Приходской листок Троицкого собора, 38 (955) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. Но, имея тот же дух веры, как написано: «я веровал и потому говорил», и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.

(2 Послание к Коринфянам, 4 глава, ст. 6-15)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

(Евангелие от Матфея, 22 глава, ст. 35-46)

Слово в Неделю 15-ю по Пятидесятнице.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали евангельское чтение, объясняющее для нас смысл заповедей Божиих.

Мы знаем о том, что есть десять заповедей Божиих. Они были дано Господом через пророка Моисея еще до пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа. Эти заповеди Божии должны были помочь людям идти по жизни, не ошибаясь. Хотя каждый человек, созданный по образу и подобию Божию, имеет в душе своей совесть, которая должна бы подсказывать ему в каждом жизненном случае правильный поступок, однако без заповедей Божиих, без этих важных ориентиров, знаков, указателей в жизни, человеку правильным путем идти невозможно.

И вот, к Господу Иисусу Христу подходит человек, очень хорошо знающий закон, искушенный в законе, пользующийся у людей уважением за это знание. Но, желая проверить Христа, – смотрите, какова человеческая гордость! человек знающий закон не видит, что перед ним Источник Закона – Богочеловек Господь Иисус Христос; такая духовная слепота всегда присутствует там, где человек исполнен самомнения, вот и в данном случае, как Евангелие говорит, искушая Христа, спрашивает: «Какая заповедь большая в законе?»

И вот, Господь отвечает так, что каждому из нас, до сегодняшнего дня, понятно, в чем смысл заповедей Божиих. И, может быть, не так страшно если человек наизусть не знает все эти десять заповедей Божиих, если он будет знать то, что ответил Господь Иисус Христос этому законнику. А Господь ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоею, всею мыслью твоею. И вторая заповедь подобная ей – возлюби ближнего твоего, как самого себя».

И далее Господь сказал очень важные слова: «На этих двух заповедях основан весь закон и все пророки». Словами «закон и пророки» в древнем мире обозначалась вся совокупность Священного Писания. Значит, весь смысл Священного Писания в самом точном и ярком выражении заключается в этих двух словах о любви к Богу и о любви к людям.

Как часто мы, оправдывая свою немощную совесть, чувствуя свои собственные грехи и недостатки, пытаемся найти для своей совести какие-то выходы, говоря о том, что вот, мы Бога любим, но соседка, которая рядом с нами, настолько плохая, что уж мы ее любить никак не можем, но зато мы в храм приходим, зато мы делаем какие-то добрые дела…

Как часто мы пытаемся обмануть свою совесть, нарушая главную заповедь о любви. Более того! Если мы сейчас возьмем десять заповедей Моисея и сравним их с теми словами, которые сказал Господь, то мы увидим, что невозможно выполнить не одну из этих десяти заповедей, если не будешь иметь любви к Богу и людям. Вот эта заповедь о любви к Богу и людям, как камень, фундамент, на котором стоит здание все. И все здание нашей веры стоит на этой любви к Богу и людям. Выдерни этот фундамент – все здание рассыплется. Ведь Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос для того и в мир пришел, именно потому и воплотился, именно потому ради нас пострадал, и умер, и воскрес, что любит нас. По любви Своей Господь пришел в мир. А если нет любви, значит, как мы с Богом будем?

Действительно, возьмем первую заповедь закона: «Я Господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим». – Если мы не будем иметь любви к Богу, как мы можем выполнить эту заповедь? И тот человек, который не имеет любви к Богу, действительно, порой соблазняется рассуждениями каких-нибудь лжеучителей, лжепророков; и уходит, порой, от Церкви Христовой и ищет в других местах истины. И ходят разные проповедники и всякие «свидетели», всякие сектанты, стучатся в дома, и человек, не имеющий любви к Богу, уходит к ним по одной простой причине, что у него нет любви к Богу, и он не может выполнить даже этой первой заповеди Божией: «Я Господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим».

А вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира, не кланяйся и не служи ему»? – Если бы мы имели подлинную любовь и доверие к Богу, разве бы мы приходили к знахарям или гадалкам? Разве бы мы шли к шептунам каким-то, каким-то «лечителям», целителям? Разве бы, если бы в нашем сердце жила любовь к Богу, мы верили в какие-то суеверные приметы? Разве бы мы боялись какого-либо стечения обстоятельств или каких-то цифр, если бы была в нашем сердце любовь к Богу?

А третья заповедь: «Не упоминай имени Господа Бога твоего напрасно»? – Если бы в нашем сердце была подлинная любовь к Богу, разве бы мы допускали употребление Его имени или имени святых в пустых разговорах, шутках? Разве нашего языка касалась бы матерная брань, или ругань, или сквернословие, если бы в нашем сердце была подлинная любовь к Богу?

А четвертая заповедь Божия: «Помни день Господень, чтобы святить его. Шесть дней в неделю делай твои, день же седьмой – Господу Богу твоему». – Если бы в нашем сердце была подлинная любовь, разве бы мы не торопились каждый воскресный день в храм Божий? Разве бы мы не откладывали тогда все другие дела и приходили в храм, как положено православным христианам, каждое воскресенье ко Господу для молитвы? Разве бы утром тогда не стремились бы первыми словами совершать слова молитвы? А отходя ко сну, разве бы мы не благодарили Господа Бога за прошедший день?

Но каждый из нас даже сейчас, примерив к себе заповеди Божии, увидит, как далеко мы отстоим от любви Божией. И если мы возьмем последующие заповеди – заповеди, говорящие о том, что нельзя убивать, нельзя воровать, нельзя прелюбодействовать, нельзя завидовать, – разве не ясно, что если бы в нашем сердце была любовь к ближним, то никаких таких грехов в нашей душе не было?

Но что же нам тогда делать, если очевидно для нас самих, что сердце наше холодное и в нашем сердце нет подлинной любви к Господу Богу и ближним? Что же это значит, что мы отринуты от любви Божией?

И вот, вторая часть Евангелия, которое сейчас мы с вами слышали, как раз для нас поясняет, что у нас есть надежда и это единственная наша надежда – наш Спаситель Господь наш Иисус Христос. Именно потому, что Господь Иисус Христос истинный Бог и истинный Человек, Который пришел нас спасти, у нас есть надежда на спасение.

Как, помните, Господь спрашивает: «Что вы думаете о Христе, чей Он Сын?» – А законники говорят: «Думаем, что сын Давидов». – Господь ждал от них более глубокого знания закона, что они знали, что Христос – Сын Бога Живаго. Это узнали апостолы. Это апостол Петр на данный вопрос ответил: «Ты – Христос Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). – Эти законники не знали этого. Но мы с вами знаем это. И хотя мы даже внешний формальный закон до сих пор не умеем правильно исполнять, и хотя мы чувствуем и знаем, что в нашем сердце нет истинной любви к Богу и людям, мы знаем и то, что нас, грешников, пришел спасти Господь наш Иисус Христос. Он на земле создал Церковь Свою, через которую мы с вами получаем спасение.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем молиться и просить у Господа Бога сил и пламенного дара любви, чтобы Господь научил нас любить Его, чтобы Господь научил нас любить друг друга. Будем постоянно приходить на исповедь, стремиться как можно чаще очищать свою душу. Будем стремиться к Чаше Господней – Пречистому Телу и Животворящей Крови Христовым. Будем стремиться в храм Божий – это благодатное место освящения человека, место, дающее человеку надежду, что жизнь его будет светла, и что Господь простит ему его грехи и недостоинство в этой временно жизни и дарует ему вечное свое и Святое Царство. Аминь.

16 сентября 2001 года.

Слово в праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Богослужения Святой Церкви Православной устроены таким образом, что в течение года человек, живущий церковной молитвенной жизнью, вспоминает самые важные события, относящиеся к его спасению, его духовной жизни. И сегодняшний праздник открывает новый круг священных воспоминаний.

Дело в том, что церковный год начинается с сентября. Это было совсем недавно. 14 сентября нового стиля – это 1 сентября богослужебного старого стиля. И мы начали новый церковный год. И первым среди великих праздников в этом новом церковном году является Рождество Пресвятой Богородицы. Потому что этот праздник – начало, заря Нового Завета, заря нашего спасения. Так бывает, когда солнце еще не поднялось над горизонтом, а уже лучи его озаряют небо, и уже светло становится. Такой зарей нашего с вами спасения является Рождество Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы.

Заря нашего спасения указывает нам, что необходимо, какое необходимое условие должно быть для нашего спасения. И это необходимое условие раскрывается нам самой историей рождества Пресвятой Богородицы. Когда мы узнаем о благочестивых родителях Девы Марии Иоакиме и Анне, мы видим, что они жили с глубочайшим смирением к воле Божией. Несмотря на то, что они оставались бездетными всю свою продолжительную жизнь, ибо они дожили до глубокой старости, ими не была потеряна надежда на то, чего они так желали, надежда, что Господь их благословит ребенком. И по человеческим меркам это уже было невозможно, но они пребывали в воле Божией. А в воле Божией все возможно.

В богослужении, посвященном Рождеству Пресвятой Богородицы, сравниваются несколько раз Иоаким и Анна с Адамом и Евой. А в каком смысле сравниваются? А в том смысле, что Адам и Ева не смогли пребыть во смирении, Адам и Ева не смогли пребыть в послушании у Бога, не смогли сохранить волю Божию и поддались на искушение диавола. А Иоаким и Анна сохранили послушание воле Божией через всю свою жизнь и сохранили смирение через всю свою жизнь. Иногда говорят, смирение – это пассивность, это безразличие. Ничего подобного! Смирение – это сознательное приятие человеком воли Божией. Разве не хотели Иоаким и Анна ребенка? Еще как хотели. Но они со смирением воспринимали то, что даровал им Бог, тот крест безчадства, который они несли всю свою жизнь. Но одновременно они не потеряли надежду.

Так вот, дорогие братья и сестры, праздник Рождества Богородицы, заря нашего спасения, указывает нам на то, какая заря должна быть в нашем сердце, чтобы и у нас было спасение. В первую очередь мы должны вырабатывать в себе смирение как принятие воли Божией в нашей жизни, смирение, которое не позволит нам роптать и злиться, когда у нас в жизни что-то не ладится. Ведь мы как думаем? Вот, например, решили мы для себя: вот, наступает новый год, допустим, церковный, и будем усердно молиться, будем стремиться соблюдать заповеди Божии. Неважно, когда человек для себя это решает, но бывает такое решение. И начинает он жить по заповедям Божиим, пытается прощать, пытается делать дела милосердия, а в жизни у него все равно не ладится. И приходят к нему болезни и различные нестроения и несчастья. И он начинает уже думать: «А как же так? Я вот стараюсь, а мне за это ничего от Бога нет».

Вот Иоаким и Анна могли бы так же подумать: «Как же так? Мы всю жизнь заповедей Божиих не нарушали, жили, как подобает жить людям, верующим в Единого Бога, а нас Господь ничем не благословляет». Они могли бы действительно роптать. И это было бы понятно. Но они этого не делали. Они понимали, что воля Божия выше человеческого разумения. И если Бог так совершает, значит, это необходимо. А это действительно было необходимо. Необходимо для того, чтобы Дева Мария явилась чистейшим плодом человеческой праведности, и любви, и преданности воле Божией.

Мы бываем очень нетерпеливы, и чуть только немного попытаемся жить благочестиво, а потом при малейшем искушении бросаем это дело. И снова грешим, и ропщем, и раздражаемся, и унываем, и злимся. Да, жизнь – это дистанция. Никто не знает, какая это дистанция. Но мы порой ведем себя как бегуны, перед которыми большая дистанция, а они сначала сорвутся и все силы потеряют, и потом уже дальше бежать не могут. А мы не знаем, какую жизнь нам Господь положил, и не знаем, какими путями нас ведет Господь ко спасению. Вот нам и надо настраивать себя. Не ждать, чтобы Господь нам воздал за наше, как правило, мнимое благочестие. Господь воздаст каждому. Каждому воздаст, когда человек истинно и искренно предан Его воле.

Вот, дорогие братья и сестры, в сегодняшний праздник, когда мы вспоминаем рождество Пречистой и Преблагословенной Девы Марии, как зарю нашего спасения, попросим Ее молитв и предстательства, чтобы нам с вами научиться началам, азам духовной жизни. А главные начала духовной жизни – это смирение и преданность воле Божией. Приложим усилия к тому, чтобы стяжать эту спасительную добродетель. Аминь.

21 сентября 2016 года.