Приходской листок Троицкого собора, 30 (947) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но как написано: «злословия злословящих Тебя пали на Меня». А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

(Послание к Римлянам, 15 глава, ст. 1-7)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их. И Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И, когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

(Евангелие от Матфея, 9 глава, ст. 27-35)

Слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

О чем нам с вами нужно было бы всегда и в первую очередь молиться? Чего нам просить у Бога нужно?

Мы часто считаем, что в первую очередь надо просить здоровья, надо просить благополучия, надо просить успехов. Может быть, это и важные вещи в жизни. Но есть несравненно важнейшая вещь в жизни, обладая которой все остальное можно легко получить, если нужно. И сегодня мы слышали с вами в Святом Евангелии, о чем это идет речь (Мф. 9, 27–35).

Иисус Христос входил в город. И еще издалека два слепых, услышав, что Он идет, кричали: «Помилуй нас, Сыне Давидов!» Он зашел в дом, и они за Ним. Продолжают Его просить. Он спрашивает: «Что вы от Меня хотите?» «Хотим прозреть», – отвечают они. А Он им говорит: «Имеете ли веру?»

Что спросил Христос? «Имеете ли веру?». Они говорят: «Да, имеем». И тут происходит очень важное. Прикасаясь к их глазам, Христос говорит: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). И они тотчас прозрели. Свершилось чудо. «По вере вашей будет вам».

Так вот, если бы у каждого из нас была истинная вера, все бы у нас в жизни было прекрасно. По нашей вере все было бы нам дано. По нашей вере мы бы шли по жизни, радуясь о Господе. По нашей вере мы переносили бы любые испытания и любые жизненные трудности и сложности. По нашей вере мы и болезни бы наши побеждали. По нашей вере дается нам. А какой результат нашей жизни? Мы, действительно, получаем по нашей вере. Какая наша вера, вот так и живем. Какая наша вера, вот так и суетимся, так друг друга обижаем, обманываем, раздражаемся, мстим, злобимся. Вот такая наша вера. Поэтому совершенно ясно, чего нужно в первую очередь у Бога просить. Веры нам надо просить у Господа, чтобы Он зажег в наших сердцах веру. И если вера будет гореть в сердце нашем, то все будет нам подвластно.

Мы иногда надмеваемся над неверующими и говорим: «Вот мы христиане, а вы, там, безбожники, нехристи». А они могут нам в ответ сказать: «А какие вы христиане? А покажите вы вашу веру! А вот сказано, верующий скажет горе сей: «Пойди и двинься в море» (см. Мк. 11, 23), и она двинется. Где твоя вера? – скажет нам такой неверующий. – Покажи нам ее!» И что нам показать?

Со смирением мы должны осознавать, насколько слаба наша вера. Но с этим же смирением мы должны просить у Господа этого огненного дара веры. Потому что, если у нас будет этот дар, наша жизнь воистину будет прекрасна. Невзирая на то, в каких мы будем жить условиях, невзирая на то, какое будет состояние нашего здоровья, наша вера нас с вами спасет не только в этой временной жизни. Это что, временные испытания. Они довольно быстро закончатся гробовой доской. А что дальше будет? Так вот, если будем иметь веру в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, дальше будет радость и блаженство, и жизнь с Богом, и жизнь вечная. Но для этого нужна вера! Где же нам эту веру взять? Как ее получить?

Сегодня в Евангелии мы слышали не только о том, как два слепца исповедали свою веру, и по вере им было дано (Мф. 9, 27–31), но и о другом чуде, которое совершил Господь Иисус Христос. К Нему, к Иисусу Христу, привели (вот обратим внимание на это слово «привели»: не сам пришел), привели человека немого, да еще и бесноватого. У него не стал Христос спрашивать о его вере. Он и ответить бы не мог, он немой. Да и о какой вере можно было говорить у него, когда он бесноватый, бесновался?! Но его привели к Иисусу Христу. Значит, те, кто привели, имели веру. И Господь совершает чудо, ничего не спрашивая. Он изгоняет беса, и человек начинает говорить. Совершается чудо. А по чьей же вере совершено было чудо? Да по вере тех, которые привели к Иисусу Христу этого немого бесноватого (см. Мф. 9, 32–33).

Вот, похоже, и мы с вами немые. Похоже, порой, по грехам своим и бесноватые. Похоже, что сами мы и веру свою не можем исповедовать. Да кто же нас приведет к Иисусу Христу?

Дорогие братья и сестры, есть у нас такая радость! Мы члены Церкви Христовой. Церковь Христова приводит нас к Господу Иисусу Христу. Мы сами не можем, не умеем толком молиться, не имеем веры. В душе нашей полно страстей и грехов. Но Церковь приводит нас к Господу Иисусу Христу, чтобы Господь и Спаситель Иисус Христос исцелил нас. Вот для нас путь спасения. Да, мы со смирением видим слабость своей веры, но мы не отчаиваемся, потому что есть сильные в вере, есть сонмы святых, ибо у Бога все живы, и за все время существования Церкви эти миллионы святых нас приводят своими молитвами к Господу Иисусу Христу. Вот какие у нас помощники! Вот кто нас приводит к Богу! У нас у каждого есть Ангел Хранитель, который ведет нас к Богу, есть Ангелы и Архангелы, предстательствующие пред Престолом Божиим, есть Пречистая и Преблагословенная Дева Мария Богородица, Которой дана сильнейшая власть молиться за весь мир.

Дорогие братья и сестры! Восхвалим Спасителя и Господа Иисуса Христа за то, что Он даровал нам счастье быть чадами Святой Церкви Христовой. Будем просить Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он зажег в наших сердцах спасительный огонь веры. И по вере нашей да будет нам. Аминь.

7 августа 2016 года.

Воспоминание чуда святой Евфимии Всехвальной.

Память 11 (24) июля

Святая великомученица Евфимия (сведения о ней помещены 16 сентября) совершила мученический подвиг в городе Халкидоне в 304 году, во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклитианом (284-305). Полтора столетия спустя, когда Христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения.

В 451 году в городе Халкидоне, в церкви, где почивали прославленные чудесами мощи святой великомученицы Евфимии, происходили заседания IV Вселенского Собора (сведения о нем 16 июля). Собор был созван для определения точной формулировки догмата Православной Церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа – Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу – Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры. На Соборе присутствовали 630 представителей от всех Поместных Христианских Церквей. Со стороны православных в соборных деяниях принимали участие святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский (память 3 июля), святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский (память 2 июля), и представители святителя Льва, папы Римского (память 18 февраля). Монофизиты присутствовали в большом количестве во главе с Диоскором, Патриархом Александрийским, и Константинопольским архимандритом Евтихием.

После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению.

Тогда святой Патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому, чрез Его несомненную носительницу святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом, в присутствии императора Маркиана (450-457), участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня Патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с Православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли Православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению.

В VII столетии после нашествия персов мощи святой Евфимии были перенесены из Халкидона в Константинополь, во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра (716-741) был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборчеекая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Когда иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом Седьмом Вселенском Соборе (787 г.), при святителе Тарасии, Патриархе Константинопольском (784-806), и при императоре Константине VI (780-797) и матери его святой Ирине (797-802) мощи святой великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно перенесены в Константинополь.