Приходской листок Троицкого собора, 33 (950) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже до ныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляя вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

(1 Послание к Коринфянам, 4 глава, ст. 9-16)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек, и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает; ибо часто бросается в огонь и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус; и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие; и убьют Его; и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

(Евангелие от Матфея, 17 глава, ст. 14-23)

Слово в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В древнем духовном сборнике, в книге, которая называется «Патерик», что в переводе означает «Отечник», собраны различные истории из жизни монахов и отшельников, которые имеют поучительный смысл. В этой книге есть один небольшой рассказ о том, как молодой монах очень много размышлял над тем, что значит Суд Божий. И как так, что существует ад? И что это такое – мучение грешников? Ведь Бог милостив, Бог есть любовь! И если Бог есть любовь, то какое может быть мучение грешников? Это несовместимо с любовью. И очень много он об этом думал и соблазнялся. И вот приходит он с этим вопросом к старцу и просит разрешить эту его проблему. Старец ничего ему сразу не ответил. Они со старцем были в келье. В келье был полумрак. Некоторое время они помолились вместе. А потом он говорит: «Выйдем на улицу». А стоял яркий солнечный день. Они вышли на улицу – на небе сияет солнце. И старец говорит молодому иноку: «Смотри на солнце. Смотри прямо на солнце и глаз не отводи». Инок посмотрел. Он полминуты не смог смотреть на солнце. Глаза наполнились слезами, он начал моргать и, конечно же, отвел свой взор. Старец ему говорит: «Ты и минуты не мог посмотреть на солнце, которое сотворил Бог, которое есть Его творение. Как же грешник, нечистый и скверный, может взирать на несозданный свет Божий?»

Действительно, вечные муки и муки грешников происходят из-за того, что человек не подготовлен к тому, чтобы видеть свет. Но так бывает, были случаи такие, когда люди на месяц оказывались в пещере, где заблудились и еле-еле выжили. Но там не было солнечного света. И когда они вышли на солнечный свет, их никто не предупредил, и они ослепли.

Дорогие братья и сестры, сегодняшний праздник Преображения Господня говорит нам о том, как мы должны подготовить свою душу к тому, чтобы она могла видеть свет присносущный Господа. Да, мы порой живем буквально во тьме: тьме своих грехов, своей суеты, своей гордыни, своих самомнений, и так привыкли в этом барахтаться – вот как кроты под землей, не видим света подлинного. Как мы потом сможем посмотреть на свет Божества? А ведь в вечности мрака не будет. Там Бог во всем, там свет присносущный! Как мы, неприспособленные, сможем увидеть свет? Вот когда будет нам мучение!

Для того Господь и пришел в мир, и для того уже сейчас в нашей временной жизни нам открывает сияние Своего света, чтобы мы к нему привыкали, чтобы мы научились ходить во свете, чтобы не тьма нас привлекала, а свет. Об этом у Иоанна Богослова очень хорошо рассказано, что «тот, который делает дела злые, избегает света, а кто делает дела праведные, тот идет ко свету» (см. Ин. 3, 19–21).

Сегодняшний праздник призывает нас идти к свету, к свету присносущному Христа Спасителя нашего. Но как туда идти? Как мы туда пойдем? Где этот путь? И мы слышим в Евангелии, как апостолы увидели этот свет. Они путь проделали вместе с Господом Иисусом Христом. Они поднимались на гору. Они поднимались на гору, трудились. Поднимались для чего? Чтобы там помолиться.

Вот нам, дорогие братья и сестры, ответ на то, как нам приучать свою душу к свету. Надо духовно трудиться, подымаясь на духовную гору вверх к Богу. И для этого есть единственное средство – это молитва. Если мы не научимся молиться, мы не сможем жить во свете, мы не сможем творить праведных дел. «Без Меня, – говорит Господь, – не можете творить ничего» (см. Ин. 15, 5). Без Бога никакого доброго дела мы не можем сделать. А как мы призываем в свою жизнь Бога? Конечно же, молитвой.

Итак, сегодняшний праздник говорит нам о том, что нам нужно в жизни своей духовно трудиться и стремиться подыматься вверх к Богу, и молиться, и привыкать видеть свет Божий. Свет Божий мы можем видеть не только во время молитвы, свет Божий мы можем видеть, когда понуждаем себя к добрым делам, делам милосердия и сострадания, когда принуждаем себя прощать, когда учимся любить друг друга, – вот тогда нам сияют отблески Божьего света. А в помощь нам Таинства церковные: исповедь, покаяние, Причастие Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых, которое буквально освещает светом Христовым мрачные уголки нашей души.

Дорогие братья и сестры, обратимся ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Который является Светом от Света, Богом истинным от Бога истинного, чтобы Он просвещал наши с вами души, чтобы Он научил нас видеть Его свет, чтобы свет Его стал для нас родным, чтобы мы не боялись света и не шли во тьму, чтобы жить во свете и жить с Богом было для нас радостью, а не мучением. Помолимся, чтобы Господь дал нам сил шествовать по этой земной жизни к свету невечернему, который воссияет нам в вечности. Аминь.

19 августа 2016 года.

Слово в праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня первый день поста, посвященного Матери Божией, первый день Успенского поста. Сегодня Святая Церковь, полагая начало нашему постному поприщу, предлагает поклониться Честному и Животворящему Кресту Господню. И мы, как будто на Страстной, слышали сегодня Святое Евангелие, в котором повествуется о спасительных страданиях Господа нашего Иисуса Христа.

Износить Крест для поклонения в начале месяца – а по старому стилю, по которому живет Церковь, сегодня 1 августа, начало месяца нового, – была древняя традиция Византии, когда носили Крест по улицам в начале месяца, и люди, поклоняясь Кресту, брали благословение на наступающее время, а также укрепляли себя в вере и благочестии. От этого древнего обычая остался нынешний праздник, который называется Изнесение древ Честнаго и Животворящего Креста.

Мы сегодня, предстоя перед Крестом Христовым, размышляем о том, как мы несем свой жизненный крест. И нам становится горько от того, что мы видим, как мы плохо несем свой жизненный крест. Увы, это так. Мы не умеем смиряться, совсем не умеем любить, не умеем прощать, нет в нас силы быть добрыми христианами. Кто поможет нам?

Сам Господь Иисус Христос для того и пришел в мир и взошел на Крест, чтобы нас с вами искупить от наших с вами грехов, чтобы Честною Своею Кровию дать нам прощения нашего недостоинства. Не то, что мы с вами хорошие христиане, и поэтому Господь нас полюбил. Нет. Как раз Господь нас полюбил незаслуженно. Нас не за что любить. А Он нас любит. А мы даже не можем пример такой взять. Вот бы так нам-то учиться у Господа любить!

Сегодня по церковному обычаю совершается также освящение меда. Это освящение должно нам напомнить о сладости вечной жизни, что Господь уготовал любящим Его. И если, поклоняясь Кресту, мы с вами понимаем, как мы недостойны имени христианина, то, вкушая освященный мед, мы исполняемся надеждой, что милостивый Господь не по нашему достоинству, а по Своей любви даст нам вкусить сладости вечной жизни. В этом символическое духовное значение меда, который сегодня освящается.

И еще хочу обратить ваше внимание на ту службу, которую мы сейчас совершим. Эта служба называется Малое освящение воды. Святая Церковь знает Великое освящение воды. Оно бывает на праздник Крещения, вы знаете об этом. А также практически круглогодично в храме служатся молебны с водосвятием, на которых употребляются некоторые из молитв молитвословия Малого освящения воды. А вот в таком виде полном, как сегодня, Малое освящение воды совершается по Церковному Уставу только один раз в году. Мы сейчас такую службу совершим.

Итак, дорогие братья и сестры, наступил Успенский пост, и мы просим у Спасителя и Господа нашего, чтобы нам почтить Пресвятую Богородицу тем, чтобы постараться воздерживаться от грехов, постараться покаяться в своих грехах и обязательно во время Успенского поста причаститься Пречистого Тела и Животворящей Крови Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам вкушать не только сладости меда временного, но и вкусить вечной сладости жизни, которую дает нам Господь. Ему же слава во веки веков! Аминь.

14 августа 2016 года.