Приходской листок Троицкого собора, 13 (982) 2018 г.

http://www.podolsk-sobor.ru/files/uploads/Mucheniki/prixlistok.jpg

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скинею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело: то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

(Послание к Евреям, 9 глава, ст. 11-14.)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав Двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам; и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн, и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

(Евангелие от Марка, 10 глава, ст. 32-45.)

Слово в Неделю 5-ю Великого поста

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Наше сердце ведет нас к Богу. Мы осознаем, что нам необходима вера. Объяснить порой словами этого мы не можем, но душа наша ищет Бога и зовет нас к Богу. Поэтому мы с вами и в храме Божием сейчас стоим. Но осознаем ли мы до конца и всегда ли мы понимаем, что Бог нам говорит? И для чего на самом деле Бог пришел на землю? И для чего Церковь на земле существует? Всегда ли мы это осознаем? Что ищем мы в Церкви? Что ищем мы для себя в нашей вере? Какие у нас надежды, что нам даст то, что мы называем себя христианами и пытаемся жить по заповедям Божиим, пытаемся молиться, пытаемся как-то исполнять то, что заповедует Церковь? Чего мы ждем от этого?

Сегодня только что мы слышали с вами Святое Евангелие, которое показывает, как сложно разумом человеческим воспринять то, что принес на землю Господь Иисус Христос. Слишком привязан наш разум к тем нашим земным порядкам, в которых мы воспитаны и которые мы для себя считаем важными. Смотрите, какие рассуждения мы слышим вокруг, да и сами так рассуждаем: чем хороша вера? А вот, вера тем хороша, что она учит не воровать, не обманывать. Вот, это как какой-то порядок. Если бы все были верующими, то тогда не было бы преступлений… Для чего детей часто мы приводим в воскресную школу? Говорим, и родители говорят: «Ну вот, научите их, чтобы они были хорошими, не такие, как мы. Нас никто не научил». Значит, ищем мы в вере каких-то внешних явных признаков и знаков, которые нам в жизни нашей создадут некий порядок и справедливость. Вот, пожалуй, слово, которое мы ищем в вере: вот бы было бы справедливо все. Если человек живет по-доброму, вот бы ему и доброе в этой жизни только получать. А если человек совершает преступления, вот бы он уже в этой жизни и получил бы наказание. И даже рассуждаем, слыша о каких-то преступлениях или безобразиях, такие вот есть расхожие присказки: «И как только Бог их терпит? И почему только их Бог не накажет?» Слышали мы такие слова, да и сами порой говорим такое. То есть похоже, что мы в вере ищем какого-то внешнего порядка.

100 лет прошло с того времени, как все изменилось в нашем государстве, как была разрушена Российская империя. И порой некоторые указывают на Российскую империю и говорят: «Вот, как же там хорошо было! Сколько было храмов открытых, в каком они были благолепии! Да в каждом селе была церковно-приходская школа! Да детей учили с детства Закону Божию!» Да, казалось бы, действительно, вот то, что и мы желаем. И руководитель-то был помазанник Божий, царь благочестивый, да? Казалось бы, вот оно – царство на земле! А что выходит? А выходит, подданные этой империи взяли и царя предали, и церкви разрушили, и священников поубивали.

Иногда говорят: вот, это к нам пришли, они все устроили. Ну да, ну да, в многомиллионной стране какая-нибудь сотня пришельцев устроила. Это они ходили по тысячам и тысячам храмов, сбрасывали колокола? Это они из икон делали мосты, по которым ходили по ликам? Да нет – тот же народ, который слушал уроки Закона Божия, ходил отмечался один раз в год, что он поисповедовался…

Так в чем дело? В чем дело? В чем же тогда вера? Как же вера – как было записано в Конституции Российской империи – основа всего? И не удержало. А может быть, вера не для этого? А может быть, вера совсем не для того, чтобы на земле установить справедливость? А может быть, на земле в принципе невозможна справедливость, и никогда ее на земле не будет? Вот с этим мы смириться не можем. Нам хочется, чтобы уже здесь и сейчас.

А теперь послушаем, что Иисус Христос говорит. Когда Он пришел на землю, Он ведь Бог, Он называл Себя Царем. А почему это Он не устроил замечательное царство на земле? Что Ему мешало, когда Он мог бурю останавливать, мертвых воскрешать, чудеса невиданные совершать? А что Ему мешало устроить замечательное государство, в котором бы все исполняли бы прекрасные законы, в котором бы никто не мог творить зло? Что Ему мешало? А Он говорит: «Царство Мое не от мира сего» (см. Ин. 18, 36). А Его не понимают, о чем Он говорит.

Дело в том, что любое земное царство, любое земное устройство, какое бы то ни было, основано на подчинении, фактически на насилии, когда человека вне зависимости от его воли, хочет он или не хочет, заставляют подчиняться законам. И хорошее государство, так называемое сильное, требует, чтобы эти законы исполнялись. А если они не исполняются, то человека наказывают. Вплоть – как во многих государствах было, да и в нашем тоже – до смертной казни, лишения жизни. Так даже один теоретик, разрушавший нашу страну, и говорил: «Государство – это машина насилия». Что правда.

А Христос какое же Царство принес? Он не насилие принес в мир. Он говорит нам о том, что бесполезно человека насилием заставлять любить. Можно насильно заставить человека любить? Написать закон: «Требуем, чтобы все любили друг друга!» А как его исполнять? «Смотри, не будешь любить, мы тебя накажем. Плетьми будем бить и в тюрьму посадим, если любить не будешь». Возможно так заставить человека любить? Невозможно. Бог, создавший человека, не заставлял его любить Себя. Он не запер его в раю, как в золотой клетке. Он дал ему возможность: «Хочешь – будь со Мной, а не хочешь – вот тебе Дерево познания добра и зла. Вкушай плод – и все, и рай для тебя закрыт». И человек ушел из рая по своей собственной воле.

Так что же мы сегодня слышали в Святом Евангелии? Иисус Христос готовится войти в город Иерусалим и говорит Своим двенадцати ученикам – ближайшим, которые, казалось бы, должны все понимать: «Вот, сейчас мы войдем в Иерусалим, и там Сына Человеческого арестуют, будут над Ним издеваться, оплюют Его, изобьют Его, в конечном итоге убьют Его, и в третий день воскреснет» (см. Мк. 10, 32–34). Иисус Христос говорил о том Своем предназначении, которое Он должен был совершить, а именно: спасти род человеческий от греха, от вечной смерти путем Своей смерти, открыть для людей дорогу к воскресению через Свое воскресение. Вот о чем говорит Иисус Христос.

Ученики слушают. И что они понимают? Подходят два, Иаков и Иоанн, два брата, и говорят: «Мы бы хотели, чтобы Ты сделал нам то, чего мы просим». «А чего вы просите?» – спрашивает Господь. «А мы хотим в Твоем Царстве сидеть у Тебя с правой и с левой стороны» (см. Мк. 10, 35–37). Вот так. Господь говорит о Своих страданиях, о том пути, который приведет к спасению души, к вечному спасению – не к временному царству, которое сегодня сильное, а завтра разрушается, которое сегодня огромное, а завтра распадается на сотни мелких, нет! Господь говорит о Царстве, которое в душе человека, где Бог может царствовать. А они хотят сидеть в земном царстве, как два советника у царя, с правой и с левой стороны. Не понимают. Апостолы не понимают. А вот мы с вами должны понять на примере апостолов, на примере Евангельского благовестия. Они думали, что Христос входит в Иерусалим, и все Его рассказы о Его страданиях – это какие-то образы. Они видели Его Божественную силу и думали, что Он устроит земное царство. А Он устраивает другое Царство.

Дорогие братья и сестры, вопрос для нас: что же мы тогда ищем в вере? Если мы ищем в вере какой-то здесь на земле справедливости для нас, для наших родных и близких, это мы ошибаемся. Разве справедливо было Христа за Его проповедь любви оплевать, бить Его, издеваться над Ним? Разве справедливо было за то, что Он проповедовал прощение грехов друг другу, бичевать Его, привязывать к столбу? Разве справедливо было за то, что Он говорил, что каждый человек может быть сыном Божиим, сыном Царства Небесного, прибивать ко кресту? Разве это было справедливо? За что это было совершено? Это было абсолютно несправедливо. Но если такая несправедливость к Богочеловеку, почему мы думаем, что этот мир окажет справедливость к нам – тем, которые назвали себя Его последователями?

Вот именно это и сказал Иисус Христос Иоанну и Иакову. Он говорит: «Знаете ли вы, что вы просите? Вот понимаете вы, что вы просите? Можете ли вы пить чашу ту, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» Это Он говорил о Своих страданиях. А они говорят: «Можем», не понимая, думая, что Он говорит им об обычных вещах. Тогда с глубокой скорбью Господь пророчески говорит им – пророчески потому, что Он знал, как закончится жизнь апостолов: все апостолы, правда, кроме Иоанна Богослова, закончили жизнь мученически за Христа. Господь говорит им: «Чашу, которую Я пью, будете пить, – то есть указывает, какой будет крестный путь их жизни и их евангельской проповеди, – и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, – указывая на смерть, которая приведет к воскресению. – А сесть у Меня справа или слева – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Небесным» (см. Мк. 10, 38–40). Почему так сказал Христос, что не от Него зависит? Да потому, что они обращались к Нему не как к Богу, а как к земному царю. А Господь им указывает на Отца Небесного, Который и есть Властелин всего Царства. Отец и Сын едины суть. Но еще не просвещенные Духом Святым апостолы тогда этого не знали. И Господь указывает им на значение Своего Царства.

Итак, дорогие братья и сестры, какой же вывод из этого сегодняшнего Евангелия? Нам в нашей вере в первую очередь нужно искать опору нашей жизни. Вот что нам дает вера. Какие бы мы не переносили страдания, и какими бы не казались они нам несправедливыми, наша вера укрепляет нас и говорит нам, что эти временные страдания рано или поздно закончатся. И если мы во время нашей временной жизни сейчас уже в сердце своем созидаем Царство Божие и сейчас уже считаем себя гражданами Царства Божия, то мы ими и останемся, когда закончится период нашей земной жизни. Мы будем гражданами этого Царства, которое принес в мир Христос. И Он принес его с совершенно иными законами, о которых Он и сказал ученикам. Он Сам, что, пришел, чтобы Ему все кланялись? Разве Он не мог заставить всех, чтобы Ему кланялись? Да для Бога нет ничего невозможного! Но Он пришел не для того, чтобы Ему послужили, а чтобы Он послужил нам (см. Мф. 20, 28). И Он нам послужил. Он снял с нас ответственность за наши грехи и взял их на Себя. И поэтому, если мы желаем войти в Царство Божие, мы должны последовать за Христом. А как это сделать? А так же, как Он послужил нам с вами, нам нужно научиться служить друг другу. Апостол это очень хорошо сказал: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (см. Гал. 6, 2). Вот когда мы будем помогать друг другу, когда мы будем сострадать друг другу, когда мы будем милосердны друг ко другу, когда мы будем прощать друг другу прегрешения, когда мы будем стараться за другого человека что-то сделать, когда мы любовь нашу будем в себе выращивать так, чтобы она не на словах только была и не в чувствах, но и в делах наших будем проявлять свою любовь к нашим ближним, вообще ко всем, нет пределов совершенства, вот тогда и мы с вами станем теми, для кого Господь создает Свое Царство, – гражданами Царства Божия.

Дорогие братья и сестры, да, трудно нам это понять. Нам бы хотелось бы, чтобы это сейчас и здесь. И вот, даже пытались сделать рай на земле – коммунизм построить. Но все это бесполезно. За всю историю человечества не было и не будет ни одного справедливого общества. Это невозможно, потому что мир во зле лежит. Справедливость только одна: чтобы душа наша не погибла, а имела вечную жизнь. Вот ради этого Господь и пришел в мир.

Трудно нам это понять, трудно. Но для того и Церковь существует. Апостолы тоже сначала не понимали. Но когда Дух Святый на них сошел, тогда они все осознали и сами стали так проповедовать, что все стали обращаться ко Христу. Вот и нам с вами надо просить благодати Духа Святаго, чтобы Дух Святой озарил наши души, чтобы мы вразумлялись и видели, что в этой жизни главное, а что второстепенное. Чтобы мы заботились о своей душе и пытались создать уже сейчас в ней Царство Божие. Чтобы мы искали не внешних привилегий, не внешнего устройства, а чтобы мы в первую очередь устроили свою душу, чтобы в ней Господь царствовал, Ему же слава во веки веков. Аминь.

2 апреля 2017 года