Приходской листок Троицкого собора, 03(972) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии в Неделю пред Богоявлением

Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

(Второе послание к Тимофею 4 глава, ст. 5-8)

Евангельское чтение на литургии в Неделю пред Богоявлением

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

(Евангелие от Марка 1 глава, ст. 1-8)

Слово в Неделю перед Богоявлением

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

За одну неделю, вернее, в воскресение, ближайшее перед праздником Крещения, которое называется Неделей перед Просвещением, читается Евангелие, которое мы только что с вами слышали, в котором повествуется о проповеди Иоанна Крестителя. Это начало Евангелия от Марка (Мк. 1, 1–8). И мы слышали, как в нем говорится о том, что во исполнение древнего пророчества Богом был послан человек, который приготавливал пути Иисусу Христу (см. Ис. 40, 3–5). В его задачу входило сделать прямым путь в сердцах людей ко встрече Господа Иисуса Христа.

Обратим внимание: чтобы человек встретился с Богом, необходимо приготовить Ему путь. Встреча человеческой души с Богом нуждается в предварительной подготовке. Человек нуждается в этой подготовке. Это очень важно нам понимать. Если мы поймем это, то нам станет ясно, откуда в Церкви столько правил, касающихся поста, касающихся исповеди, касающихся богослужений. Это не что иное, как подготовка нас, наших душ ко встрече с Господом. Вот так же, как Иоанн Креститель делал прямыми пути ко Господу, говоря людям, чтобы они покаялись, то есть исправились, то есть изменились, и мы, если желаем быть вместе с Богом, должны произвести труд над своей душой.

Что говорил Иоанн Креститель? Что он исполнял? Он говорил: «Прямыми сделайте пути Господу». Прямыми, то есть всякое уклонение от правды, от заповедей Божиих, всякое наше с вами лукавство, всякое наше с вами двоедушие не приводит нас к Богу. Чем больше мы лицемерим и лукавим, тем дальше мы от Бога.

Иоанн Креститель, слышали мы сейчас в Святом Евангелии, был одет в очень суровую одежду из верблюжьего волоса и очень скромно и постно питался. Это все указания для нас вами на нашем пути к Богу. Да, когда мы узнаем церковные правила, мы знаем, что к Причастию нельзя просто так прибежать в храм с утра пораньше и идти к Причастию сразу. Мы знаем, что надо подготовиться. И как подготовиться? Надо примириться со всеми, с кем ты в ссоре, надо простить тех, кто тебя опечалил или кого ты опечалил. В состоянии вражды или ненависти нельзя подходить к Богу. Это первое дело. Потом необходимо помолиться, обратиться к Богу. Существует специальное правило молитвы, которые человек должен читать. Но не надо думать, что дело в самих молитвах, которые просто механически следует прочесть. Вычитал такое-то количество молитв – и ты уже достоин идти к Причастию. Совсем нет. Не в этом смысл этой подготовки. А смысл в том, чтобы душу свою обратить к Богу. Но, конечно, одну душу не обратишь к Богу, если язык твой будет сплетать ложь, а вместо молитвы всякую скверну произносить, а ум твой, вместо того чтобы возноситься к Богу, будет в разной человеческой суетной грязи копаться. Это не будет тогда подготовкой.

Дорогие братья и сестры, сегодняшний день является днем, подготовительным к встрече праздника Богоявления, Крещения Господня. Мы слышали с вами сегодня Святое Евангелие, которое говорит о том, что нам необходимо приложить труд для того, чтобы наша душа освятилась. Иоанн Креститель говорил о себе, что он крестит в воде, но за ним идет Тот, Который будет крестить Духом Святым. Чтобы мы с вами получили благодать Духа Святаго от Господа, нам следует приложить усилия для изменения наших душ, для исправления нашей жизни. Обратимся же ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы по молитвам Его честнаго пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна нам с вами в жизни ходить прямыми путями, нам с вами в жизни исправляться и изменяться к лучшему, нам с вами в жизни нашей готовить пути для Господа в сердце своем, чтобы Господь пребывал в душе нашей, в жизни нашей, в сердцах наших и мыслях наших, и чтобы все, что мы делали, делали бы мы с вами во славу Божию. И тогда благодать Духа Святаго пребудет с нами. Аминь.

15 января 2017 года.

Апостольское чтение на литургии в праздник Богоявления

Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

(Послание к Титу 2 глава, ст. 11-14, 3 глава ст. 4-7)

Евангельское чтение на литургии в праздник Богоявления

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Евангелие от Матфея 3 глава, ст. 13-17)

Слово в праздник Богоявления

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Явился еси днесь вселенней» – так воспеваем мы, встречая праздник Богоявления Господня. Свет, который просвещает наши с вами души, – Господь наш Иисус Христос.

Мы слышали сегодня и в пророческих чтениях, и в Евангелии, и в песнопениях богослужения о том, как произошло это явление Господа Иисуса Христа народу. Ведь после Своего Рождества до тридцати лет Спаситель мира не выходил на общественную проповедь и служение, потому что таков был древний закон: до тридцати лет мужчина считался еще несовершеннолетним. И только с тридцати лет его слово становилось авторитетным для других людей, а самое главное, он мог толковать и читать Слово Божие. Иисус Христос вышел на общественную проповедь.

Вот мы здесь сейчас стоим, легко повернемся сюда и увидим нашу фреску «Явление Спасителя народу». И мы видим Иоанна Крестителя, и видим Иисуса Христа, Который идет на Иордан. Кто приходил к Иоанну Крестителю? Мы сегодня слышали об этом неоднократно. Грешники к нему приходили, грешники, чтобы каяться в своих грехах. А он погружал их в воды Иордана и говорил: «Это я прообразую ваше очищение». Как водой человек омывает свое тело от грязи, так Иоанн Креститель проповедовал пришествие в мир Господа Иисуса Христа, Который омоет наши души Духом Святым. Он даже о себе очень просто говорил: «Я вас крещу в воде, но придет Тот, Который будет вас крестить Духом Святым и огнем. И я даже недостоин у Него ремень Его сапог развязать» (см. Мк. 1, 1–8).

Дорогие братья и сестры, зачем это Христос пришел к грешникам? Зачем это Ему надо было креститься, вступать в воды Иордана и омывать Свое тело? Он ведь безгрешный. Для грешников Иоанн Креститель проповедовал. Для чего это Господь пришел? Да мало того, не просто пришел – и встал вместе с грешниками, так что Иоанн, не понимая, что происходит, и говорит Ему: «Как Ты можешь сюда прийти и просить креститься у меня? Я должен у Тебя проситься». А Он говорит ему: «Оставь, прекрати. Нам надо исполнить всю правду» (см. Мф. 3, 13–15). А правда, правда заключается в том, что Иисус Христос именно к нам, грешникам, и пришел. Вот в чем правда. Потому что мы грешники, поэтому к нам и Христос пришел. Он пришел, чтобы нас, грешников, спасти, нас, грешников, просветить, нам, грешникам, помочь, нас, грешников, очистить. Вот в чем смысл пришествия Господа Иисуса Христа. И Он начинает Свою проповедь со слов: «Покайтесь. Приблизилось Царство Божие». И хотя Сам не нуждается ни в каком очищении – чтобы быть с нами, принимает это очищение. Вот какова любовь Господа Иисуса Христа к каждому из нас.

Итак, сегодня мы вспоминаем, как Иисус Христос пришел к нам. В воспоминание об этом в Церкви освящается вода. Эта вода святая. Но в Церкви все действует по вере. Если человек верует, все возможно верующему. А если человек не имеет веры, то ничего ему не будет полезно. Вот так и со святой водой. Если человек верует в Господа Иисуса Христа и с верою хотя бы каплю этой святой воды принимает, она очищает его, укрепляет в нем эту веру, прогоняет злые силы, дает здравие духовное, душевное и телесное. А если человек не имеет веры, да какой смысл? Ну ныряет он в эту прорубь. И еще по глупости своей думает, что какие-то ему грехи простятся. Но это закаливание называется, моржевание, никакого отношения не имеет к вере, абсолютно. Все в душе человека. От нашего отношения к Господу зависит и наша жизнь. Ведь Господь не говорил: «Бегом ныряйте все в воду». Он говорил по-другому. Он говорил: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Божие». Значит, что такое? Надо измениться нам. Сколько угодно себя можно обливать водой, но если ты внутри не изменился, и ничего не изменится. Ничего не изменится.

А где же нам дается Таинство Покаяния? Конечно же, в Церкви Христовой. Здесь мы получаем благодать, и силу, и укрепление. И такой благодатной силой является для тех, кто с верою к ней приходит, святая вода.

Святую воду мы храним в домах круглый год. Мы можем ее разбавлять сколько угодно, и она освящает, и освящает, и освящает все. Одна капля океан может освятить. Мы принимаем ее утром после молитвы. Мы освящаем ею свой дом. Мы, когда болеем, и пьем, и помазываем там, где у нас особенно болит. Святая вода пребывает в доме христиан в течение года и, как правило, не поддается никакому тлению. Это знак присутствия Божия, присутствия благодати Божией. И вот мы сегодня, как говорит пророк, почерпем святую воду в веселии (см. Ис. 12, 3), в веселии духовном, что Господь дает нам Свою благодать, помогает нам обновиться, измениться, исправиться, очиститься и в конечном итоге иметь вечную жизнь. Ведь Он пришел к грешникам, не только к ним на Иордан вместе с ними в воду окунуться, Он и страдания нас, грешников, принял, и на Кресте за нас умер, и в третий день воскрес. И всякий верующий в Господа Иисуса Христа тоже воскреснет и будет иметь жизнь вечную. Ему же слава во веки веков. Аминь.

18 января 2017 года.