Приходской листок Троицкого собора, 36 (953) 2017

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью. Прошу вас, братия: вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым; будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше; ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа [– да будет отлучен до пришествия Господа]. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами в Христе Иисусе. Аминь.

(1-е Послание к Коринфянам, глава 16, ст. 13-24)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям – взять свои плоды. Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец послал он к ним сына своего, говоря: «постыдятся сына моего». Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его, и завладеем наследством его». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших»?

(Евангелие от Матфея, глава 21, ст. 33-42)

Слово в Неделю 13-ю по Пятидесятнице

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали притчу, которую рассказал Сам Господь Иисус Христос. Притча – это образный рассказ, в котором под видом обычных житейских, жизненных ситуаций или дел изображаются духовные истины, раскрывается значение тех или иных исторических событий.

Притча, рассказанная Иисусом Христом, следующая. Один человек, хозяин, устроил виноградник. Устроил его по всем правилам: оградил стеной, выкопал специальное приспособление для того, чтобы из винограда делать сок виноградный – «точило» называется это по-славянски, – и построил башню для того, чтобы наблюдать за состоянием этого виноградника (см. Мф. 21, 33). Что означает это описание? Что это за виноградник?

Во-первых, кто такой хозяин? Под хозяином Господь Иисус Христос изображает Бога. Бог – Хозяин всего мира. Что такое виноградник? Виноградник – это избранный народ Божий, которому Бог открыл истину о Своем существовании, открыл истину о жизни вместе с Ним. Что такое стены, которые вокруг этого виноградника? Это Закон Божий, которым Бог ограждает Своих людей, как крепкой оградой. И кто соблюдает Закон Божий, пребывает в безопасности, как за крепкими стенами. Что такое точило, где из винограда делается сок? Это образ жертв, которые человек приносит Богу от плодов своих трудов. Что такое башня, которая поставлена над виноградником? Это образ храма Божия, где человек возносится душой своей к Богу в молитвах.

Итак, Иисус Христос таким образом под виноградником изобразил устройство богоизбранного народа, к которому Он пришел. А далее происходит следующее в притче, которую рассказывает Господь. Наступило время плодов. Виноград созрел. И хозяин посылает своих посланников, чтобы получить эти плоды. Но виноградари, которые находятся в этом винограднике, увидев, что идут посланники хозяина, не хотят их принимать. Они их прогоняют. Они их побивают камнями, а некоторых даже убивают (см. Мф. 21, 34–36). О ком это идет речь? Кого Господь Иисус Христос изображает в притче?

Виноградари – это народ Божий, который трудится в винограднике, избранный народ. А посланники Божии – это пророки. Пророки идут к народу Божию, чтобы получить достойные духовные плоды жизни. Раз имеют Закон Божий, раз имеют возможность возносить жертвы, раз имеют возможность совершать молитвы – дайте плоды вашей жизни, добрые плоды: веру, надежду, любовь, милосердие, сострадание. Пророки обращаются к народу Божию, а те их не слушают. Это Иисус Христос изображает историю Ветхого Завета, когда пророки обличали людей за их грехи, а люди вместо того, чтобы исправиться, гнали их и убивали их. И такова была вся история древнего Израиля Ветхого Завета. Сколько пророков пострадало! Никто не хотел слушать слов истины и служить Богу в духе истины. Вот в чем трагедия народа Божия.

А дальше Иисус Христос в Своей притче рассказывает, что хозяин говорит тогда: «Пошлю к ним сына моего. Может быть, сына устыдятся» (см. Мф. 21, 37). Здесь Иисус Христос изображает Самого Себя, истинного Сына Божия, Который послан был к людям для спасения их. А в притче Господь пророчески изображает то, что с Ним Самим произошло. Он говорит: а виноградари решили – вот, идет наследник, давайте убьем его и завладеем его достоянием (см. Мф. 21, 38). Что и случилось с Иисусом Христом, Которого избранный народ предал на распятие.

А далее Христос спрашивает у тех, кому рассказывает эту притчу: «Как вы думаете, а что сделает хозяин, когда придет к винограднику?» Они говорят: «Конечно, злых виноградарей он погубит и отдаст виноградник другим виноградарям, которые будут приносить добрые плоды» (см. Мф. 21, 40–41). Это тоже пророчество, которое произошло в истории. К сожалению, избранный народ еврейский потерял свою избранность, потерял истинную веру. И благовестие Христово воссияло среди других народов, которые приносили и приносят прекрасные духовные плоды Церкви Христовой.

Такую притчу мы только что с вами услышали. Но что же, эта притча только историческая? Что, она рассказана нам Иисусом Христом только для того, чтобы мы лучше запомнили историю древнего Израиля и его отступление от истины? А нас это как-нибудь касается или нет?

Эта притча касается и нас. Нашей жизни она касается. Потому что мы все призваны трудиться в духовном винограднике Божием. Потому что мы с вами тоже имеем Закон Божий. Потому что мы с вами имеем возможность возносить жертвы Богу – сердце сокрушенное и смиренное (см. Пс. 50, 19). Потому что мы с вами имеем возможность возносить молитвы к Богу и давать плоды доброй нашей жизни.

А теперь спросим у себя, какие мы виноградари: добрые или злые? Приносим ли мы плод добрых дел Богу? Совершаем ли мы дела милосердия? Являемся ли мы сострадательными друг ко другу? Поддерживаем ли мы друг друга? Имеем ли мы в сердце своем веру, надежду и любовь? А совесть нас обличает и говорит: «Нет, не имеем. Не умеем молиться, не умеем любить, не умеем прощать, не хотим совершать добрые дела». Совесть нас обличает так же, как пророки обличали народ еврейский. Нас совесть обличает – а мы что делаем? Слушаем мы свою совесть? Да нет, мы гоним ее. Гоним камнями своей черствости и нежелания исправляться. Нам Господь посылает Ангелов-хранителей, которые укоряют нас, а мы прогоняем их, как прогоняли злые виноградари. Мы убиваем свою собственную совесть.

Сам Господь пришел к нам. И что мы делаем? Страшно ведь сказать, но это любой может прочесть в сочинениях святых отцов. Страшно слова эти произносить, но это ведь правда. Ведь когда мы грешим, мы своими грехами распинаем Господа Иисуса Христа. Вот в чем страх-то. Вот каким образом относится к нам эта страшная притча. И она рассказана нам Господом Иисусом Христом для того, чтобы мы осознали необходимость исправления нашей греховной жизни. И чтобы мы пребывали в ограде Церкви Христовой. И чтобы мы стремились быть добрыми виноградарями, приносящими добрый плод своей жизни Господину нашей жизни Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Ему же слава во веки веков. Аминь.

18 сентября 2016 года.

Равноапостольный священномученик Косма

Память 24 августа (6 сентября)

Равноапостольный священномученик Косма, в миру Константин, был родом из Этолии. Он обучался сначала на родине под руководством архидиакона Анании Дервишана, а затем завершил свое образование на Святой Афонской Горе, в Ватопедском училище у таких известнейших в то время учителей, как Николай Царцулия (из Мезовы) и Евгений Булгарис (впоследствии, в 1775-1779 годах, архиепископ Екатеринославский и Херсонский).

Оставшись на Афоне в Филофеевской обители для преуспевания в духовных трудах, он был пострижен там в иноческий чин с именем Косма, а затем рукоположен в иеромонаха. Стремление направить на путь спасения и укрепить в вере братьев-христиан побудило святого Косму испросить благословение духовных отцов и уйти в Константинополь. Там он овладел искусством красноречия и, получив письменное дозволение у Патриарха Серафима II (а позднее и у его преемника Софрония) проповедовать Святое Евангелие, стал возвещать его сначала в церквах Константинополя и окрестных селениях, затем в придунайских княжествах, в Фессалониках, в Веррии, в Македонии, в областях Химаре, Акарнании, Этолии, на островах Святой Мавры, Кефалонии и в других местах. Его проповедь, исполненная благодати Святого Духа, простая, спокойная и кроткая, приносила христианам великую духовную пользу. Как и святым Своим апостолам, Сам Господь споспешествовал ему и утверждал слово его знамениями и чудесами. Проповедуя в Албании, в тех отдаленных местах ее, где христианское благочестие было почти утрачено, среди одичавших и огрубевших людей, закосневших в грехах, святой Косма Словом Божиим приводил их к искреннему покаянию и исправлению.

По его наставлению в селах открывались церковные училища. Богатые жертвовали свои средства на благоустройство церквей, на покупку Священных Книг (которые святой раздавал грамотным), покрывал (которыми он наделял женщин, увещевая их ходить с покрытыми головами), четок и крестов (которые он раздавал простому народу). Так как церкви не вмещали всех желавших послушать мудрого проповедника, святой Косма с собором иереев совершал бдения в полях, на площадях, где тысячи людей молились о живых и усопших и назидались его наставлениями. И везде, где останавливался святой Косма и говорил свою проповедь, благодарные слушатели воздвигали большие деревянные кресты, которые оставались навсегда в память об этом.

Апостольское служение святого Космы завершилось мученической смертью в 1779 году. В 65-летнем возрасте по наветам иудеев он был предан туркам и удавлен. Тело его было брошено в реку, а через три дня обретено священником Марком и предано погребению близ селения Каликонтаси в Ардевузском монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впоследствии частицы мощей священномученика были перенесены на благословение в разные места.