Приходской листок Троицкого собора, 09 (978) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии

Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние… И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли… И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства… Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

(Послание к Евреям 11 глава, ст. 24-26, 32 - 12 глава ст. 2)


 

Евангельское чтение на литургии

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

(Евангелие от Иоанна 1 глава, ст. 43-51)

Слово в Неделю 1-ю Великого поста

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Прошла неделя Святаго и Великого поста – времени, определенного нам с вами для того, чтобы мы на собственном опыте сами убедились в том, что дает человеку Церковь.

Наша вера – это не разговор о Боге. Наша вера – это не философская система какая-либо, которая рассуждает о том, как мир устроен, какие есть движущие силы в этом мире, какая взаимосвязь в этом мире. Нет. Наша вера – это не философия. Наша вера – это даже не сборник каких-то предписаний. Вот мы иногда как воспринимаем заповеди: если, значит, заповеди соблюдаешь – молодец, не соблюдаешь – грешник. Нет. Наша вера – это даже не сборник предписаний «что такое хорошо и что такое плохо». Потому что и без нашей веры есть и представление о Боге, есть и различные философские системы. И уж нравственных описаний ценностей больше, чем нужно. У каждого народа они имеются. И даже у людей неверующих был так называемый «Моральный кодекс строителя коммунизма».

Что же такое вера? В чем ее суть? А вот объяснить просто словами, что такое вера, практически невозможно, потому что веру человек своей душой ощущает. Бог поселяется в душе у человека, и человек на собственном опыте знает, что если он будет грешить, то ему будет плохо. На собственном опыте убеждается, что если он покается, исправится, то радость у него будет. На собственном опыте начинает понимать, что молитва – это необходимость для души. На собственном опыте начинает понимать, что жизнь без Бога бессмысленна, а жизнь с Богом наполнена величайшего смысла и содержания.

Как раз пост – это и есть предложение нам с вами убедиться на собственном опыте в необходимости духовной жизни. Ведь пост – это не диета. Мы прекрасно это понимаем. Это не просто ограничение себя в пище. Диет сейчас больше, чем нужно. Каждый хвалит свою диету. И если человек воспринимает пост просто как диету, посмотрел в календарик: «О, сегодня без масла. Все, ем без масла». Зачем без масла? Почему без масла? Не важно. «Написано в календаре, буду без масла». Если человек так воспринимает пост, он пользы для души своей не получит.

Пост Церковью предлагается как добровольное ограничение себя не только в пище, но и в словах, и в чувствах, и в мыслях. Пост Церковью предлагается как размышление над состоянием своей души и над тем, что необходимо в ней исправить. А главное, что пост без молитвы вообще бессмыслен. Молитва – это то, что наполняет внешнее воздержание, душевное и телесное, силой. Недаром святые отцы сравнивают пост и молитву с двумя крыльями, которыми птица взлетает вверх. С одним крылом птица не взлетит. И если человек только будет ограничивать себя, но не будет молиться, как бы он не трепыхался, его душа вверх к Богу не двинется. А если он будет пытаться молиться, но при этом ни в чем себя не ограничивать и все себе разрешать, его молитва будет слаба, пуста и не даст никакого результата.

Итак, пост и молитву предлагает нам Святая Церковь для того, чтобы мы с вами душу свою подняли немножко от земли, от материального всего, в котором мы живем повседневно, от этой суеты, в которой мы постоянно крутимся, которая совершенно забивает все наше сознание, наполняет все наше существование, – чтобы хоть немножко бы мы с вами поднялись от земли к небу. И тогда мы почувствуем, что такое вера и что такое быть с Богом.

Вот именно об этом только что мы с вами слышали Святое Евангелие (Ин. 1, 43–51). В нем рассказывается о том, как Иисус Христос обращается к человеку по имени Филипп и говорит: «Иди за Мной». Он избирает его Себе в ученики. И Филипп с радостью решает идти за Иисусом Христом. Но он желает поделиться своей радостью со своим другом Нафанаилом. Он идет к нему и говорит: «Я нашел Того, о Котором говорили все пророки, Иисуса из Назарета». А у иудеев была поговорка такая: «Из Назарета ничего хорошего не может быть». Ну неизвестно, с чем связана эта поговорка. У разных народов есть про разных людей поговорки. Нафанаил услышал это и говорит: «А что же может быть доброго из Назарета?» А тогда Филипп ему и говорит очень важные слова, которые Святая Церковь сегодня предлагает нам с вами внимательно услышать и сложить в свое сердце. Он ему говорит: «Прииди и виждь». То есть пойди и посмотри, пойди и убедись. Чтобы Нафанаил не со слов Филиппа узнал, что Христос – это Сын Бога Живаго, а чтобы сам пришел и убедился.

Вот и Церковь Христова нам предлагает, чтобы мы не просто с чьих-то слов узнали, что Христос есть Бог, но на своем опыте через пост и молитву убедились, что Христос действительно Сын Бога Живаго.

И вот Нафанаил идет к Иисусу Христу. Христос его издалека еще видит и говорит ему: «О, идет израильтянин, в котором нет льсти». То есть чистосердечный израильтянин. Он хвалит его за чистое сердце. Тогда Нафанаил, продолжая свой путь, удивленно говорит Ему: «Откуда Ты знаешь меня?» А Христос ему говорит: «Еще до того, как Филипп позвал тебя, Я видел тебя под смоковницей». И тут Нафанаил поразился.

Евангелие не объясняет нам, что там такого было под смоковницей. Некоторые отцы предполагают, что Нафанаил сидел под деревом, под смоковницей и рассуждал, размышлял в себе о том, как будут исполняться пророчества о пришествии в мир Христа. То есть он находился в каком-то серьезном внутреннем размышлении. Об этом не мог знать никто. Он ни с кем не разговаривал. Он никому это не открывал. Только Всеведущий Бог мог это знать. И Христос открывает Нафанаилу: «Прежде чем даже Филипп не позвал тебя, Я видел тебя под смоковницей». Нафанаил поражен. Он говорит: «О, Ты Царь Израиля! Ты Сын Божий!» То есть он убедился на своем опыте, что Христос Сын Божий.

Так и нам Господь открывает Себя, открывает нам Господь каждому в нашей жизни. Через молитвы, через жизненные испытания, через различные труды, которые мы приносим Господу, открывается нашему сердцу тайна воплощения Спасителя и Господа Иисуса Христа. Эту тайну воплощения приносит нам Святая Церковь. Мы не сочиняем, не фантазируем, не придумываем себе какого-то Христа. Он реально пребывает в Церкви, которую создал здесь на земле. Он так и сказал: «Я с вами во вся дни до скончания века. Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее» (см. Мф. 28, 20; 16, 18). И если человек принимает, и приникает, и желает насытиться и наполнить свою душу опытом Церкви, он тем самым приближается шаг за шагом к познанию Бога. И чем усерднее мы с вами исполняем церковные предписания, чем усерднее мы совершенствуемся в посте и молитве, тем ближе нашему сердцу Бог.

Иисус Христос говорит тогда Нафанаилу: «Ты назвал Меня Сыном Божиим за то, что Я тебе сказал, что видел тебя под смоковницей. Больше увидишь. Увидишь небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Вот, дорогие братья и сестры, цель поста, о которой сегодня нам сказано в Евангелии. Небо нам открывает Бог. И если мы с вами, будучи верными сыновьями и дочерьми Церкви Христовой, стремимся жить по заповедям церковным и на своем опыте исполнять то, что она заповедала нам, и перед нами открывается небо, и мы с вами познаем Бога. И в сердце нашем да пребудет Бог, Ему же слава во веки веков. Аминь.

5 марта 2017

Слово на молебне в честь Торжества Православия

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь торжествует о великом сокровище, данном ей Господом Иисусом Христом, – святой православной вере. Ныне, в 1-ю Неделю Великого поста, совершаем Торжество Православия.

По Церковному Уставу мы сейчас совершим молебен в честь Торжества Православия. И будем молиться. О чем мы будем молиться?

Во-первых, мы будем молиться о себе, чтобы нам сохранить в своих сердцах святую веру православную и не отступить от нее никогда. Будем молиться о себе, чтобы нам разуметь святую веру православную и умом своим, и душою своею, и сердцем своим, и жизнью своею соответствовать званию православного христианина.

Мы будем также молиться и о том, чтобы и на тех людей, которые еще не веруют в Господа Иисуса Христа, и не открыта им истина Православия, – чтобы и на них воссиял свет Божий. У многих у нас родные и близкие неверующие. Мы будем молиться о них, чтобы Господь просветил их светом истины и привел к Святой Православной Церкви.

Мы будем молиться о тех, кто хотя и содержат внешне обряды церковные, но не находятся в единстве Церкви, а пребывают в расколе. И по внешности даже их священнослужители, одеваясь в такие же священные одежды, тем не менее не находятся в единении с Господом, потому что отпали от Церкви расколом. Такой большой раскол, тяжелый раскол есть на Украине, где отлученный от Церкви и анафематствованный человек называет себя патриархом, и целая есть организация, которая называет себя Киевским Патриархатом. Но, увы, это не есть Церковь. И мы будем молиться о том, чтобы люди, находящиеся в расколе, примирились и соединились со Святой Церковью Православною, потому что простые люди, как правило, не виноваты, а больше всего они находятся в заблуждении.

Есть и на территории России некоторые такие раскольники, которые называют себя то Истинною церковью, то Зарубежною, то Катакомбною, то какой-то Свободною, то еще какое-нибудь название придумают. Ослепление гордыни приводит человека к расколу. И мы будем молиться о том, чтобы Господь уврачевал сии расколы.

Мы будем также молиться и о тех, кто хотя называют себя христианами, но не знают Церкви Христовой. В руках держат Евангелие, и даже читают его, и песни поют на евангельские темы, но далеко их сердце от Церкви Христовой. Это я имею в виду различных сектантов – таковых, какими являются баптисты, адвентисты, иеговисты, пятидесятники и их же несть числа. Но люди ищут Христа. Они же думают, что они идут ко Христу. Надо о них помолиться, чтобы Господь привел их в ограду Святой Церкви и чтобы они уразумели святую истину Православия.

Есть люди, которые кланяются, как они считают, Богу, но истинного Бога вообще не знают, принадлежат к другим верованиям. Помолимся и о них, чтобы милостивый Господь привел Своим промыслом и их к познанию истины.

Сегодня День Торжества Православия. Мы с вами имеем счастье хранить святую веру православную. Будем благодарить Господа, славить Господа и покаянно просить Его, чтобы умножил Он в наших сердцах веру. Аминь.

5 марта 2017 года