Приходской листок Троицкого собора, 12 (981) 2018 г.

http://www.podolsk-sobor.ru/files/uploads/Mucheniki/prixlistok.jpg

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,  говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.  И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

(Послание к Евреям, 6 глава, ст. 13-20)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

(Евангелие от Марка, 9 глава, ст. 17-31)

Слово в Неделю 4-ю Великого поста

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Именуя себя христианами, мы тем самым исповедуем перед всем миром и сами перед собой, что в своей жизни мы идем за Спасителем и Господом Иисусом Христом. Этот путь, наш жизненный путь, является путем духовной борьбы, ибо, решив быть христианами, мы немедленно привлекаем на себя стрелы врага рода человеческого, который всячески пытается сбить нас с единственно правильного пути.

Кто не идет за Христом, против того диавол практически и не воюет. А что против него воевать? Он и так уже в его власти, потому что кто не с Христом, кто не идет за Спасителем, тот катится в пропасть. И самое ужасное, что эта пропасть не кончается с временной жизнью, а эта пропасть только разверзается перед человеком. Недаром об этой пропасти говорят святые отцы, что это ад, который разверзнул свою пасть, чтобы поглотить падающих в него. Страшные перспективы.

Но как быть нам, христианам, пытающимся идти за Христом? Ведь действительно, нам постоянно приходится преодолевать козни врага рода человеческого. Об этом нас и апостолы предупреждают, и Сам Господь нам об этом говорит.

Какое у нас может быть оружие? Иногда человек говорит: «Я верую, но я верую в душе». И мы слишком часто, к сожалению, слышим это в современном мире и даже где-то, может быть, сочувствуем и думаем: «Ну что же, такая позиция имеет право на существование…» И так это убедительно звучит: я верую в душе. Как будто мы чем-то другим веруем, не душой. А это предполагает, когда так человек говорит, что «мне не нужны ваши молитвы, не нужны ваши богослужения, не нужны ваши церковные правила, ваши праздники. Я в душе верую – все, Бог со мной». Так ли это на самом деле? Так ли это?

И вот то Евангелие, которое только что мы с вами слышали, очень ярко нам с вами показывает цену так называемой «вере в душе». Более того, Евангелие, которое мы слышим, указывает нам на важнейшее орудие в духовной жизни и в борьбе против сил зла. О чем же мы только что слышали?

К Иисусу Христу подошел человек, кланялся Ему и говорил: «Помоги мне. У меня сын жестоко беснуется». То есть силы зла в этом его сыне явственно себя проявляли. Мы тоже иногда, когда впадаем в ярость, так про нас и говорят: «О, беснуется как». Черты лица нашего искажаются, мы руками размахиваем, у нас чуть ли не пена изо рта течет, мы краснеем, багровеем, ногами топаем. А этот несчастный сын его постоянно находился в таком состоянии. То у него наступали припадки, то он падал в огонь, то он падал в воду, сам себе причинял вред, искажал образ человеческий. Так враг рода человеческого явственным видом показывал свою силу над этим человеком. И дальше этот отец говорит: «Я приводил своего сына к Твоим ученикам, и они ничего не смогли сделать. Но если Ты хоть что-нибудь можешь, – так обращается этот отец к Иисусу Христу, – то помилосердствуй!» А на это Иисус Христос говорит: «А если ты сколько-нибудь веруешь, то все возможно верующему». И когда услышал этот человек такие слова, он заплакал, потому что он увидел свое сердце и увидел, как там недостаточно этой веры, насколько ее мало. И тогда он восклицает, обращаясь к Иисусу Христу, говоря: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (см. Мк. 9, 17–24) Вот, он видит свою душу и просит у Господа, чтобы Господь ему помог уверовать.

Видите, дорогие братья и сестры, оказывается, что если мы будем веровать, то нам все возможно! Но, казалось бы, ученики Иисуса Христа вместе с Ним везде ходили, Он их избрал, а они не могли победить сил зла, не смогли изгнать врага рода человеческого, беса, из этого юноши. Хотя им Господь, посылая на проповедь, дал такую власть. Они не смогли. Так что получается, даже у апостолов в данный момент не оказалось такой веры? Получается так. Недаром апостолы, тоже сознавая это, неоднократно обращались к Господу своему и говорили: «Господи, умножь в нас веру!» (см. Лк. 17, 5).

Видите? А мы дерзаем говорить: «Я в душе верую. Куда там апостолы – я выше апостолов. Я в душе верую. Все, ни Церковь мне не нужна, ничего – Бог со мной». Какое обманчивое состояние, жуткое! Как вокруг пальца враг рода человеческого обвел таких людей. Они думают, что они якобы веруют, и ничего не делают для своего спасения, катятся прямо туда, где разинутая пасть адская.

И тогда Господь, видя такое состояние, вздыхает, говоря о нас с вами: «О, роде неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (см. Мк. 9, 19) Видите, хотя мы и «род неверный», но Господь терпит нас. Вот, надежда заблистала для нас. Вот, уже мы кое-что чувствуем, что не так просто это Евангельское повествование.

Что дальше происходит? Дальше Христос повелевает нечистому духу выйти из этого юноши. И тот выходит. Последний раз сотрясся в конвульсиях этот несчастный человек, становится как будто мертвый. Христос протягивает руку, берет его, и чудо совершается: он встает и становится здоровым и освобожденным от своего недуга (см. Мк. 9, 25–27).

Чудо совершил Иисус Христос, несмотря на то, что, казалось бы, отец сам исповедал свое маловерие. Но Господь, видя его слезы и его желание верить, совершает это чудо. Так Господь, хотя и мы с вами со слезами сознаем, насколько мы маловерны, видя наше желание верить, пойдет нам навстречу и поможет нам победить силы зла, которые постоянно воюют против нас. Эти силы зла в нашем сердце – наши страсти, наши грехи, наши пороки.

А потом Иисус Христос остается наедине со Своими учениками, и те недоумевают, ведь дал же им Христос власть такую – изгонять силы зла: «Почему мы не смогли этого совершить?» И вот далее Господь отвечает; внимательно послушаем – это ключ к тому, как по-настоящему верить и что значит жить по вере. Иисус Христос говорит: «Сей род (имея в виду род зла, злые силы) изгоняется только молитвой и постом» (см. Мк. 9, 28–29). – Все! Сам Господь сказал. Нет другого способа бороться против зла. Нет другого способа верить, если мы не будем молиться Богу и не будем ограничивать себя воздержанием. Только молитвой и постом.

И вот теперь простая задача. Можно ли сказать о себе: «Я верю в душе», и при этом не молиться и не поститься? Можно это назвать верой? Ни в коем случае. Это никакая не вера. Это самообольщение и пустословие. Настоящая вера – это труд. Труд. Только трудом, духовным трудом мы можем победить врага, воюющего на нас.

Но далее, когда мы это осмыслим, мы прекрасно подумаем о себе: «Ну как же, неужели мы так хорошо молимся и так хорошо постимся, что наша вера горит, как огонь, в нашем сердце, и мы можем побеждать любые силы зла?» Думаю, что это будет самонадеянно, если так мы о себе подумаем. Вряд ли у нас есть такие высочайшие духовные силы.

И в сегодняшнем Евангелии опять же указывается основание, из-за которого, несмотря на наше малодушие и маловерие, несмотря на то, что мы плохо молимся и плохо постимся, все-таки силы зла не возьмут над нами верх. Иисус Христос, после того как сказал Своим ученикам, чем изгоняется род зла, тут же говорит о том, что Ему надлежит войти в Иерусалим и пострадать, и в третий день воскреснуть (см. Мк. 9, 30–31).

Казалось бы, для чего Господь именно это говорит? А для того, чтобы мы с вами понимали, что мы не своими силами, которые у нас слабы, победим зло, но силой Спасителя и Господа Иисуса Христа, Который для того и пришел в мир, чтобы взойти на Крест, Крестом победить диавола и Своим воскресением открыть всем нам с вами дорогу к воскресению и вечной жизни.

Дорогие братья и сестры, в нынешний воскресный день, в 4-ю Неделю Святаго и Великого поста, придя в храм Божий, мы услышали слова Святого Евангелия, которые доносят до нас голос Самого Господа Иисуса Христа. Приложим усилия молитвой и постом следовать за Господом, укрепляя свою веру. В своем покаянном сознании со слезами, так, как отец этого ребенка обращался ко Господу, обратимся и мы к Спасителю нашему, чтобы Он воззрел на нас, несмотря на нашу слабую веру, и помог нам в нашей борьбе против сил зла. Воззовем к Нему, Господу нашему: «Веруем, Господи! Помоги нашему неверию!» Аминь.

26 марта 2017 года