Приходской листок Троицкого собора, 01 (970) 2018 г.

Апостольское чтение в Неделю святых отец.

Верою он [Авраам] поселился пришельцем в земле обетованной как в чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обещания; ибо он ожидал города, имеющего твёрдое основание, архитектор и строитель которого – Бог…Верою Авраам выдержал испытание и принёс в жертву Исаака; он, получивший обещание [о сыне], приносил единородного, о котором ему было сказано: «в Исааке наречётся тебе семя». Он рассудил, что Бог силен и из мёртвых воскрешать, потому он и получил его [сына] обратно в предзнаменование. Верою, и для будущего, Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого из [своих сыновей и] сыновей Иосифова и простёрся пред Богом, опираясь на верх своего посоха. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых [из Египта] и завещал о костях своих. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо увидели они, что младенец прекрасен, и не устрашились повеления царя… И что ещё скажу? Ибо не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и [других] пророках, которые верою покорили царства, творили правду, достигли обещанного, заградили уста львов, угасили силу огня, избежали острия меча, получили силу в немощах, стали крепкими на войне и отразили полки чужих. Были женщины, получившие мёртвых своих воскресшими. Другие же были замучены, отказавшись от освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресения. Иные же испытали поругания и побои, а также узы и темницы, были побиты камнями, подвергнуты пытке, перепилены, умерли от меча, провели жизнь в скитаниях в овечьих шкурах и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, страдания. Те, которых весь мир не был достоин, блуждали по пустыням и горам, по пещерам и земным ущельям. И все они, засвидетельствованные через веру, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее: чтобы они вместе с нами достигли совершенства.

(Послание к Евреям 9 глава, ст. 9-10, 17-23, 32-40)

Евангельское чтение в Неделю святых отец.

Книга происхождения (родословия) Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам породил Исаака; Исаак породил Иакова; Иаков породил Иуду и братьев его; Иуда породил Фареса и Зару от Фамари; Фарес породил Эсрома; Эсром породил Арама; Арам породил Аминадава; Аминадав породил Наассона; Наассон породил Салмона; Салмон породил Вооза от Раав; Вооз породил Овида от Руфи; Овид породил Иессея; Иессей породил царя Давида.

Давид породил Соломона от той, что была замужем за Урией; Соломон породил Ровоама; Ровоам породил Авию; Авия породил Асу;Аса породил Иосафата; Иосафат породил Иорама; Иорам породил Озию; Озия породил Иоафама; Иоафам породил Ахаза; Ахаз породил Езекию; Езекия породил Манассию; Манассия породил Амона; Амон породил Иосию; Иосия породил [Иоакима; Иоаким породил] Иехонию и братьев его, во время выселения в Вавилон.

После же выселения в Вавилон Иехония породил Салафиила; Салафиил породил Зоровавеля; Зоровавель породил Авиуда; Авиуд породил Элиакима; Элиаким породил Азора; Азор породил Садока; Садок породил Ахима; Ахим породил Элиуда; Элиуд породил Элеазара; Элеазар породил Матфана; Матфан породил Иакова; Иаков породил Иосифа, супруга Марии, от Которой родился Иисус, что именуется Христос.

Итого всех поколений: от Авраама до Давида – четырнадцать поколений; и от Давида до выселения в Вавилон – четырнадцать поколений; и от выселения в Вавилон до Христа – четырнадцать поколений.

Что до Иисуса Христа, то Его происхождение совершилось так: матерь Его Мария была обручена Иосифу; однако прежде, чем стали они жить совместно, обнаружилось, что Она ожидает дитя от Духа Святого. Между тем Иосиф, муж Её, был человек праведный и не хотел Её ославить, а потому вознамерился расторгнуть помолвку тайно. Когда, однако, он был в таких мыслях, – вот, Ангел Господень явился ему в сновидении, говоря: «Иосиф, сын Давидов! Не страшись принять Мариам, жену твою; ибо то, что́ зачалось внутри Неё, – от Духа Святого. Сына родит Она, и ты наречёшь Ему имя – Иисус; ибо Он спасёт народ Свой от грехов их». Всё же это случилось во исполнение сказанного Господом через пророка, говорящего: «Се, Дева зачнёт во чреве, и родит Сына, и нарекут имя Ему - Эммануил» (Ис. 7:14), – что в переводе означает: «С нами Бог». Иосиф, пробудившись от сна, сделал, как велел ему ангел Господень, и принял жену свою; и не познал Её, и вот Она родила Сына, и он нарёк Ему имя – Иисус.

(Евангелие от Матфея 1 глава, ст. 1-25)

Слово в Неделю пред Рождеством Христовым

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В воскресный день перед праздником Рождества Христова Святая Церковь предлагает нам услышать евангельское повествование буквально с первой страницы этой Святой Книги (Мф. 1, 1–25). Когда человек первый раз знакомится со Святым Евангелием и открывает эту первую страницу, он поначалу не понимает, о чем идет речь. Он не понимает, что значит это перечисление имен, причем мужских имен: «Авраам роди Исаака, Исаак роди Иакова…» – и так перечисляется три раза по четырнадцать имен. Для чего это? О чем говорит нам с вами слово Божие и Священное Писание? Почему именно перед праздником Рождества мы слышим это повествование?

То, что мы слышали, это подлинная родословная Господа Иисуса Христа. Каждый из нас, конечно, знает, как зовут его отца, кое-кто знает, как зовут деда, совсем некоторые знают, как зовут прадеда, ну а что дальше – вообще мало кто из нас и помнит. У нас в нынешнем времени очень слабая память – что плохо. В Священном Писании указывается на твердые нравственные основы, которые Бог создал для человека. И одной из твердых нравственных основ, на которых покоится наша правильная и праведная жизнь, в том случае если мы будем именно так поступать, является приверженность, как сейчас говорят, к семейным ценностям – то, что сказано в заповеди Божией пятой: «Чти отца твоего и мать твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле» (см. Исх. 20, 12). Святое Евангелие начинается с перечисления родословия Господа Иисуса Христа для того, чтобы всем нам показать, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек; Человек, Чье родословие можно с точностью указать и перечислить, Человек, Который жил в определенное историческое время, Который хранил историческую память, Который был привержен твердым, данным от Господа, устоям.

Праздник Рождества Христова, к которому мы готовимся, должен нам с вами возвратить то, что мы с вами теряем. Мы должны найти твердую опору в своей жизни, твердую опору в наших чувствах, мыслях, в наших поступках. И Святая Церковь предлагает нам эту твердую опору – родившегося в мир Богочеловека Господа Иисуса Христа. Для нас важно знать не только то, что Он был истинным Богом, нам очень важно знать, что Он был истинным Человеком. И Его истинность заключалась не только в том, что Он имел обычное, как и наши с вами, человеческое тело и жил обычной человеческой жизнью, но Его истинность заключалась в том, что Он жил по Истине в жизни, вместе с Богом, все поступки Его были истинны, то есть Он ходил в правде Божией, поступал по правде Божией, творил дела Божии.

Для нас это очень важно знать и понимать, потому что Он для того и пришел к нам с вами, для того и родился в этот мир, чтобы и мы также с вами ходили в истине, чтобы и наши поступки были правыми, справедливыми. Он зовет нас за собой, проделав для нас Путь жизни. Лейтмотив, главная фраза, которая будет повторяться, и уже начала повторяться, во все праздники Рождества Христова, это слова: «С нами Бог!» С нами Бог – в этом радость нашей веры, потому что нам ходить в истине, ходить в правде Божией самим, своими силами, невозможно. Но с нами Бог, и Бог ведет нас по этой жизни, и мы верою идем за Ним. А вера помогает нам с вами буквально творить чудеса.

Перед чтением Святаго Евангелия сегодня читалось послание апостольское, в котором рассказывалось о праведниках Ветхого Завета, предшественниках Господа Иисуса Христа по плоти, о которых потом мы слышали в Святом Евангелии (см. Евр. 9, 9–10, 17–23, 32–40). Так вот они, жившие еще до Христа, совершали величайшие поступки, героические, чудесные, немыслимые для объяснения обычным стечением обстоятельств, верою в Грядущего, то есть Того, Кто должен прийти, – Господа Иисуса Христа Спасителя. Если верою в Того, Кто еще только должен прийти, люди буквально жизнь переворачивали от злого к доброму, показывали невиданные чудеса подвижничества и героизма, то что же нам с вами, живущими после пришествия в мир Господа Иисуса Христа? Нам гораздо проще, чем им. Потому что Бог уже с нами. Он здесь. Он для того и родился в мир. И Он не просто говорит нам с вами: «Вот, идите тем путем, который Я вам указал», – нет, Он Сам идет впереди и нас за Собой ведет. Он истинный Бог и истинный Человек Господь Иисус Христос, Который родился в мир, чтобы быть с нами, чтобы мы не погибли, но имели вечную жизнь.

В преддверии светлого праздника Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, услышав Священное Писание, раскрывающее нам тайну Богочеловечества нашего Спасителя, будем просить у Него, чтобы Он дал нам сил идти за Ним по жизни, идти в истине и правде, опираться на твердые основы заповедей Божиих, хранить в душе своей веру непоколебимую и всегда помнить, что с нами Бог. Аминь.

5 января 2014 года.

Слово перед Новогодним молебном

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сегодня собрались в святом храме Божием на молитву перед началом нового гражданского года. Само наше желание прийти в этот день на молитву в храм Божий является святым и похвальным. Потому что имеются рассуждения, и не первый год, – они идут, пожалуй, со всего времени как изменилось у нас государственное устройство в стране, – как относиться к этому празднику, который именуется Новым годом. Дело в том, что этот, по сути, гражданский праздник, т.е. не имеющий отношения к Церкви, в советское время был призван вытеснить из сознания людей праздник Рождества Христова. И все атрибуты праздника Рождества Христова, которые были присущи ему, включая и рождественскую елку, и радостные человеческие проявления счастья для детей, подарки, различные гулянья народные, которые уместны были после окончания Рождественского поста на праздник Рождества Христова, в советское время были перенесены на праздник Нового года. И люди, не имевшие возможности продолжить духовную традицию народа нашего, все равно интуитивно как-то хватались за этот Новый год, потому что он был единственным не идеологическим праздником – т.е. в котором не было никакой коммунистической идеологии. И к нему привыкли, и стали считать его, ну, каким-то таким особенным праздником, самым важным и самым главным. И мы теперь с вами с этим живем, и от этого мы пока никуда не денемся.

Но как нам быть, христианам? Во времена гонений на Церковь, христиане, особенно которые были истовы в своей вере, категорически не принимали этого советского Нового года. И говорили, что новый год надо праздновать по старому стилю – и отсюда появилось название Старый Новый год, что, конечно, по-духовному довольно нелепо. Но тем не менее это была позиция, которая заключалась в том, что несмотря на то, что весь мир вот так вот празднует, мы тоже будем праздновать Новый год, но в свое время, по старому стилю. И это тоже можно понять. Правда, со временем люди, которые совсем ничего не понимают ни в церковной жизни, ни во внутреннем содержании праздников, стали праздновать и Новый год, и Старый Новый год, лишь бы попраздновать…

Другие говорят: «А что нам вообще смотреть на этот праздник? Да никакой это не праздник. Ну, подумаешь, 1 января, потом будет 1 февраля, марта, мало ли что, как календарь устроен. Мы, христиане, живем своей жизнью и своим календарем». И они тоже правы.

Так зачем же мы сейчас в храме Божием собрались?

Дело в том, дорогие братья и сестры, что мы, с одной стороны, конечно же, христиане и граждане Небесного Иерусалима. Господь – Царь наш, и Он царствует в сердцах наших, и Царство Небесное, которое Он принес, – оно не видимым образом приходит, а раскрывается в жизни и в сердцах наших. Но мы все еще и граждане страны нашей. А страна, имея государственное устройство, имеет и государственные праздники, и таковым государственным – не церковным, а государственным – праздником является Новый год. И сказать, что мы не признаем этого праздника, будет неправильно, потому что хороший христианин обязательно должен быть, как заповедовал нам апостол Павел, и хорошим гражданином отечества своего (см. Рим. 13, 1–7). Но и в самом деле: мы же и зарплату получаем по гражданскому календарю, и пенсию нам начисляют исходя из гражданского календаря, и выходные на работе нам рассчитывают по гражданскому календарю. Значит, мы не можем сказать, что это не наш праздник.

Какое же мы с вами ныне привнесем внутреннее духовное значение во встречу Нового года?

Мы должны принести, в первую очередь, как и подобает христианам, самое важное и самое главное – благодарность Господу Богу. Мы с вами ныне будем благодарить Бога: благодарить Бога за то, что Он не оставляет нас Своим попечением и Своим промыслом; за то, что даже мы сами не знаем и не понимаем, но Он, имея о нас попечение, ведет нас с вами ко спасению; за все те благодеяния, которые мы получили от Него в ушедшем году; за те испытания, которые нам пришлось перенести и пережить, потому что все, что мы переживаем в этой временной жизни, имеет значение для жизни вечной. Итак, в первую очередь мы с вами будем благодарить Господа Бога.

Но также уместно нам с вами и попросить у Бога прощения, потому что мы в ушедшем году и грешили, и от заповедей отступали, и плохие дела делали. И нам следует об этом сожалеть и просить у Бога, чтобы нам в будущем к своим грехам не возвращаться. Особенно это уместно нам сейчас, во время Рождественского поста, поразмышлять об этом – чтобы в праздник Рождества Христова мы с вами покаялись и причастились Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя и Бога нашего.

И, конечно же, мы с вами сейчас будем просить у Бога помощи, помощи на будущее время: чтобы Господь не оставил нас, чтобы Господь укрепил нас, чтобы Господь вразумил нас, чтобы дал нам сил – и духовных, и душевных, и телесных – идти по этой жизни и быть достойными христианами и гражданами Небесного Иерусалима, где наше вечное отечество, и гражданами нашего земного отечества. Да поможет нам Господь достойно проводить жизнь христианскую, которую даровал нам Спаситель мира Господь Иисус Христос, Ему же слава во веки веков. Аминь.

31 декабря 2016 года.