Приходской листок Троицкого собора, 45 (962) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов. Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

(Послание к Галатам, 6 глава, ст. 11-18)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем». Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда сказал он: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «нет, отче Аврааме; но, если кто из мертвых придет к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

(Евангелие от Луки, 16 глава, ст. 19-31)

Слово на евангельскую притчу о богаче и Лазаре (Лк. XVI, 19-31)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Самый страшный из грехов – это грех немилосердия. Немилосердие в перечне тех губительных грехов человеческих, за которые душа будет давать ответ, в видении Феодоры, где рассказывается о мытарствах воздушных, ожидающих душу после смерти, оставлен самым последним. То есть, если человек оказался свободен от страшнейших грехов: и от воровства, и от убийства, и от прелюбодейства, и даже от ересей, – но при всем при этом он был немилосердным, таковой человек не может войти в Царство Божие. Вот что такое немилосердие. Это препятствие для человека к спасению. И нам следует всячески избегать немилосердия.

Об этом сегодня мы только что слышали притчу, рассказанную Самим Господом нашим Иисусом Христом (Лк. 16, 19–31). Я не думаю, что эта притча требует особого какого-нибудь усердного толкования, объяснения, потому что очень ясно Сам Господь сказал в ней и обрисовал, что происходит с немилосердной душой.

А притча такая. Жил богатый человек. Он очень хорошо жил. Питался прекрасно, одевался роскошно, ни в чем себе не отказывал. И там же рядом с этим человеком богатым жил нищий, которого звали Лазарь. И он буквально рад был подобрать хотя бы крошки, которые падали от трапезы богатого человека. На него этот богач не обращал внимания. Псы оказались милосерднее человека. Они приходили и лизали его раны, давая ему тем самым какое-то утешение. Умер богач, говорит Иисус Христос, и оказался в месте мучения. Умер и Лазарь, и Ангелы отнесли его на лоно Авраама. Лоном Авраама древние люди до пришествия в мир Господа Иисуса Христа называли образ вечной жизни, потому что райская жизнь была еще закрыта для всех людей, ибо Христос еще не победил Своим воскресением смерть. Но «лоном Аврамовым» называлась жизнь блаженных и святых людей.

Обратим внимание, что произошло. В притче не сказано, что богач как-то обижал этого Лазаря, или ругал его, или еще что-нибудь ему плохое делал. Ничего об этом не сказано. Богач его просто не замечал, был равнодушный. Ему было все равно, кто там рядом с ним мучается. Ему важно было, что он хорошо живет, а на других наплевать. Вот и результат. И дальше Господь описывает в притче Своей, что тогда богач, находясь в мучениях, поднял глаза и увидел Лазаря, который находится на лоне Авраамовом, и стал упрашивать Авраама, говорить: «Отче Аврааме, пошли Лазаря, чтобы он хотя бы набрал воды и остудил мою гортань, потому что я здесь жестоко мучаюсь». На что Авраам ему сказал: «Ты в своей жизни уже получил все благое. А Лазарь получал только злое. Вот он теперь здесь утешается, а ты мучаешься».

Вот еще одно указание, братья и сестры. Здесь, конечно, главное действующее лицо – богач. И главное – оценка его поступка. Почему он мучается? Потому что он думал только о наслаждении, только думал, как бы ему хорошо пожить здесь в этой временной жизни. Ни о чем другом и не помышлял. Вот поэтому он и мучается. Тогда богач, рассказывает Иисус Христос, продолжая Свою притчу, стал говорить Аврааму: «Отче Аврааме, у меня еще есть братья. И они живут так же, как я. Пошли Лазаря, чтобы он сказал им, чтобы они не жили так». На это Авраам говорит ему: «Но есть же Закон и пророки. Там все написано: надо жить по заповедям Божиим». А богач говорит ему: «Нет, отче Аврааме, если бы вот кто-нибудь из мертвых воскрес, вот того бы сразу послушали». На что Авраам отвечает: «Если не послушали Закона и пророков, то и из мертвых когда воскреснет кто-нибудь, его не послушают».

Это в притче так Господь Иисус Христос говорил о Себе Самом и о Своем славном воскресении, которым Он открыл для людей путь жизни. Но указывается здесь для нас с вами и важность Закона и пророков. То есть мы тогда уверуем в воскресение Господа Иисуса Христа и сами для себя получим те блага, которые дает Господь Своим воскресением, если будем соблюдать Закон Божий. Не будем его соблюдать, не будем исполнять слово Божие, то и не сможем быть сопричастными воскресению Господа Иисуса Христа. Если Моисея и пророков не послушали, то и «аще кто от мертвых воскреснет» – не послушаем.

Такую притчу, дорогие братья и сестры, только что мы услышали с вами. Она очень ясная для нас. Будем просить у Господа Бога сил на то, чтобы нам стремиться жить по благому Закону Божию. Всячески будем избегать равнодушия, немилосердия и черствости. Нам с вами не должно быть все равно, как люди живут рядом с нами. Нам надо просить у Господа сил, и мудрости, и благодати Духа Святаго, чтобы нам не оказаться этакими богачами. Дело ведь не в том, что у богача всего было много. Человек может и мало иметь, но все мысли свои только полагать на вот это внешнее и заботиться только о самом себе. Вот это и будет такой же эгоист-богач. Мы имеем и духовное богатство. Мы имеем богатство веры. Но если мы только сами будем наслаждаться этим богатством веры и даже не попытаемся поделиться этим богатством нашей веры с теми людьми, которые его не имеют, не знают веры, нищие в этом плане… А мы что, будем только о себе радоваться, а они пусть гибнут? От такого равнодушия да избавит нас с вами Господь!

Попросим благодати, и сил, и крепости, дабы нам быть сострадательными и милосердными. Да поможет в этом нам воскресший Господь Спаситель, Ему же слава во веки веков! Аминь.

6 ноября 2016 года.

Святой апостол Иаков, брат Господень

Память 23 октября (5 ноября)

Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава). Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой.

Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян. 21, 20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о распятом?» – «Вы спрашиваете меня об Иисусе? – громко сказал праведник. – Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», – закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года. Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь, наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания – утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, – мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии, который лег в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом.

В 1853 году Александрийский Патриарх Иерофей прислал в Москву часть мощей святого апостола Иакова. Церковь отличает апостола Иакова, брата Господня, от Иакова Зеведеева (память 30 апреля) и Иакова Алфеева (память 9 октября).