Приходской листок Троицкого собора, 49 (966) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света: ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос». Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

(Послание к Ефесянам, 5 глава, ст. 8-19)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

(Евангелие от Луки, 12 глава, ст. 16-21)

Слово на евангельскую притчу о безумном богаче (Лк. XII, 16-21) и в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В этом году совпадение двух праздников в сегодняшний день: это воскресный день, а воскресный день – всегда праздник, ибо вспоминается Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, и это праздник Введения во храм Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Поэтому по Церковному Уставу в сегодняшний день читалось два евангельских повествования, два отрывка. Один – который положено читать в нынешнее воскресение, а второй – который положено читать на праздник Пресвятой Богородицы. Какой духовный урок мы можем извлечь из слышания Слова Божия в сегодняшний день?

На воскресный день мы слышали с вами притчу о богаче, который так был доволен внезапно появившимся у него урожаем, что даже не подумал ни Бога благодарить, ни размыслить о том, почему у него такой урожай прилучился, не подумал поделиться этим необыкновенным, внезапно к нему пришедшим счастьем с другими людьми, а только сказал сам себе: «Ну все, теперь у меня всего достаточно. Буду есть, пить, веселиться». А Господь говорит ему: «Безумный, в эту ночь ангелы душу твою истяжут (то есть заберут от тебя), кончится твоя земная жизнь. Кому все это оставишь?» (см. Лк. 12, 16–20)

И дальше делается вывод, вот на него обратим внимание. Евангелие, этот евангельский отрывок, заканчивается такими словами: «Так бывает с теми, кто для себя, а не в Бога богатеет» (см. Лк. 12, 21). Вот что такое фраза: «для себя, а не в Бога»? Эта фраза указывает нам на то, что мы всегда в жизни должны знать, что самое главное у нас. Мы должны понимать, что мы не являемся в полной мере хозяевами нашей жизни, потому что Бог дал нам эту жизнь. Он привел нас в эту жизнь, Он дал нам этот дар, Он Своим промыслом ведет нас по этой жизни. И если мы только решим, что все это делается лично для нас, и погрязнем в своем собственном эгоизме, и будем искать только собственных для себя удовольствий, то произойдет с нами то, что произошло с этим богачом. Потому что никто из нас не знает, в который день душа наша разлучится от тела. И с чем мы придем, с каким богатством в вечную жизнь? Что наша бессмертная душа принесет в другую жизнь? Что мы возьмем? Материальный достаток? Здоровье нашего тела, которое будет уже лежать в земле и гнить? Что мы с собой возьмем? Славу свою? Свое самолюбие? Свой эгоизм? Что у нас останется, какое богатство?

А второе евангельское чтение, посвященное Матери Божией, говорит о том, как Пречистая Дева слагала слово Божие в сердце Своем. Вот оно, настоящее духовное богатство! А нынешний праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы указывает нам, где нам взять то самое богатство, которое в Бога богатеет.

Пречистая Дева была приведена Своими родителями в храм Божий и проходила воспитание в храме Божием. Храм Божий – это Небо на земле, это то место, где мы можем получить самое настоящее богатство, которое никто не отымет у нас. В храме Божием благодатью Духа Святаго мы получаем Таинства церковные, и душа наша питается и приобретает ничем не оценимое богатство веры, надежды и любви. Здесь, в храме Божием, мы можем по-настоящему молиться, и благодать Духа Святаго осеняет нас. Здесь, в храме Божием, мы духовно рождаемся. Здесь, в храме Божием, мы омываемся от нашей скверны и нечистоты. Господь прощает нам наши грехи, исцеляет нас, изменяет нас, преображает нас. Здесь, в храме Божием, Сам Господь Иисус Христос присутствует Пречистым Своим Телом и Животворящею Кровию, и мы соединяемся с Ним в Причастии, и освещаемся, и получаем то богатство, которое останется с нами.

В Бога богатеть – значит быть христианами, живущими духовной жизнью. В Бога богатеть – значит любить Святую Церковь Христову, слушать голос Церкви, стремиться жить по заповедям Божиим. В Бога богатеть – значит собирать в своих сердцах спасительное слово Божие, питаться Святым Евангелием духовно. В Бога богатеть – значит любить службы церковные, возносить душу свою в молитвах. В Бога богатеть – значит искренно каяться пред Богом, и плакать о своих грехах, и просить у Бога, чтобы Он исправил нас. В Бога богатеть – значит пребывать с Богом уже сейчас, причащаясь Его Пречистого Тела и Животворящей Крови. Все это дает нам храм Божий.

Сегодня, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, мы видим, что Она потому стала достойной, чтобы Сам Бог воплотился через Нее, что получила воспитание в храме Божием. И мы с вами стремимся к тому, чтобы быть достойными Царства Божия, чтобы быть достойными вместе с Богом пребывать в вечности в вере, надежде и любви. И это святое достоинство христиан дает нам храм Божий.

В сегодняшний день по промыслу Божию мы собрались на молитву в этом святом месте. Вознесем же наши молитвы от наших верующих сердец, чтобы молитвами Пречистой Матери Божией нам с вами иметь любовь ко храму Господню, и здесь получать истинное богатство, и здесь в Бога богатеть. Аминь.

4 декабря 2016 года.

Святой благоверный князь Михаил Тверской

Память 22 ноября (5 декабря)

Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента). На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Космы и Дамиана. По смерти великого князя Андрея Александровича (+ 1305) Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа.

Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. «Отче, – сказал святой, – много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи».

В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: «Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет». По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, получив и перед самой смертью христианское напутствие.

По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом (+ 1318). Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили: «Князь Михаил – святой, невинно убитый». Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, княгини Анны (память 2 октября), и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня.

Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого. 24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила. Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство. Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник – святой Михаил.