уже от нее стали происходить чудеса: два слепых человека прозрели.

Ну, а какое это историческое повествование к нашей жизни имеет отношение? Вот, если мы задумаемся, смотрите, Матерь Божия настойчиво предлагает потрудиться: раскопать пепелище, раскопать грязь, найти Ее образ. Мы порой своими грехами из своей жизни устраиваем пепелище. Страсти опаляют и сжигают нас. Грех наш все наше доброе превращает в пепел: и наши добрые мысли, и желания, – нашими страстями, нашими недостойными поступками, как огнем, сжигает все доброе. А Церковь предлагает нам потрудиться: раскопать под всем этим пеплом и найти святыню в своей жизни. Вот так, как эти люди града Казани обрели святыню – икону Пречистой Девы Марии. Нам надо в своей жизни искать святыню. Это первый урок из истории этого праздника.

И так же, как этой девочке Матерь Божия являлась и через сонные даже видения указывала ей, и нас Господь Своим промыслом через различные жизненные обстоятельства подталкивает и наставляет, чтобы мы пришли ко храму Господню, чтобы мы пришли к молитве, чтобы мы обрели в своей жизни смысл. А без святости нет смысла жизни.

Эта икона, которая была явлена во граде Казани, относится к иконописному типу, называемому Одигитрия, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Вот сейчас мы с вами будем совершать молебен перед этой иконой Божией Матери. И давайте попросим Ее, чтобы Она была Путеводительницей нам с вами по жизни, чтобы мы в жизни своей шли праведным путем за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, чтобы Она привела нас на путь спасения и избавила от пути греха, чтобы Она привела нас на путь жизни и избавила от пути смерти, чтобы Она привела нас на путь добрых дел и избавила от пути пустого времяпрепровождения, лености и уныния, чтобы Она привела нас на путь молитвы и избавила нас от холодного и каменного сердца, чтобы Она привела нас на путь милосердия и избавила нас от пути безразличия и черствости.

Велики молитвы и предстательство Матери Божией. Настолько велики, что мы не обращаемся к Ней, как к святым другим, мы не говорим Ей: «Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!». Мы говорим Ей прямо: «Пресвятая Богородица, спаси нас!», веруя в то, что Ее молитвами мы с вами будем спасены, и Господь и Спаситель наш Иисус Христос дарует нам Царство Вечное.

Совершим же сию молитву к Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице, возопиим Ей из глубины нашего сердца: Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

21 июля 2016 года.