Приходской листок Троицкого собора, 31 (948) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо и Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

(Первое послание к Коринфянам, 1 глава, ст. 10-18)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И, выйдя, Иисус увидел множество людей; и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пище. Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву, и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

(Евангелие от Матфея, 14 глава, ст. 14-22)

Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Какое странное свойство имеет время! – Иногда оно пролетает так, что мы его даже не замечаем. Иногда оно мучительно долго тянется. Как правило время летит быстро и для нас незаметно тогда, когда наша душа наполнена – когда наша душа наполнена любовью, когда наша душа наполнена верой, когда искренно из души нашей льется молитва. Как, порой, мы себя ощущаем – будто на небе. Сами не ощущаем времени, когда действительно наша душа наполнена благодатью. А когда наша душа наполнена унылыми тоскливыми размышлениями, когда в нашей душе сидит какая-то обида или скорбь, как, порой, мучительно и жутко тянется время!

Сегодня мы с вами только что слышали Святое Евангелие, в котором повествуется, как радостно чувствовали себя люди, которые искренно обращались к Иисусу Христу, как радостно было им быть вместе с Христом, как для них пролетело время. Христос исцелял их. Христос проповедовал им. И они находились с Христом целый день, но для них это время так радостно и быстро пролетело, что никто из них даже не подумал о том, что надо было позавтракать, надо было пообедать, и уже день заканчивается, а они даже ни разу не вспомнили о еде. – Вот, как бывает человеку хорошо, когда воистину он с Богом, а Бог с ним! И вот уже, как мы слышали в Евангелии, к концу дня апостолы сжалились над людьми, думая, что им плохо без еды, и стали обращаться к Христу, говоря, чтобы Христос отпустил их.

Но Он-то их не держал! Они сами к Нему пришли, им было хорошо с Богом. Христос говорит Своим ученикам: Вы дайте им есть! – А у учеников всего-то было пять хлебов и две рыбы. Но господь говорит, что и этого будет достаточно несмотря на то, что собралось пять тысяч человек общаться с Ним. И далее Господь совершает чудо. Чудо – которому нет человеческого объяснения, но которое реально по слову Божию совершилось. Иисус Христос повелевает людям рассесться на траве, благословляет хлебы, ученики начинают их разносить, и насыщаются пять тысяч человек – да их и больше было, потому что детей и женщин никто уже отдельно и не считал, да еще и остается после этого двенадцать коробов хлеба.

Что означает это чудо? Для чего оно записано в Святом Евангелии? И какой нам смысл вспоминать об этом?

Первое, и наиболее важное для нас, воспоминание заключается в следующем. Если мы будем стремиться к Иисусу Христу, и если Христос будет пребывать с нами в нашей жизни, мы никогда не будем страдать от недостатка чего-либо. Ведь когда человек на самом деле страдает? – У человека может быть дома «полная чаша» – холодильник, набитый всякими продуктами, и все у него есть… А в душе у него тоскливо и плохо – и он места себе не находит. Он перебирает дорогую одежду, которая у него есть; он ходит, слоняется по комнатам своего большого дома. Но если в душе у него пусто и если в душе нет веры, надежды, любви; если в душе у него ненависть и зависть; если как змеи в его душе гнездятся страсти, разве он будет удовлетворен тем, что у него есть? – Нет! Ему всегда будет плохо, потому что с ним нет Бога.

А если с человеком Господь, если благодать Божия рядом с человеком, то то, что ему Господь посылает на сегодняшний день – хоть маленький кусочек черствого хлеба со стаканом молока, он это съест и ему этого будет достаточно, и он будет радостен в том случае, если он вместе с Богом. Вот, как эти люди, которые слушали Христа и ни о чем не помышляли.

Но что же значит, что Христос накормил эти пять тысяч человек хлебами?

Вспомните – когда Спаситель только еще выступал на общественную проповедь после того, как Он крестился в Иордане, Он удалился в пустыню. И когда в пустыне Он постился – сорок дней ничего не ел – и по человечеству на сороковой день взалкал и захотел есть, то, помните, тогда приходит диавол и говорит Ему: «Если Ты Сын Божий, скажи этим камням, чтобы они сделались хлебами» ( см. Мф. 4, 3). – А Господь отвергает это искушение и говорит: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божиим, исходящим из уст Его!». – Почему тогда Христос не совершил это чудо, а сейчас совершает это чудо и умножает пять хлебов для пяти тысяч? В чем здесь смысл?

Вспомните – тогда Христос по-человечески Сам взалкал и захотел есть, именно есть, потому что тело человеческое нуждается в пище, об этом были Его мысли. Но Он не совершает это чудо ради своей человеческой природы, ради удовлетворения человеческих потребностей. А когда люди пришли к Нему слышать слово Божие и когда люди получали от Него утешение и исцеление, Он совершает это чудо несмотря на то, что они Его об этом совсем не просят. Они для другого к Нему пришли – не за хлебушком. Они пришли к Нему за словом Божиим, а Он и это им дает. Так и у нас в жизни бывает. Когда человек ищет в жизни своей правду, Господь утешает его и другое ему посылает. Когда же человек в жизни своей ищет прежде всего удовлетворения своих собственных человеческих страстей, своих собственных эгоистических привязанностей, ничего доброго у него происходить не будет.

И еще – это чудо имеет великий прообраз. Прообраз – это символ, который совершается в прошлом, обозначая события будущего. Прообраз заключается в следующем. Как Господь Иисус Христос накормил жаждущих слова Божия, так и мы, собираясь в храм Божий на молитву, питаемся от Единого Хлеба – Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Который Сам о Себе сказал: «Я – хлеб, сошедший с небес, ядущий Меня будет жить вечно» (см. Ин. 6, 41, 51, 58). – Это Он говорит о Таинстве Пречистого Тела и Животворящей Крови Своей, когда мы во время Божественной литургии, которую совершаем сейчас, призывая Духа Святаго, под видом хлеба и вина причащаемся Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя и насыщаемся – насыщаем душу свою так, что она становится живой, что в ней появляется сила Божия.

Дорогие братья и сестры! Услышав сегодня в храме Господнем повествование о чуде Господа нашего Иисуса Христа, будем всегда стремиться быть вместе с Ним. В своей жизни будем искать хлеба духовного. Свою душу будем питать словом Божиим. А все остальное, что нам необходимо, Господь даст нам, ибо Он знает нашу нужду еще прежде нашего прошения. Ибо Он – Спаситель наш. Ибо Он – «хлеб животный, сошедший с небес». Ему же слава во веки веков! Аминь.

2 августа 2009 года.

Слово в праздник пророка Божия Илии.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь ныне чтит память святаго пророка Божия Илии. Этот пророк, о котором повествуется в книгах Ветхого Завета, почитается особо Церковью за его пламенную веру.

Само название «пророк» иногда у нас неправильно объясняется. Иногда мы путаем понятия «пророк» и «предсказатель». Пророк – это не тот, кто угадывает или предсказывает будущее. Пророк – это тот человек, который силою Божией раскрывает перед людьми путь жизни и предупреждает об опасности идти по пути смерти.

Часто мы ищем ответов на повседневные жизненные вопросы: как нам поступить с нашим имуществом, например, как его – продавать или не продавать; как нам поступить с нашим здоровьем – идти на операцию или не идти на операцию; как нам поступить с родными и близкими – пойти первому попросить прощения или в воспитательных целях подождать, пока они осознают, что неправильно поступают. И вот, мы ищем ответы на эти вопросы, и нам хотелось бы, чтобы кто-нибудь предсказал нам, поруководил нами, как в конкретном случае нам поступить. И часто даже люди в храм Божий приходят, пытаются у священника спросить. Но, дорогие братья и сестры, нам для того с вами и дана наша свободная воля и наш разум, чтобы мы самостоятельно, свободно выбирали линию нашей жизни и совершали свои поступки. А вот определить, каковы эти поступки, хороши они или плохи, мы сможем, если мы будем понимать, что в жизни нашей самое важное и главное, без чего нельзя жить, а что второстепенное, и без чего можно обойтись.

Пророк Божий Илия еще до пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа неустанно указывал народу Божию, что самое главное в жизни. А главное – это вера в Единого и Истинного Бога. Без веры в Истинного Бога невозможно ничего доброго совершить. Без веры в Истинного Бога невозможно в жизни идти правильным путем, невозможно сделать правильный выбор в своих поступках.

А как раз в то время даже сильные мира сего, цари, отступали от Истинного Бога. И вместо того, чтобы кланяться Истинному Богу, кланялись идолам. И служение пророческое, в частности пророка Божия Илии, заключалось в том, что он открывал людям глаза, что нельзя одновременно служить Истинному Богу и идолам, нельзя «хромать на оба колена» (см. 3 Цар. 18, 21), нельзя приносить жертву Истинному Богу и идти потом к прорицателям, предсказателям и идолослужителям. Это для нас очень актуально и сейчас, дорогие братья и сестры, потому что мир перед нами расстилает целую поляну соблазнов, ложных ценностей, ложных представлений о жизни – то есть идольских. Идолослужение – это служение человека своим собственным страстям, грехам, потакание своим слабостям. И когда мы падаем в грехи и сами себе угождаем, своим собственным недостойным желаниям и стремлениям, мы тем самым совершаем идолопоклонство.

Пророк Илия вразумлял народ. Вы слышали сегодня, в Евангелии упоминается об одном из таких вразумлений, когда по молитве пророка Илии три с половиной года не было дождя (см. Лк. 4, 25), и была великая засуха и голод, потому что люди отступили от Истинного Бога. А потом, чтобы люди увидели, как надо служить и молиться Истинному Богу, по молитве пророка Илии дождь снова вернулся на землю. И люди увидели, увидели силу веры, увидели силу молитвы, что может молитва праведника совершать.

Нам бы тоже иметь бы силу молитвы. Нам бы необходимо с вами иметь силу веры. И прискорбно нам, что мы не имеем такой горячей огненной веры, не умеем молиться, и наши молитвы очень слабы. Но для того мы и приходим в храм Божий, для того и обращаемся с просьбой к святым. А сегодня мы обращаемся к пророку Божию Илии, чтобы он научил нас видеть правильный путь жизни, отличать добро от зла, видеть, что в жизни самое главное, и научиться веровать в Истинного Бога, и научиться молиться искренно и горячо. Это всем нам надо. Об этом и будем просить великого пророка, который, за его огненную веру, был живым взят на небо, он не увидел смерти. Он потом являлся на горе Фаворской вместе с Моисеем и общался со Спасителем мира Господом нашим Иисусом Христом (см. Мф. 17, 3). Пророчествуя о пути жизни, сей великий библейский муж одновременно раскрывал для людей Ветхого Завета необходимость Спасителя мира Господа Иисуса Христа, Который должен был прийти для спасения всех людей.

Дорогие братья и сестры! Мы с вами ныне уже находимся в благодатное время Нового Завета, когда Господь с нами, и когда Господь все совершил для нашего спасения. Но так необходимо нам иметь понимание этого, и так необходимо нам с вами идти за Спасителем и Господом Иисусом Христом по нашей с вами жизни! Будем просить величайшего из пророков – пророка Божия Илию, чтобы нынешний день, когда мы собрались в храме почтить его память святую, он вознес свои горячие молитвы к Престолу Вседержителя, дабы и нам с вами иметь в своих сердцах веру, надежду и любовь, научиться молиться и идти путем жизни. Аминь.

2 августа 2016 года.