Приходской листок Троицкого собора, 34 (951) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства - вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

(1-е Послание к Коринфянам, 9 глава, ст. 2-12)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе». Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

(Евангелие от Матфея, глава 18, ст. 23-35)

Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами услышали евангельскую притчу, рассказанную Самим Господом Иисусом Христом, которая указывает нам на главную опасность для нашей духовной жизни, которая может иметь необратимые последствия в вечности.

Эта притча говорит об ужасном грехе – немилосердии. В сказаниях о мытарствах блаженной Феодоры описывается, как душа, разлучившись от тела, проходит различные воздушные испытания, где к ней предъявляются претензии по поводу того, как человек жил. Начинают от наиболее распространенных наших с вами грехов, от невоздержания нашего языка и ума. Но самое страшное последнее испытание, которое должна пройти душа, если она даже все остальные мытарства прошла, – это мытарство немилосердия. То есть если человек и не гневался, и не воровал, и не блудил, и в ересь не впадал, но был при этом немилосердным, он не проходит мытарства. Вот что страшно, вот что такое немилосердие.

А что же такое немилосердие? В чем его суть заключается, и почему это так страшно?

Давайте мы с вами вспомним, какую молитву мы легко запоминаем и первой молитве учимся этой. Она всего из двух слов состоит: «Господи, помилуй». И эту молитву мы чаще всего читаем и поем в храме Божием по многу-многу-многу-многу раз. Даже иногда люди не понимают, зачем это читать «Господи, помилуй» 3 раза, «Господи, помилуй» 12 раз, «Господи, помилуй» 40 раз. Да еще на каждой ектенье мы поем: «Господи, помилуй». Значит, мы понимаем и осознаем, в чем мы нуждаемся больше всего – в милости Божией к нам! Чтобы Господь был с нами не строг, чтобы Господь с нами был не справедлив, а чтобы Господь с нами был милостив. Потому что если Господь будет с нами строг, мы не выдержим тех требований, которые предъявляются к жизни христианина. Если Господь будет к нам справедлив, то никто из нас по справедливости не заслужил Царствия Божия. Мы просим у Господа милости. И Господь дает нам эту милость. Потому что по милости Своей, а не по нашим заслугам, Господь пришел в этот мир, взошел на Крест, взял на Себя наши грехи, чтобы мы не погибли, а чтобы мы имели вечную жизнь. Вот какую огромную милость нам оказал Господь. Словами описать величину этой крестной милости невозможно. Но как мы принимаем эту милость и как мы на нее реагируем – от этого как раз очень много зависит в духовной жизни. Наша реакция, т.е. что мы делаем в ответ на милость Божию, – вот что очень-очень важно.

Смотрите, даже в той молитве, которую дал Сам Господь Иисус Христос, Он говорит совершенно определенно, указывает нам, как молиться: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (см. Мф. 6, 12). То есть, если мы просим милости у Бога, то мы должны быть милостивы сами – к кому? Да к нашим ближним. Потому что сказано в Писании: «Суд без милости не сотворившему милости» (см. Иак. 2, 13). Желаем ли мы себе суда без милости? Ни в коем случае. Ни в коем случае! Мы желаем, чтобы Господь был к нам милостив.

О чем же притча? Притча простая, но очень понятная. Один человек должен был царю огромную сумму: 10 тыс. талантов. Ученые между собой спорят, сколько это, как это перевести в современные деньги. Ну, скажем так, 1 млн. долларов, предположим, или там 10 млн. То есть сумма для нас непостижимо огромная. И вот он приходит и начинает умолять, чтобы ему была прощена эта сумма, чтобы господин его простил ему этот долг. И царь прощает, прощает этот огромнейший долг. Этот должник, которому только что был прощен долг величайший, выходит и встречает своего товарища. А этот товарищ был должен ему, ну, предположим, чтобы яснее сказать, тысячу рублей. И он берет и начинает буквально трясти этого человека и говорит: «Отдай мне немедленно». Тот начинает умолять, говорит: «Потерпи на мне еще немного. Я тебе все отдам». Но этот человек непреклонен. Тащит его к судье. А по строгим тем законам, да и сейчас, вы знаете, как кредиты выбивают, судья приказывает этого человека посадить в темницу, а его родственников продавать в рабство, и описывать все его имущество. Когда другие люди увидели, что сделал этот человек, они были в возмущении. Они приходят к царю и рассказывают, что, вот, ты ему простил такой огромный долг, а он своему товарищу не простил вообще маленький, ничего не значащий долг. И тогда призывает царь к себе этого немилосердного должника и говорит: «Что ты сделал? Почему ты так поступил? Не надлежало ли и тебе помиловать своего должника, как я помиловал тебя?» И дает ему строжайшее наказание, сажает ему в темницу, и участь его становится ужасной.

И Господь говорит: «Так поступит и с вами Отец ваш Небесный, если не будете милосердными» (см. Мф. 18, 23–35).

Видите, какая страшная притча. Ее Господь ведь нам рассказал специально, чтобы мы знали, какие последствия будут, если мы не будем милосердными друг к другу. Она простая, доступная и понятная. Но вот только когда наше сердце и наш разум начнет понимать, как мы должны друг другу прощать, если сами желаем прощения от Господа? Наверное, для этого нужна благодать Божия. Наверное, действие Духа Святаго должно осенить нашу душу.

Помолимся же Царю нашему Спасителю и Господу, Который всем нам прощает наши неисчислимые грехи, чтобы мы оказались достойными милости Божией, чтобы нам с вами научиться прощать друг другу, чтобы никогда мы не услышали страшных слов, что с нами Отец Небесный сотворит то же, что с этим немилосердным должником, чтобы мы вошли в Царство Божие, Царство любви и милости, и творили милость в своей жизни, и прощали друг другу грехи и согрешения. Аминь.

4 сентября 2016 года.

Слово в праздник Иерусалимской иконы Божией Матери.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, мы все с вами знаем, как Пречистая и Преблагословенная Дева Мария Богородица освободила наш город в 1866 году от эпидемии холеры. Мы об этом много раз слышали, мы читали, и это для нас не новость. Мы читаем это всегда, когда прикладываемся к иконе Божией Матери – здесь это тоже написано. Представляете, для нас, подольчан, чудо, которое совершила Матерь Божия, становится уже повседневностью. Мы к этому привыкли. Но, может быть, нам поразмыслить?

Что такое эпидемия? Ведь эпидемия – это когда болезнь происходит от одного человека и передается другому. От одного к другому, от одного к другому. Мы можем сказать: «А какое это отношение имеет к духовной жизни?» А очень прямое. Эпидемия зла передается от одного к другому, от одного к другому, от одного к другому. Злоба передается от одного к другому. Тебя обидели, а ты в ответ кого-то обидел. Тебя обругали, а ты разнервничался, другого обругал. Тебя обманули, ну а чего, и я тоже обману. И так оно и идет.

Как спасаются от эпидемии, по медицинским показаниям? Ну, вы, может быть, много раз видели: особенно японцы одевают маски, рот накрывает народ, чтобы им не дышать бациллами. Я думаю, может быть, и нам надо от духовной эпидемии надевать на себя маски. Но только маски не тряпочные. Тряпочные маски – это хорошо. А может быть, нам надеть другую маску, чтобы нам языком своим не грешить, языком своим не осуждать, зла не говорить, ненависть не распространять? Может быть, нам как, извините за выражение, намордник какой-то одеть, чтобы мы не передавали друг от друга, как эпидемию, раздражение, неправду, злобу, сплетни, всякую гадость? Когда мы, наконец, прекратим это делать? Вроде христиане. Все мы в Бога веруем. А как начнем разговаривать, так страшно нас слушать становится.

Матерь Божия избавила город Подольск от страшной эпидемии холеры. Она чудо совершила. Чудо совершила! Какое чудо Ей надо совершить еще с нами, чтобы мы с вами перестали вот этим самым грешить?

При эпидемии, конечно же, медицина предлагает разные вещи, не только маски. Надо разные лекарства принимать, очень серьезные, порой болезненные: уколы, вливания и прочие вещи. Какой укол нам с вами сделать? Какой укол нашей совести сделать? Когда мы, наконец, поймем, что если мы не будем жить по благим и спасительным заповедям Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, то ничего доброго у нас в жизни никогда не будет? Не надо обманываться! Что бы мы себе ни придумали, если это не зиждется на заповедях Божиих, если это не соответствует Святому Евангелию, никогда ничего хорошего не будет. Вот вам и укол. Вот вам и лечение.

Да, мы с вами счастливы, подольчане, что Матерь Божия в 1866 году, как здесь написано, освободила нас от холеры. Печально, что так мало нас собралось поблагодарить Ее за освобождение от этой эпидемии. Потому что сейчас гораздо страшнее эпидемия распространена не только по нашему городу, не только по нашей стране, но и по всему миру.

Хочу напомнить вам слова Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа: «Не бойся, малое стадо!» (см. Лк. 12, 32). «Не бойся». Нам надо с вами не страшиться. Вот, мы передаем друг другу страшные слухи, ужасные, от которых жутко становится. А Господь сказал: «Не бойся, малое стадо».

Если мы будем жить с Господом нашим Иисусом Христом и находиться под покровом Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы, нам ничего не будет страшно. Но у нас, я не пойму, или ума не хватает или чего? Нам все хочется про весь мир думать. А как мир будет? А как там китайцы? А как там американцы? А как там украинцы? Господи, помилуй! Да за себя скажи, как ты будешь? Как ты будешь жить? Как ты будешь заповеди Божии соблюдать? Что ты сделаешь, если сейчас сию секунду тебя Господь возьмет на Суд? Что ты Ему ответишь? Расскажешь Ему про положение в Украине или про олимпиаду? Он это от тебя послушает? Что ты о душе своей скажешь?

Вот, дорогие братья и сестры, Матерь Божия напоминает нам, чтобы мы убоялись эпидемии осуждения, эпидемии омирщения, эпидемии жизни бездуховной.

Церковь Святая на земле является тем островком, который даст нам спасение. Не бойся, малое стадо, Господь уготовит спасение твое. Пречистая Дева Мария, Которая освободила Подольск от страшной эпидемии холеры, освободит и верующих в Нее и подклоняющих голову свою под Ее честный омофор от эпидемии безбожия, неверия и отчаяния.

Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

25 августа 2016 года.