Приходской листок Троицкого собора, 08 (977) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии в Неделю сыропустную

Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен; ибо силен Бог восставить его.

(Послание к Римлянам 13 глава, ст. 13 - 14 глава, ст. 4)

Евангельское чтение на литургии в Неделю сыропустную

Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

(Евангелие от Матфея 6 глава, ст. 14-21)

Слово в Неделю сыропустную

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра начинается Святой и Великий пост – особенное время в жизни православного христианина. И Церковь объясняет нам вот уже третью неделю подряд, какой же смысл этого поста, и для чего он нужен.

Мы слышали сейчас Евангелие (Мф. 6, 14–21), которое заканчивается, если можно так сказать, чеканной формулой, которая объясняет нам смысл поста. Господь говорит: «Где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (см. Мф. 6, 21). Вдумаемся, о чем говорит Господь. Вот как раз, чтобы для себя разрешить, какое же для нас важно сокровище, чтобы для себя осознать, что является на самом деле в жизни сокровищем, к чему должно прилепиться наше сердце, для этого и дается нам пост.

Иисус Христос объяснял, и сейчас мы слышали о том, какое должно быть наше отношение к тем благам жизни, которые мы имеем сейчас. А блага жизни есть материальные, но есть блага жизни и духовные. И Господь очень образно говорит: «Не скрывайте себе сокровищ на земле, потому что тут любое сокровище испортится, и воры крадут его. Собирайте себе сокровище на небе, где ни червь его не истлит, ни ржавчина не испортит, ни воры не подкопают, не украдут. Где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (см. Мф. 6, 19–21).

Значит, задача поста – нам с вами определиться, как мы будем собирать сокровище на небе, потому что кто думает, что важно собрать сокровище здесь, на земле, тот может не беспокоиться о посте. Пост ему не нужен, это совсем другое дело. Он надеется на это свое земное сокровище, а придет время – горькими слезами умоется, потому что земное сокровище никогда не даст человеку подлинного счастья, потому что подлинное счастье не бывает скоротечным. Подлинное счастье блаженства может быть только вечным. Его-то и принес нам в мир Спаситель Господь Иисус Христос.

Но чтобы определиться с тем, где наше сердце, как нам полюбить это духовное сокровище? Где мы можем его увидеть? Да вообще, что это такое – духовное сокровище?

Святая Церковь, созданная Господом Иисусом Христом на земле, хранит это духовное сокровище для того, чтобы дать его нам, чтобы мы им пользовались, чтобы наше сердце к этому прилепилось. И вот, время Великого поста есть время раскрытия для человека его отношения к духовной жизни.

Действительно, в подходе к посту есть две диаметрально противоположные ошибки. Есть люди, которые считают, что главный смысл поста – это не есть ни в коем случае ничего мясного, молочного, строжайшим образом соблюдать в еде тот порядок, который предписан монастырским уставом. Буквально отцеживают каплю, каждую каплю масла, рассматривают, есть ли в том или ином продукте, и сколько там есть процентов ноль-ноль десятых этого масла, или нет. Это один подход.

Другой подход, когда люди говорят: «Да ведь что входит в уста, не оскверняет человека. Сам Господь так сказал. А вот что исходит из уст человека, то оскверняет».

И тот, и другой подход не верен. С одной стороны, да, не оскверняет человека то, что входит в уста. Да, сегодня мы слышали, Господь сказал: «Когда поститесь, не поститесь как лицемеры, чтобы люди видели вас, и не хвалитесь. Поститесь Отцу вашему втайне» (см. Мф. 6, 16–18). Но беда-то наша заключается вот в чем – что мы эти слова услышали и говорим: «О, мы не будем лицемерами. Надо перед Богом только поститься». А перед Богом мы не постимся. Перед Богом-то не постимся! В тайне не постимся. Сердце свое не смиряем. От зла не отходим, от осуждения не отходим, от зависти не отходим, в молитве не совершенствуемся. А говорим: «А пища не оскверняет». То есть не делаем ничего, но еще при этом находим себе оправдание. А другой в пище так строго напостится, что он уже языком не может ворочать молиться. У него вместо молитвы – когда он стоит в церкви, он только вспоминает, чего он на Масленице ел, или как Пасха наступит, как он разговеется. И весь его пост только мыли об еде. И то, и другое является крайностями, от которых предостерегает нас Святая Церковь.

Завтра начнется Святой Великий пост. Его задача для нас с вами духовно очиститься, исправиться, измениться, покаяться и найти в своем сердце то сокровище, которое приведет нас с вами к вечности: сокровище веры, надежды и любви. Для этого мы должны поститься не по своему разумению, а по тому, как Церковь нам благословляет. А она благословляет поститься телесно и духовно, воздерживаясь не только в пище и питии, но воздерживаясь в своем уме, в своем языке, в своей душе, в своем разумении. Не просто как диету воспринимать время Великого поста, но как время упражнения в молитве, когда мы больше и больше начинаем молиться. Ведь действительно, когда набьешь себе желудок, то не очень-то на ум молитва идет. Когда человек имеет разумное воздержание, тогда он совершенствуется и в молитве.

Дорогие братья и сестры, услышим призыв Церкви, будем слушать ее голос, определимся на время поста приложить усилия, с тем чтобы отстать от своих грехов, искренне в них раскаяться, измениться к лучшему. Определимся научиться молиться получше, почаще. Приложим силы в храм Божий усерднее приходить. То есть какое-то должно у нас быть в посту изменение, какое-то улучшение, динамика какая-то, движение какое-то должно у нас с вами случиться.

Попросим у Господа Бога помощи, чтобы, с одной стороны, не быть лицемерами, которые только напоказ постятся, но, с другой стороны, реально поститься перед Отцом нашим Небесным, Который видит все тайное и воздаст нам явно в Царстве Своем вечном. Аминь.

26 февраля 2017 года.

Преподобный Макарий Великий, Египетский

Память 19 января (1 февраля)

(Окончание, начало в № 5, 7)

Одному иноку преподобный Макарий дал совет: "Бегай от людей и спасешься". Тот спросил: "Что значит бегать от людей?" Преподобный отвечал: "Сиди в келлии и сокрушайся о грехах своих". Преподобный Макарий говорил также: "Если желаешь спастись, будь как мертвец, который не гневается, когда его бесчестят, и не превозносится, когда его хвалят". И еще: "Если для тебя поношение – как похвала, бедность – как богатство, недостаток – как изобилие, ты не умрешь. Ибо не может быть, чтобы правоверующий и подвизающийся в благочестии впал в нечистоту страстей и демонское обольщение".

Молитва преподобного Макария многих спасала в опасных обстоятельствах жизни и сохраняла от бед и искушений. Его милосердие было так велико, что о нем говорили: "Как Бог покрывает мир, так и авва Макарий покрывал согрешения, которые он, и видя, как бы не видел, и слыша, как бы не слышал".

Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близком переходе его в блаженные Небесные обители. Дав наставления своим ученикам и благословив их, преподобный Макарий простился со всеми и почил со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".

Шестьдесят лет провел святой авва Макарий в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный провел в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Но он никогда не переставал плакать, каяться и трудиться. Свой обильный подвижнический опыт авва претворил в глубокие Богословские творения. Пятьдесят бесед и семь подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого.

Мысль о том, что высшее благо и цель человека – единение души с Богом, – основная в творениях преподобного Макария. Рассказывая о способах, как достичь священного единения, преподобный основывался на опыте великих учителей египетского монашества и на своем собственном. Путь к Богу и опыт Богообщения святых подвижников открыт каждому верующему сердцу. Потому Святая Церковь и включила в общеупотребительные вечерние и утренние молитвы подвижнические молитвы преподобного Макария Великого.

Земная жизнь, по учению преподобного Макария, со всеми ее трудами, имеет лишь относительное значение: приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством. "Душе, истинно верующей во Христа, должно переложиться и перемениться из нынешнего порочного состояния в другое состояние, доброе, и из нынешней уничиженной природы в другую, Божественную природу, и переделаться в новую – при посредстве силы Святого Духа". Достичь этого можно, если "мы истинно веруем и любим Бога и во всех Его святых заповедях вращаемся". Если же душа, обрученная Христу в святом Крещении, не будет сама содействовать дарованной ей благодати Духа Святого, то подвержется "отлучению от жизни", как оказавшаяся неблагопотребной и неспособной к общению со Христом. В учении преподобного Макария опытно разрешается вопрос о единстве Любви Божией и Правды Божией. Внутренний подвиг христианина определяет меру восприятия им этого единства. Каждый из нас приобретает спасение по благодати и Божественному дару Духа Святого, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого Божественного дара, можно лишь "верою и любовью при усилии свободного произволения". Тогда "сколько по благодати, столько и по правде" христианин наследует жизнь вечную. Спасение есть дело Богочеловеческое: полного духовного преуспеяния мы достигаем "не одною Божественною силою и благодатию, но и принесением собственных трудов", с другой стороны, в "меру свободы и чистоты" приходим не одной собственной рачительностью, но не без "содействия свыше Божией руки". Участь человека определяется действительным состоянием его души, самоопределением его к доброму или злому. "Если душа в сем еще мире не приимет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы, и не сделается причастною Божественного естества, то она непригодна для Небесного Царства".

Чудеса и видения блаженного Макария описаны в книге пресвитера Руфина, житие же его составил преподобный Серапион, епископ Тмунтский (Нижний Египет), один из известных деятелей Церкви IV века.