Приходской листок Троицкого собора, 41 (958) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: «расточил, роздал нищим; правда его пребывает в век». Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы во всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

(Второе послание к Коринфянам, 9 глава ст. 6-11)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Генисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь, и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли и наполнили обе лодки, так что они начали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.

(Евангелие от Луки, 5 глава, ст. 1-11)

Слово на евангельское чтение о призвании апостолов (Лк. V, 1-11)

Прот. Алекснадра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование, в котором описывается призвание Господом Иисусом Христом учеников на апостольское служение. Это призвание произошло при чрезвычайных обстоятельствах. Чудо было совершено Господом Иисусом Христом, после которого те свидетели этого чуда, которых позвал за Собой Иисус Христос, стали Его ближайшими учениками.

Это описание важно и для нас, потому что и нас с вами Господь призывает идти за Ним. Призывает различными способами. Иногда мы это видим, иногда нет, но тем не менее Господь постоянно нас, каждого из нас, зовет идти за Ним.

Итак, обратимся к содержанию сегодняшнего евангельского чтения (Лк. 5, 1–11). Иисус Христос идет по берегу Генисаретского озера. Люди, привлеченные пришествием Иисуса Христа, собираются на берегу. Господь видит рыбаков, которые полощут свои пустые сети. Никакого улова у этих рыбаков нет. Лодки пустые. Иисус Христос просит одного из рыбаков, Симона, чтобы тот разрешил войти Ему в лодку, и просит его немного отплыть от берега, чтобы люди, которые стоят на берегу, могли видеть и слышать Его. И из этой лодки проповедует, обращается к народу, учит людей тайнам Царства Божия и пути жизни.

Евангелие не говорит, как долго длилась эта проповедь и как долго слушали люди слова Господа Иисуса Христа. Но после того как Спаситель закончил Свою проповедь, Он, желая отблагодарить рыбаков, говорит Симону – это будущий самый горячий ученик Иисуса Христа, которого Христос назовет Петром, то есть камнем, – говорит ему: «Отплыви немного в глубину и брось сеть». Петр Ему говорит: «Наставник, мы всю ночь трудились и ничего не поймали». Ну, опытный человек, опытный рыбак – он удивляется. Но смотрите, какие слова дальше говорит Симон: «…но по слову Твоему сделаю» (см. Лк. 5, 5).

Обратим внимание на эти слова будущего апостола. По всем человеческим меркам он знает, что никакой рыбы быть не может. Все уже, время ловли кончилось: ночью ничего не поймали, сейчас днем уже тем более. По человеческому разумению. Но он понимает, Кто перед ним. Он понимает, что Тот, Который говорит ему это, не Своей человеческой властью говорит, а имеет силу Божию.

Дорогие братья и сестры, вот бы нам всегда не только на свои человеческие силы уповать и на свое человеческое разумение, а еще бы нам видеть силу Божию, промысел Божий, правду Божию. Ведь как часто мы мерим по-человечески, но забываем о заповедях Божиих, в которых содержится и сила, и правда Божия! Если бы мы внимательны были к словам Закона Божия и слушали бы Закон Божий, то было бы, наверное, с нами так же, как это случилось с апостолом Петром.

Итак, он говорит: «Наставник, всю ночь трудились, ничего не поймали, но по слову Твоему сделаем». Отплывает в глубину, бросает сети и не может понять, что происходит: сети наполняются рыбой. Он пытается эту рыбу вытащить в лодку, а рыбы столько, что сеть начинает прорываться, не выдерживает сеть огромного количества рыбы. Петр поражен, начинает звать на помощь своих друзей Иоанна, Иакова, которые тоже вместе с ним ловили. Те приплывают на своей лодке, вместе наполняют, и рыбы столько, что лодки чуть не тонут. Вот что совершилось по слову Божию. В человеческой голове не укладывается, а чудо совершилось (см. Лк. 5, 6–7).

Как часто бывает у нас в жизни, что чудо Божие совершается по вере нашей, когда мы следуем за Господом, веруем в Господа, надеемся на Господа, любим Господа и по заповедям Божиим живем, и то, что кажется невозможным, в жизни становится возможным!

А дальше тоже очень важные слова сказал Симон, апостол Петр будущий, и эти слова нам надо сегодня с вами запомнить и в сердце свое вложить. Когда он увидел такое чудо, его объял ужас. Он встал на колени, обнял колени Господа Иисуса Христа и сказал: «Выйди от меня, потому что я человек грешный» (см. Лк. 5, 8).

Где логика? Что значит «уйди от меня», когда ты держишь Христа за колени, не отпускаешь Его? Дорогие братья и сестры, это образ того, как и мы должны поступать по отношению к Господу Иисусу Христу. Мы должны со всей силой прижаться к Нему и быть с Ним, но одновременно осознать, что мы люди грешные, как это совершил апостол Петр. Какой силы у него вера! Он не стыдится исповедовать себя грешником, но понимает, что без Иисуса Христа теперь ему не жить. И он фактически нелогичную вещь говорит: «Уйди от меня», а сам держит Его.

Вот так и нам иногда говорят: «Ну какие вы христиане? Посмотрите на себя, как вы живете. Разве вы любите друг друга? Разве вы помогаете друг другу? Какая у вас слабая вера! Это вы только по имени христиане». А нам надо, да, сознаться и сказать: «Да. Увы, мы грешные, но, как говорит древняя русская пословица: ”грешные да Боговы”. Не отступим от Бога. Прижмемся к Нему. У Него будем просить помощи и спасения. И если грешим, то грешим перед Ним, и стоим перед Ним, и падаем перед Ним. Он наш Господин, и мы идем за Ним». Вот в этом наше с вами спасение: ни при каких обстоятельствах от Господа не отступать, не отрекаться, следовать за Ним, просить Его помощи.

Что дальше происходит? Иисус Христос фактически отблагодарил рыбаков за то, что они дали Ему эти лодки и Он с них проповедовал. Они подплывают к берегу, и Иисус Христос говорит Петру: «Не бойся. Теперь ты будешь ловить человеков. Иди за Мной». И что происходит? Казалось бы, какой богатый улов! Надо его отсортировать, разложить по ведрам, кадушкам, еще по каким-то емкостям, на базар быстрее нести, много денег получить. Они же рыбаки, это их труд, это их жизнь. А что Евангелие говорит? Они все оставляют: и лодку, и сети, и большой улов – и идут за Иисусом Христом, с этого момента становятся Его учениками (см. Лк. 5, 10–11). Они поняли, что самое главное в их жизни. И действительно, они стали ловцами человеков, потому что они привлекли сетью своей проповеди весь мир ко Спасителю и Господу Иисусу Христу.

Вот такое евангельское чтение, дорогие братья и сестры, только что мы с вами слышали. Сделаем из этого чтения для себя должные выводы.

Первый вывод: без Бога никакое дело в конечном итоге не получает благословения. А с Богом даже то, что невозможно, становится возможным.

Сделаем второй вывод – о том, что надо припадать к Господу Иисусу Христу, пребывать с Ним, но одновременно сознавать свои грехи и просить у Господа Бога прощения.

Сделаем и третий вывод. Есть в жизни более важные вещи, чем сиюминутная удача, как этот большой улов у рыбаков. Надо знать, что в жизни главное, а что второстепенное. Самым главным в нашей жизни должен быть Спаситель мира Господь Иисус Христос, за Которым мы, подобно апостолам, должны идти по жизни нашей. Да поможет в этом нам Спаситель мира, Ему же слава во веки веков. Аминь.

9 октября 2016 года.

Слово в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне мы с вами склоняем свои головы под покров Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы. Ныне Святая Церковь торжествует, раскрывая нам духовную тайну единства Церкви Торжествующей, которая на небе, и Церкви Воинствующей, которая пребывает на земле.

Церковь Воинствующая – это мы с вами, живущие сейчас, потому что мы ведем борьбу со своими грехами, страстями, недостатками, похотьми. Ведем эту борьбу, но самостоятельно победить врага рода человеческого не можем. Но в том-то и счастье, и радость, что Церковь, Торжествующая на небе, вместе с нами. Кто есть эта Церковь Торжествующая? Это все святые, это Ангелы и Архангелы, это Пречистая и Преблагословенная Дева Мария Богородица. И нынешний праздник раскрывает нам единство молитвы нас, живущих сейчас, – Церкви Воинствующей, и Церкви Торжествующей. Мы едины в молитве.

Только наши глаза духовные не способны видеть духовные реальности, то, что происходит на самом деле. А в IX веке cвятой Андрей, Христа ради юродивый, увидел это. Он увидел, как во время молитвы в храме не только собравшийся народ возносил молитвы ко Спасителю и Господу Иисусу Христу, но он видел, как святые и Ангелы молятся, и Дева Мария предстоит пред Престолом Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и молит о спасении рода человеческого. Он видел, как по благословению Господа Его Пречистая Матерь, сняв с главы святой омофорий – покрывало, покрыла им всех молящихся в храме Божием, сохраняя их от всякого зла.

Дорогие братья и сестры, и ныне мы веруем и знаем, что и над нами простирается покров Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы. Мы знаем, что наши духовные силы слабы, но уповаем на Ее помощь. Знаем, что наши молитвы немощны, но возлагаем надежду на Ее сильные молитвы. Знаем свою нечистоту и греховность, но уповаем на Ее святость и светлость, уповаем, что Она просветит наши мрачные души, оградит нас от лукавых напастей и приведет нас ко спасению.

Прославим Пречистую и Преблагословенную Деву Марию Богородицу, непрестанно молящуюся за нас. Возрадуемся, что мы имеем счастье подклонить свои главы и находиться под Ее пречистым покровом. Не будем никогда уходить от этого благодатного покрова Матери Божией, но пребывать в нем всегда будем.

Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!

Аминь.

14 октября 2016 года.