Приходской листок Троицкого собора, 48 (965) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

(Послание к Ефесянам, 4 глава, ст. 1-6)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И вот, один законник встал, и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон, и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его, и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той дорогою, и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел, и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу, и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

(Евангелие от Луки, 10 глава, ст. 25-37)

Слово на евангельскую притчу о милосердном самарянине (Лк. X, 25-37)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Наша человеческая природа повреждена грехом. И поэтому в нас самих есть разлад. То есть не все у нас цельно и едино в нас самих. Например, мы ведь с вами прекрасно знаем, как должен жить христианин. Мы прекрасно знаем, что главная заповедь Господа Иисуса Христа – это нам любить друг друга. Знаем. Значит, наш мозг соображает, что главное. А в сердце у нас… В сердце у нас разве есть любовь? Но потом совесть в нас заговорит и начинает нас обличать: «Ну какой же ты христианин? Ты неправильно поступаешь. И вот не простил там одному, позлился на другого, неправду сказал третьему». А тогда мы начинаем свою совесть заглушать. Как это мы делаем? А мы оправдываемся. Мы находим себе оправдания. Удивительное дело, как легко мы оправдываем сами себя и как быстро мы уговариваем свою собственную совесть! Оказывается, человек, которого мы не прощаем, – в общем плохой человек, и от него надо быть подальше. Поэтому мы и не прощаем. Оказывается, мы соврали, потому что в данной ситуации никак по-другому было не поступить и, уж куда деваться, пришлось соврать. Оказывается, что если мы разозлились, ну что ж, ну с кем не бывает, понятное дело. Легко мы находим сами себе оправдания.

И сейчас только что мы слышали Святое Евангелие, которое показывает нам, что Господь Иисус Христос предупреждает нас о том, чтобы мы не находили себе оправдания, и, вместо того чтобы оправдываться, нам следует приложить усилия, чтобы творить в этом мире добро.

Вы знаете этот рассказ. К Иисусу Христу подошел один человек и спрашивает у Него: «Что мне делать, чтобы получить вечную жизнь?» Господь у него спрашивает в ответ: «Ну а в Законе что написано?» Этот человек отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всею силою твоей, всею мыслью твоей, всею душою твоей, всею крепостью твоей и ближнего своего, как самого себя» (см. Лк. 10, 25–27). Видите, знает человек. Как и мы с вами знаем. Тогда ему Иисус Христос говорит: «Правильно ты сказал. Поступай так и будешь жить». А дальше интересные слова в Евангелии, мы слышали их. Он же (то есть этот, кто спрашивает), «желая сам себя оправдать» (вот это вот слово – «желая сам себя оправдать»), задает Иисусу Христу вопрос, искушая Его, говорит: «А кто такой мой ближний?» (см. Лк. 10, 28–29)

Вопрос задан был не зря. Потому что, к глубокому сожалению, к пришествию в мир Господа Иисуса Христа люди извратили самые простые понятия. И делили людей на ближних и дальних, делили людей на тех, с кем можно общаться, а с кем вообще даже разговаривать нельзя, и кто был человеком первого сорта, а кто совершенно последнего. Впрочем, к глубокому сожалению, это не только во время пришествия в мир Господа Иисуса Христа было такое. А сейчас разве мы с вами не делим своих даже знакомых и даже родных на какие-то сорта? Одни для нас близки и приятны, а других мы и видеть-то, собственно говоря, не хотим, не желаем и избегаем всякого общения с ними. Разве это не так?

И вот этот законник задает Иисусу Христу вопрос, о котором мудрецы и законники спорили: кто же такой ближний?

Вместо того чтобы отвечать на этот вопрос, Иисус Христос рассказывает простую притчу.

Один человек путешествовал из Иерусалима в Иерихон. На него напали разбойники, избили его и бросили. И он лежал весь израненный. По случаю мимо проходил ветхозаветный священник. Посмотрел на него и дальше пошел. А надо дать пояснение, что как раз в рассуждениях законников уж кто более чем ближний, кто более чем почетен, кроме как священник! Естественно. Он проходит мимо.

Потом идет левит, тоже служитель древнего храма Божия. Посмотрел и пошел дальше.

А тут идет самарянин. Самарянин – это человек из племени, которое иудеи презирали, считали их еретиками, отступниками, с ними общаться нельзя было, и даже из одной посуды нельзя было есть, из одной чаши воду нельзя было пить. Вот как относились к этим самарянам. Что делает самарянин? Берет этого израненного человека, перевязывает ему раны, омывает их, оказывает ему всяческую помощь, полагает его на своего ослика, везет его в ближайшую гостиницу, дает там денег, чтобы ухаживали за этим человеком. Поскольку сам самарянин путешествовал, дав денег – два сребреника, довольно большая сумма, – говорит: «А когда назад буду проходить, если ты что больше истратишь, тебе воздам» (см. Лк. 10, 30–35).

Рассказал такую притчу Иисус Христос и спрашивает у этого вопрошателя: «Ну, и как ты думаешь, кто из этих трех был ближним этому израненному человеку?» Тот отвечает: «Конечно, оказавший ему милость». А как иначе можно подумать? И тогда Господь говорит такие слова: «Иди и ты поступай так же» (см. Лк. 10, 36–37).

Вот, дорогие братья и сестры, какое мы сегодня от Господа услышали указание: «Иди и поступай так же». Не разбирай, достоин ли тот или иной человек твоей милости и твоей любви. Не дели людей на сорта. Не говори: «Этому буду делать добро, а этому не хочу». Иди поступай так, как поступил милосердный самарянин.

А у всех были свои оправдания. У священника было оправдание: по Моисееву закону он не имел права прикасаться к крови, если он шел на служение, а тот лежал весь в крови. У левита было оправдание: он не имел права запачкать своих риз, в которых он должен был входить в храм. У каждого было свое оправдание. Господь же говорит нам: «Не придумывайте себе оправданий! Знайте заповедь – любить Бога и любить друг друга. Не лукавствуйте. Учитесь любить друг друга». Потому что мы можем сказать: «Дак мы половину заповеди выполняем все-таки. Мы, вот, Бога любим. А вот этого пьяницу, который здесь болтается по подъезду, мы терпеть не можем». Тогда нас обличит апостол любви Иоанн Богослов. Он скажет: «Лицемер! Как ты можешь любить Бога, Которого не видел, если брата своего, которого видишь, ненавидишь? Научись прежде любить брата своего» (см. 1 Ин. 4, 20–21).

Вот, дорогие братья и сестры, нам с вами сегодня и духовный урок. Будем просить у Господа, чтоб нам учиться любить друг друга, учиться творить добро – хотя бы маленькое, небольшое, учиться быть милосердными, учиться быть сострадательными, учиться прощать друг другу. На это нужны наши внутренние силы. А Господь даст нам эти силы, если мы приложим свое желание и старание.

Помолимся же о том, чтобы уподобиться нам милосердному самарянину. Пусть в наших ушах всегда стоит призыв Христов, когда мы видим человека, который в какой-либо, хотя бы самой маленькой, нашей помощи нуждается: «Иди и ты поступай так же!» Аминь.

27 ноября 2016 года.

Апостол Матфей, именуемый Левием.

Память 16 (29) ноября

Был апостолом из Двенадцати. До обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9. 9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем. Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Написано на еврейском языке. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трем сторонам служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими. Когда апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана. одержимых нечистым духом. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой и поставив вокруг двенадцать идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и по молитве апостола пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошел ко Господу (60 г.). Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих не оставил. Он велел положить тело святого Матфея в железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у Матфея прошения, после, чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божиему. Фулвиан впоследствии принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа.