Приходской листок Троицкого собора, 10 (979) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

«В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся». Кому когда из Ангелов сказал Бог: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние: то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

(Послание к Евреям 1 глава, ст. 10 – 2 глава, ст. 3)


Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он уже в доме. Тотчас собрались многие, так, что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи»? или сказать: «встань, возьми постель твою и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел пред всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

(Евангелие от Марка, 2 глава, ст. 1-12.)

Слово в Неделю 2-ю Великого поста

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Великой и спасительной особенностью нашей святой веры является то, что Бог наш, желая, дабы мы не были задушены своими собственными грехами и недостатками, и не потонули в собственной злобе и неправде, и не погубили свои бессмертные души грехами, Господь наш нам на земле основал Церковь. Церковь – это не просто объединение людей, которые исповедуют одинаковую веру. Церковь Христова – это Сам Христос, Который пребывает здесь с нами и пребудет во вся дни до скончания века. Именно Церковь есть та лестница от земли на небо. Именно Церковь есть небо, пришедшее на землю. Именно Церковь и только Церковь дает человеку возможность спасения и вечной жизни. И Церковь для этого имеет многоразличные инструменты нашего с вами спасения. И одним из немаловажных таковых средств нашему спасению является пост.

Сейчас прошло уже 2 недели Поста. И каждый из нас, кто пытается совершать постный труд, прекрасно знает, в чем его сложности, потому что воздержание в пище – это лишь небольшой пласт, небольшая поверхность постного труда. А самое трудное во время поста – воздерживать свои чувства и свои мысли, ограждать себя от скверных пожеланий, от раздражения и ненависти, от осуждения и злобы, от пустословия, от суетного пустого времяпрепровождения.

Время поста. Но обратим внимание на корень и смысл поста. Когда мы принимаем решение поститься, поститься по-настоящему, то мы тогда не свою волю решаем исполнять, а решаем жить во время поста так, как учит нас Церковь. Если у нас другие мотивы, если мы по-другому думаем, то это уже не пост. Человек вне Церкви не может поститься. Вне Церкви может быть диета, могут быть какие-то духовные упражнения, но это ничего не имеет общего с подлинным постом, когда человек вместе с Церковью, внутри Церкви, по законам Церкви проявляет свое послушание. Что, Богу важно, что мы едим или чего мы не едим? Или, может быть, Богу нужно, чтобы мы делали какое-то количество поклонов? Или, может быть, Богу необходимы наши с вами молитвы, которые мы чаще всего произносим одним только языком, а ни душу и ни сердце к этому не прилагаем? Это нужно Богу?

Что мы проявляем, когда постимся? Мы проявляем свое послушание Богу. То есть мы слушаемся Бога. А вот это нужно Богу, чтобы мы слышали Его и были с Ним. Ибо для этого Бог и пришел на землю, чтобы мы с Ним были, чтобы мы не погибли, чтобы нас спасти. Вот что нужно Богу. Богу нужно нас спасти. И для этого Он и создал на земле Церковь.

Но как нас спасти, если мы сами барахтаемся и не желаем этого спасения? Да ладно бы барахтались, мы просто порой духовным пластом лежим и ничего не делаем. Добрых дел не делаем. Друг друга не любим. Молиться не умеем.

Сегодня мы слышали с вами Евангелие, которое отображает, как в зеркале, нашу духовную жизнь. И хотя оно повествует о реальном событии и реальном чуде, которое совершил Господь наш Иисус Христос, этот рассказ говорит о нашем с вами духовном состоянии и о том, как мы можем изменить и исправить наше духовное состояние.

Итак, мы только что слышали евангельское повествование. Христос пришел в город Капернаум, и зашел в один дом, и там проповедовал. И столько людей туда пришло, столько их набилось, что невозможно было даже войти в этот дом. Все слушали Христа и Его слово. И вот четыре человека подходят к этому дому с особой ношей. Они несут носилки. Четыре человека несут парализованного, по-славянски – расслабленного. Они несут его к Иисусу Христу, чтобы Христос его исцелил. Подходят к дому, в дом войти невозможно – битком народу набито. Что они делают? Они с этими носилками забираются на крышу. На Востоке крыши плоские, да и покрыты в те времена были не чем иным, как снопами соломы. Разбирают они эту солому, которой покрыта крыша, и на веревках спускают этого расслабленного, парализованного вниз к ногам Господа Иисуса Христа (см. Мк. 2, 1–4).

Такое событие. А о чем это говорит? Что изображает в духовном смысле? Этот парализованный, которого понесли четыре человека – это образ нашей души. Мы сами по себе видим, как мы не умеем поститься, не умеем молиться, не умеем делать добрые дела. Кто же нас спасет? А вот эти четыре человека, которые несли этого парализованного – это и есть образ Церкви, которая нас буквально на руках несет к Иисусу Христу.

А дальше очень интересные слова в Евангелии мы слышали. «Христос, видя веру их…» (см. Мк. 2, 5) – то есть Христос увидел веру этих людей. Иногда говорят люди: «А, я верю в душе. А чего это я буду ходить в храм? Зачем это я буду поститься? Зачем это я буду молиться? У меня Бог в душе. Я верю в душе». Так это гордо говорит, сам живет – ничего общего, конечно, с Богом не имеет, но зато всем рассказывает, как он «верит в душе». Обратим внимание: «Христос, видя веру их…» Как Он увидел эту веру, и вместе с Ним другие люди увидели? Да они не просто принесли этого больного, они еще на крышу забрались. Да надо было умудриться. Попробуйте, на крышу заберитесь, и потом, не уронив, поднимите на носилках парализованного. Да крышу надо было умудриться аккуратно разобрать, чтоб самим туда не провалиться и не упасть, да еще придумать веревки привязать. И как спустить тоже аккуратно, чтоб он не свалился и не разбился. Какой труд эти четыре человека проделали! Значит, их вера проявилась через их труд.

Апостол Иаков таким людям, которые о себе хвалятся и говорят: «Я в душе верю», говорит: «Ты веруешь? Хорошо делаешь, что веруешь. И бесы веруют и трепещут. Покажи веру твою от дел твоих, ибо вера без дел мертва» (см. Иак. 2, 17–20).

Вот, дорогие братья и сестры, как происходит спасение. Вера проявляется делами. А какими делами в первую очередь? Что это за дела были, когда четыре человека одного несли? Как одним словом назвать такие дела? Это дело милосердия. Доброе дело – дело милосердия.

Так что же получается? Мы сами, парализованные духовно, добрых дел не делаем, друг друга не любим, милосердия не проявляем. А кто-то нас несет к Самому Христу. И мы говорим, что это Церковь.

Да, мы с вами таковы, грешны в своей сути. Но Церковь объединяет всех верующих в Господа. И ныне живут люди, которые своими молитвами за нас молятся. И ныне есть христиане, которые проявляют любовь и милосердие. А если мы возьмем сонмы святых, которые жили за все время человечества, которые себя посвятили Богу и в своей жизни проявили самые лучшие человеческие качества, – это и есть Церковь. Церковь, земная и небесная, едина. И именно эти люди святые в Церкви Христовой и несут нас к ногам Христовым. И именно их видит Иисус Христос веру, которая через жизнь и дела проявилась.

Дальше что мы слышали в Евангелии? Иисус Христос, видя веру их, говорит этому расслабленному: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (см. Мк, 2, 5). Вот, дорогие братья и сестры, и нам Господь простит наши грехи, если мы будем едины с Церковью Христовой. Церковь Христова приведет нас к прощению наших грехов.

А некоторые начали в себе думать и роптать: «Кто это такой, что прощает грехи? Ведь только Бог может прощать грехи». Они не знали и не понимали еще, что Господь наш Иисус Христос и есть истинный Бог и истинный человек. И тогда, вразумляя их, Иисус Христос говорит: «Как вы думаете, что проще сказать: «прощаются тебе грехи твои» или «встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий (так Господь Иисус Христос называет Себя) имеет право прощать грехи, – Он обращается к этому расслабленному, – тебе говорю: встань, возьми носилки твои и иди». И тотчас совершилось чудо. Расслабленный, который не мог ни рукой, ни ногой пошевелить, встает, берет носилки и хвалит Бога (см. Мк. 2, 6–12).

Дорогие братья и сестры, в дни Великого поста мы все нуждаемся в прощении наших грехов. Мы все нуждаемся, чтобы Господь восставил нас от наших падений. Мы все нуждаемся, чтобы Господь нам сказал: «Встань и ходи». Мы нуждаемся в том, чтобы нам ходить за Господом в жизни этой, ходить во свете Его, ходить по Его благим заповедям, в жизни своей идти за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. И Святая Церковь буквально на руках приносит нас к Спасителю и Господу Иисусу Христу. Возблагодарим же и возрадуемся, дорогие братья и сестры, что мы с вами члены Святой Церкви Христовой. Услышим глас Господа нашего: «Чадо, прощаются тебе грехи твои!» Услышим Его глас, встанем от своих грехов и пойдем за Спасителем нашим и Господом Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

12 марта 2017 года