Приходской листок Троицкого собора, 35 (952) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом Двенадцати. Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили. Потом явился Иакову, также всем Апостолам. А после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться апостол, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более их всех потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

(1-е Послание к Коринфянам, 15 глава, ст. 1-11)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще не достает мне? Иисус же сказал ему: если хочешь совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью; потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились, и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

(Евангелие от Матфея 19 глава, ст. 16-26)

Слово в Неделю 12-ю по Пятидесятнице.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами сейчас слышали евангельское повествование, в котором для нас раскрывается необходимость нашего внутреннего духовного осознания своей недостаточности, своего определенного бессилия жить праведно. Очень плохо, когда человек считает, что он достиг какого-то высокого духовного уровня, и когда он успокаивается, и когда он думает, что он уже все правильно исполнил. Когда наступает такая самоуспокоенность, когда нам кажется, что мы уже во всем все хорошо делаем, тогда оказывается, что мы не видим своих собственных недостатков и не исправляемся.

Повествование мы с вами сейчас слышали очень простое, которое для любого из нас послужит хорошим примером. Юноша подошел к Иисусу Христу и стал спрашивать у него, что он должен сделать, чтобы иметь вечную жизнь. На это Иисус Христос сказал ему, что нужно жить по заповедям Божиим. Тогда юноша начал хвалиться и стал говорить о себе, что он эти заповеди все выполнил. Тогда Господь говорит ему: «Ну что же, если ты все выполнил и хочешь быть совершенным, то тогда пойди, все, что имеешь, продай, раздай нищим и иди за Мной». И юноша, услышав эти слова Иисуса Христа, опечалился, потому что его сердце было привязано к тому богатству, которое он имел (Мф. 19, 16–22).

В чем здесь дело? В том ли дело, что этот богатый юноша не хотел жить вместе с Богом? Да нет, он хотел жить по заповедям Божиим, он даже старался их исполнять. Только он думал, что, исполняя эти внешние заповеди, он уже достиг высокого духовного уровня. А Христос ему сразу показал цену его преданности воле Божией. Как только вопрос коснулся его личного удобства, личных привязанностей, то человек поставил их выше слова Божия.

Мы тоже с вами, если внимательно посмотрим на свою жизнь, увидим, что часто мы свои внутренние желания, свои привязанности, свои привычки, свое удобство ставим выше, нежели заповеди Божии. И хотя внешне каждый из нас старается соблюдать благочестие, и внешне стараемся мы жить по заповедям Божиим, но когда бывает так, что перед нами стоит выбор, как мы должны сделать: поступить по-Божьему или поступить так, как нам нравится, как нам хочется, – мы поступаем так, как нам хочется. И это очень печально.

Когда этот юноша отошел от Иисуса Христа, Христос сказал Своим ученикам: «Смотрите, как трудно богатому человеку, надеющемуся на богатство, войти в Царство Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь иглиные уши» (Мф. 19, 23–24). А «иглиными ушами» назывались ворота в Иерусалиме, узкие и низкие, куда, когда подходили путники к стенам этого города, верблюд не мог пройти, с него снимали поклажу, и он проползал под эти «иглиные уши». «Удобнее верблюду, – говорит Господь, – пройти сквозь иглиные уши, нежели богатому войти в Царство Божие», – указывая на способ, каким можно войти в Царство Божие. Как с этого верблюда снимали всю поклажу, как он становился на колени, так и человеку в покаянии надо сознавать свое недостоинство и сбрасывать с себя груз своих самолюбивых грехов и представлений.

И ученики, когда услышали это, опечалились, потому что каждый из них подумал и о себе самом. Хотя ученики все оставили и пошли за Иисусом Христом, но и они в себе увидели свои недостатки. И они, опечалившись, стали говорить: «Кто же тогда может спастись?» (Мф. 19, 25) На что Господь сказал им следующие слова, которые нас с вами должны сейчас вдохновить, – Он сказал: «Что невозможно человеку, то возможно Богу» (Мф. 19, 26).

То есть человек сам по себе не может спастись. Но с Божией благодатью, и Божией милостью, и Божией помощью все мы с вами можем спастись. Если мы будем надеяться только на свои силы, будем самоуверенны, будем хвалиться, будем думать, что мы сами можем жить по-доброму и по-чистому, сами можем иметь в себе источник любви, то мы ошибаемся. Но если мы будем надежду нашу полагать на Бога, просить у Бога помощи, возлагать на Него наше упование, чтобы Он спас нас, чтоб дал нам силы веровать, надеяться, любить, чтобы нам дал силы стоять в добре и не уклоняться во зло, чтобы Он дал нам силы не грешить и жить праведно, – если мы будем на Бога надежду свою полагать, мы с вами будем на правильном пути. «Что невозможно человеку, то возможно Богу».

Конечно, подобно тому юноше, мы с вами тоже очень привязаны к тому, что имеем, и слабы духовно. Но если мы будем призывать благодать Божию и просить у Господа милости к нам, грешникам, Он не оставит нас. Если мы, подобно этому евангельскому верблюду, будем становиться духовно на колени перед Богом, сознавая свои грехи, и стремиться освободиться от суетных и пустых грехов через Таинство Покаяния, то тогда Господь нас с вами приведет ко спасению и жизни вечной.

Дорогие братья и сестры! То Евангелие, которое мы слышали сегодня с вами, назидает нас. И мы обращаемся ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу с сознанием своего недостоинства и просим у Него, чтобы Он научил нас стоять в Его благих заповедях и надежду в нашем спасении возлагать на Него, Ему же слава во веки веков. Аминь.

15 сентября 2013 года.

Слово в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне великий праздник – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этот праздник мы еще называем Богородичной Пасхой. Пасха – это праздник победы жизни над смертью. Пасха – это воспоминание о том, как Спаситель мира открыл для всех нас дорогу к воскресению. Богородичная Пасха – это исполнение того, что Спаситель для всех нас сделал. Это реальный образец, как необходимо воспользоваться плодами воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Господь открыл райскую дверь Своим воскресением. Матерь Божия входит этой дверью. Но Она не одна входит, Она нас за собой ведет.

А что, мы сами не можем войти в эту райскую дверь? Ведь Господь для нас для всех ее открыл. А давайте теперь подумаем, братья и сестры, какой страх для нас самый страшный, чего по-настоящему человек больше всего боится. Задумаемся и поймем, что человек больше всего боится смерти. А казалось бы, если я верующий человек, почему это я смерти боюсь? Вот, апостол Павел говорил: «Хочу разрешиться от этой жизни и быть вместе с Господом» (см. Флп. 1, 23). Это же счастье – быть с Господом! Радость – быть с Господом! Сегодняшний праздник Успения – это ведь не что иное, как соединение Матери Божией с Господом. Посмотрим на икону, видим, как Ее пречистую душу Спаситель мира на руках Своих держит. Вся история праздника говорит о радости. А разве у нас похороны с радостью связаны? Разве мы ждем своего успения? В чем же дело?

Конечно же, дело в том, что мы очень отличаемся от Матери Божией состоянием своей души. Вот в чем дело. Даже если человек не понимает, не осознает своим разумом, то он подсознательно чувствует, что ведь встреча с Господом для него будет означать суд над ним самим, что жизнь наша скверная, что мы грешные. И как же мы перед Богом предстанем, не раскаявшись и не исправившись? Как же мы пред Богом предстанем, если мы маловерны и малодушны и легко поддаемся на любые искушения? Чему же тут радоваться? Бояться, действительно, надо. Но мы бы эту боязнь на пользу бы использовали для себя, поспешили бы исправиться, измениться, грехи свои оставить, покаяться. Нет, ничего этого у нас не происходит. Странный закон: боимся, а ничего не делаем. Да что же получается, для нас теперь врата рая закрыты? И закрыли, что, мы их своими собственными грехами? Христос для нас открыл, а мы закрыли?

Сегодняшний праздник Успения Пресвятой Богородицы дает нам надежду на то, что мы войдем в двери райские. Как мы поем в песнопении, посвященном Успению? «Во успении мира не оставила еси, Богородице».

Матерь Божия, пройдя Сама через врата смерти к жизни, имеет такую силу за нас молиться и предстательствовать, что наши грехи милостью Господа нашего Иисуса Христа, умоленного Пречистой Матерью Своею, от блистания Божества исчезнут. И мы сами, хотя и не достойны этих райских врат, но молитвами Пречистой, если будем верными сыновьями и дочерьми Церкви Христовой, войдем туда. Ведь для того Господь и пришел в мир, чтобы мы с вами не погибли, а имели вечную жизнь. Вот поэтому и нынешний праздник называется Богородичной Пасхой. Дева Мария Сама прошла от смерти к жизни и нас с вами Своей молитвой приведет от смерти к жизни.

Будем же прославлять Пречистую и Преблагословенную Деву Марию Богородицу. Будем усердно молиться Ей, чтобы Она была воистину «в молитвах неусыпающая», о нас с вами, грешных. Возложим на Нее надежды! Конечно же, и сами будем прикладывать усилия, и сами будем стараться, и сами будем стремиться, но будем крепко уповать на Ее помощь и предстательство. И по нашей вере будет нам!

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Аминь.

28 августа 2016 года.