Приходской листок Троицкого собора, 44 (961) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

(Послание к Галатам, 2 глава, ст. 16-20)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. А иное упало на камень, и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. А иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю, и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие. А упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол, и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают. А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются, и не приносят плода. А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце, и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

(Евангелие от Луки, 8 глава, ст. 5-15)

Слово на евангельскую притчу о сеятеле (Лк. VIII, 5-15)

Прот. Александра Ганабы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дело нашего с вами спасения осуществляется совместным трудом. С одной стороны, Бог все сделал для нас и для нашего спасения и открыл нам врата вечной жизни. Но с другой стороны, мы должны ответить на то, что совершил Господь. Господь Своей любовью искупил нас от клятвы законной. Мы на любовь Божию, чтобы нам спастись от греха и смерти, тоже должны ответить своей любовью. Не может Бог человека насильно спасти, если нет желания самого человека спастись. Не может Бог человека насильно затащить в рай, если он не хочет этого рая, если он не хочет жить с Богом.

Вот Адам и Ева жили в раю. Они не захотели быть с Богом. Они поверили диаволу. Они сами захотели быть как боги (см. Быт. 3, 1–19). Вот в мир и пришел грех. Вот в мир и пришла смерть. Господь не создавал ни греха, ни смерти. Человек создал все бедствия и несчастья своим грехопадением и отпадением от Бога.

Да, так происходит, потому что мы с вами созданы по образу и подобию Божию и имеем свободу. Мы не безвольные игрушки в руках Божиих. Нет. В нас есть свобода. Мы вольны выбирать между добром и злом. И поэтому если мы не желаем погибнуть, если мы желаем жить вместе с Богом, то нам на любовь Божию надо ответить своей любовью. То есть нам надо потрудиться для нашего с вами спасения. Потому что дело любви – это большой труд человека над своею душой.

Только что мы с вами слышали притчу из Святого Евангелия (Лк. 8, 5–15), которая объясняет нам, как нам надо потрудиться для того, чтобы то, что Господь для нас сделал, принесло плод в нашей жизни, что мы должны делать. И в этой притче Господь изображает Бога в виде сеятеля, который сеет семена. Семена – это образ слова Божия, благовестие Господне. И далее – как по-разному воспринимают люди слово Божие, эти семена, которые должны бы прорасти в нашей душе. Это мы слышали в притче.

Господь говорит: «Одни семена упали при дороге. И их потоптали. И прилетели птицы и склевали их». Дальше мы слышали, Сам же Господь объясняет Свою собственную притчу. Что это значит? А это значит, дорогие братья и сестры, что особенно сейчас это очевидно: нет человека, который бы не слышал о Боге, нет на земле ни одного народа, для которого бы не было переведено Священное Писание. Мы имеем возможность и слышим о спасении, о Церкви, о вечной жизни. Но как мы к этому относимся? Вот посмотрим вокруг себя и увидим… Одни люди слышат и с усмешкой к этому относятся, топчут слово Божие – им все равно. Другие начинают чем-то интересоваться, но враг рода человеческого диавол предлагает им различные искушения, и они этот свой интерес забрасывают. Вот это те самые птицы, которые клюют слово Божие. Видите, как Господь изображает ту картину, которую мы видим и сейчас.

Всюду мы можем найти свидетельство о Боге. Но даже сами мы очень часто теряем в своем собственном сердце нашу веру, пугаемся, бываем малодушными. Враг похищает из нашего сердца нашу веру. Мы буквально обмирщаемся, по своей жизни и поведению, по образу своих мыслей – вот что самое страшное, перестаем быть христианами. Враг похищает из наших душ слово Божие. Мы живем так, как будто никогда не слышали, что нам придется прийти на суд Божий. Кто похитил из нашего сердца это? Мы же знаем об этом! Почему не трепещем? Почему не меняемся? Да, получается, птица поклевала из нашего сердца слово Божие. Враг рода человеческого похитил, помутил наш разум. Что делать?

Когда огородник или земледелец сеет семена, чтобы птицы не налетели и не склевали их, он всячески отгоняет их, находит всевозможные способы, чтобы отогнать этих птиц. Чем мы можем отгнать диавола от своего сердца, чтобы он не похищал в наших сердцах слово Божие? Нет другого орудия, кроме искренней молитвы ко Господу. Нет другого орудия, кроме как прибегнуть к помощи, и предстательству, и заступлению Пречистой Матери Божией, чтобы Она покрыла нас Своим омофором и оградила от этих нападок диавольских. Нет другой силы, кроме силы Честнаго и Животворящего Креста, которой мы можем ограждать себя, чтобы враг не похитил из нашей души слово Божие.

А далее Спаситель рассказывает о том, как семена некоторые упали на каменистую почву и быстро взошли, но, поскольку не имели корня, когда взошло солнце и начало палить, и не было влаги, эти всходы очень быстро засохли. И далее Сам Господь и объясняет Свою же собственную притчу. Он говорит: «Это те люди, которые с радостью сначала приемлют слово Божие, но когда наступают трудности или гонения, они тотчас отступают и отпадают, потому что не имеют корня».

Вот, дорогие братья и сестры, это же про нашу жизнь. Нам бы надо укорениться в святой вере, чтобы вера прошла через все наше существо: и через душу, и через сознание, и через жизнь, и через мысли, и через слова, и через поступки, чтобы все было пронизано верой, чтобы вера пустила в личной нашей жизни корни. Потому что если этих корней не будет, то тогда при любой опасности, которая для нас будет, мы не удержимся. Вспомните, как были совсем не так давно в нашей стране гонения. То была страна Российская православная империя. Все были верующими, все были крещеными, все в храмы ходили. А как настали гонения, многие ли остались в Церкви? Многие ли сохранили веру? Да нет, конечно. Избранные, которым сейчас мы молимся как святым, остались верными Господу. А другие сами побежали храмы ломать да иконы растаскивать на заборы и на затычки для кадушек. Кто это делает? Иноземцы, что ли, к нам пришли? Да нет, наш же народ это и делал. Значит, не имели корня. А мы уверены, что мы имеем корень? Когда у нас беда случается, всегда ли мы к Богу обращаемся? Или начинаем разувериваться и еще к Богу претензии выставлять и говорить: «Господи, за что это нам такое? Чем это мы такое заслужили? Почему это так я болею? Зачем это я так мучаюсь? Почему у меня такая беда и несчастье?» Не имеем корня. Ну а как же, если сердце у нас каменное. Не имеем ни веры, ни надежды, ни любви. Окамененное сердце, окамененное нечувствие, – так и говорят святые отцы.

Что делает хозяин участка, у которого каменистая земля, а он хочет получить урожай? Он начинает мотыжить эту землю, выбивать, разбивать эти камни, выбрасывать их. Так и нам. Чем размягчить наши души? Чем разбить наше каменное сердце? Чем умаслить, увлажить, удобрить землю нашей души? Только, опять же, молитвой и покаянием. Покаяние разбивает окамененное нечувствие нашей души. Таинства церковные, как живительная влага, помогают сухость нашей веры наполнить благодатью. Вот как мы можем исправить свое окамененное нечувствие – благодатью, которая даруется нам в святых Таинствах церковных: во время молитвы в храме Божием, во время молитвы домашней, наипаче же в Таинстве Исповеди и принятии Святых Тайн Христовых.

Далее Господь еще приводит пример, тоже нам очень известный, и говорит: «А некоторые семена упали и дали всход. Но упали они в сорняках. И сорняки выросли больше, чем доброе семя, и заглушили его». И тут же дает Спаситель объяснение: «Это, – говорит, – когда человек верует, но суета, и сладость, и горесть повседневной жизни заглушают слово Божие». Вот уж, действительно, совсем про нас. Суетимся, многозаботливы, думаем о чем угодно, заботимся о чем угодно, только не о своей собственной душе. Сорняки наших грехов заглушают святое слово Божие, которое мы знаем. Знаем, как надо поступать, но за суетой поступаем по-другому. Понимаем, что грешим, но терние не дает нам увидеть слово Божие.

Что делают в таком случае? Выдергивают эти сорняки. Но не то что листочки только обрывают – это бессмысленное занятие. Надо с корнем эти сорняки вырывать. А вот это сложно. Чтобы с корнем вырвать этот сорняк, не только надо на исповедь прийти и в своем грехе признаться, а надо потом потрудиться, молиться, чтобы вновь не вернуться к тому же греху, с корнем искоренить грех. Силы для этого нужны. Кто их нам даст? Господь и даст нам, если будем просить. Но мы должны потрудиться.

Видите, дорогие братья и сестры, как Христос описывает путь нашего спасения. Указывает, как в ответ на то, что Он сделал для нас, мы должны потрудиться над землей своей души, ее всячески сделать плодоносной. «И тогда, – говорит Господь, – даст земля плод и в сто крат, и более»…

Эта притча, которую мы узнали, услышали в очередной раз в храме Божием, должна укрепить нас с вами на духовный труд, должна нас утвердить в мысли, что над своей душой нужно трудиться, должна помочь нам отгонять врага рода человеческого от души своей, разбивать камни своей черствости, выдергивать сорняки наших грехов и страстей, чтобы мы с вами дали истинный плод нашей духовной жизни. И плодом этим будет для нас, верующих в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, жизнь вечная. Аминь.

30 октября 2016 года.

Слово в праздник Казанской иконы Божией Матери

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Заступница усердная», – так сегодня мы взываем к Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице, пред честной Ее иконой Казанской совершая ныне молитвы.

Вдумаемся в это словосочетание – «Заступница усердная». Само слово «усердный» означает в нашем языке того, кто делает что-то с большим старанием, вкладывая в это всю свою душу. Когда говорят: «Он трудится усердно», имеется в виду, что все свое существо человек вкладывает в свой труд. Корень этого слова – «сердце». И теперь мы молимся Матери Божией и говорим Ей: «Заступница усердная!» Значит, всем Своим сердцем Матерь Божия заступается за нас, молится за нас. Всем существом Своим, так, как ни один человек не умеет молиться, Она молится за нас пред Господом нашим Иисусом Христом.

Вдумаемся, насколько мы счастливы, насколько мы радостны должны быть, – ведь мы находимся у сердца Матери Божией! И наша боль достигает Ее сердца. Потому Она и Ходатаица за нас усердная. И наши болезни достигают Ее сердца – потому Она Молитвенница усердная. Наши несчастья поражают Ее сердце – и поэтому Она наша Заступница усердная. Дорогие братья и сестры, как радостно осознавать, что мы, слабые и духовно больные, имеем такую прекрасную Молитвенницу и Заступницу! Как радостно сознавать, что мы не одиноки в этой жизни и что у нас есть Покровительница и благая Помощница, Которая ведет нас по этой жизни! Но важно это не только сознавать, а важно обращаться к Матери Божией, просить у Нее помощи, чтобы Она умолила Сына Своего и Бога нашего, да простил бы Он нам наши великие согрешения. И по Ее предстательству мы будем идти верным путем по жизни.

Казанская икона Божией Матери имеет иконописный образ, который по-гречески называется Одигитрия – то есть «Путеводительница». И ныне мы просим, чтобы Матерь Божия повела нас с вами по нашей жизни за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Вознесем свои молитвы к Пречистой, полностью полагая на Нее надежду, зная, что Ее пречистое сердце вмещает нас с вами, чтобы мы не погибли, чтобы привести нас к спасению и к вечной жизни. Воззовем к Ней от наших верующих сердец, из глубины своего недостоинства и сознания своей греховности воззовем к Ее святости и Материнской любви: Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.

4 ноября 2015 года.