Приходской листок Троицкого собора, 20 (989) 2018 г.

http://www.podolsk-sobor.ru/files/uploads/Mucheniki/prixlistok.jpg

Слово в праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы встречаем праздник Вознесения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Этот праздник связан с основами нашей веры. Помните, как мы в Символе веры поем: «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца».

Чтобы мы правильно духовно понимали значение этого праздника, я хочу вам напомнить значение библейских слов. «В начале, – читаем мы в Священном Писании, – Бог сотворил небо и землю» (см. Быт. 1, 1). И святой Василий Великий объясняет нам в своей книге «Толкование на Шестоднев», как понимать эти слова.

Небо – это мир духовный, невидимый, непостижимый. Земля – это мир видимый, материальный, осязаемый нами.

И тогда нам становится многое понятно, когда мы молимся и говорим: «Отче наш, Иже еси на небесех!». Атеисты в свое время смеялись и даже глупые картинки рисовали, кощунственно изображая Бога в виде некоего старичка, сидящего на облаках. И говорили, что верующие ничего не понимают, не знают даже, что такое небо. Люди старшего поколения помнят, как по радио говорили: «Гагарин летал, а Бога не видал». Действительно, можно летать куда угодно, да только чтобы Бога увидеть, что нужно? «Блажени чистии сердцем, ибо тии Бога узрят» (см. Мф. 5, 8). Чтобы Бога увидеть, нужно иметь духовные глаза, ибо небо на библейском языке есть мир духовный, невидимый, непостижимый. Ангелы небесные принадлежат к этому миру, и они непрестанно видят лицо Бога. Мы же – люди, живущие на земле, связанные материальными законами. И тело наше принадлежит земле, ибо из земли мы взяты и в землю же отойдем. Тело наше принадлежит закону материальному. Но в том-то и особенность нас, людей, что Бог, создавая человека, взял прах земной и вдунул в него душу живую (см. Быт. 2, 7). Мы, люди, имеем материальное тело – и душу, которая принадлежит миру духовному.

Господь Иисус Христос воплотился в человека. Он стал истинным человеком, таким же, как мы, воспринял нашу плоть, полностью такую же, как наша. В этом смысл боговоплощения. Господь умер так, как умирают люди. Господь был погребен, как бывают погребены люди. А потом происходит нечто необыкновенное. Господь воскресает, воскресает с плотью, не как дух, но как человек. Только плоть у Него уже другая, обновленная, не подлежащая закону греха, абсолютно новая плоть. И, пребыв на земле 40 дней со Своими учениками и устроив на земле Церковь Христову, на сороковой день Господь видимым образом возносится от Своих учеников от земли на небо. Как это так? Куда вознесся Господь? Что, за пределы нашей атмосферы в безвоздушное пространство? Конечно же, нет. С плотию Своею – и Святая Церковь утверждает, что именно с плотию – воскресший Господь перешел от мира материального в мир духовный.

А что это значит для нас? А это значит для нас следующее. Господь говорит: «Кто Меня любит, тот Мне и последствует, где Я, там и раб Мой будет» (см. Ин. 12, 26). Значит, если мы любим Господа, и веруем в Него, и принадлежим Ему, и живем вместе с Ним в нашей краткой земной жизни, то потом вслед за Господом мы так же воскреснем, а потом так же, как Он, вознесемся от земли на небо. То есть вместе с плотию своею мы перейдем в другой мир – другой мир, духовный, где иные законы. А как так – иные законы? А об этом нам все время богослужение говорит. Что будет в этом ином мире, в этом Царстве Божием, которое Господь для нас принес? Вернее, проще описать, чего там не будет. Потому что то, что там будет, нам даже не представить никогда, насколько велико, свято, блаженно и чисто это Царство (см. 1 Кор. 2, 9). Но чего там не будет, нам Церковь говорит. Не будет там ни болезней, ни печалей, ни воздыхания. Там будет жизнь бесконечная.

И вот ныне мы торжествуем о Христе Иисусе, восшедшем на небеса.

Дорогие братья и сестры! Мы храним святую веру православную и называем себя христианами. Мы стремимся жить по нашей святой вере. Мы стремимся идти по жизни за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Будем же идти за Ним, идти, не отступаясь и не отрекаясь, и не сворачивая в сторону. И тогда и мы пройдем тем же путем, которым прошел Он. И мы с вами взойдем от земли на небо. Аминь.

24 мая 2017 года

Евангельское чтение в Неделю 6-ю по Пасхе

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: "посланный". Он пошел, и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: "пойди на купальню Силоам и умойся". Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего. И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что родился слепым; а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его; а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

(Евангелие от Иоанна, 9 глава, ст. 1-38)

Слово в Неделю 6-ю по Пасхе

Прот. Александра Ганабы

Христос Воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас с вами слышали евангельское повествование о том, как Господь Иисус Христос совершил чудо. Он дал глаза человеку, который был рожден слепым. То есть это чудо никаким естественным образом объяснить нельзя. Человек родился без глаз, а Господь даровал ему зрение (см. Ин. 9, 1–38).

Евангельское чтение было продолжительным, потому что очень много внимания апостол-евангелист Иоанн Богослов уделил реакции людей на это чудо. Он описывает, как фарисеи не верили сначала, что Христос совершил это чудо; как потом они начали обвинять Спасителя, что Он не почитает закон Моисеев; как родители из-за страха отказались фактически поддерживать своего сына, хотя они видели результат этого чуда; как бывший слепец познавал истину и даже учил уже фарисеев; как фарисеи не выдержали, что их какой-то человек, который вчера сидел и просил милостыню, вдруг научает тайнам Царства Божия, и прогнали его.

На каждую из этих тем можно было бы сказать пространное слово, потому что в каждой из этих тем содержится много духовного смысла. Поскольку это невозможно – нельзя же уделять проповеди полтора часа, да и тех, наверное бы, не хватило, чтобы изъяснить каждый из моментов ныне услышанного нами Священного Писания, – я хочу обратить ваше внимание на два момента, которые мы сегодня услышали в Святом Евангелии.

Когда Иисус Христос проходит мимо этого слепорожденного и когда ученики обращают внимание Иисуса Христа на то, что этот человек слепой родился, Господь говорит, что на нем, на этом слепом, Он покажет славу Божию. И что Он делает? Плюет на землю, берет, из этой земли делает подобие глаз – по-славянски, вы слышали, «брение», – и в пустые глазницы этому слепому вкладывает вот эту вот землю (см. Ин. 9, 1–6).

Не напоминает ли вам это, дорогие братья и сестры, повествование о творении Богом человека? Когда во 2-й главе Книги Бытия говорится, что «взял Бог прах земный и создал из него человека, и вдунул в него Бог душу живую, и стал человек душою живою» (см. Быт. 2, 7)? Это повествование Книги Бытия говорит о нашем человеческом существе. Наше тело материально. Оно создано из тех же элементов, из которых состоит земля: из тех же молекул и атомов, из тех же микро- различных составных химических элементов. Это суть нашего тела. Но еще в нас есть душа.

А тут Господь Иисус Христос делает из брения глаза этому человеку, вставляет их. Казалось бы, а что, одного слова Божия не хватило бы? Зачем Он это делает Своими руками? Он мог бы сказать слово, и то, что Он сказал, было бы тотчас выполнено. Ну, как мы читаем Писание: «рече и быша, повеле и создашася» (см. Пс. 148, 5). Когда Господь создавал мир, Он сказал: «Да будет свет. И стал свет» (см. Быт. 1, 3). А тут зачем-то Своими руками Он это делает, прикасается к этому больному человеку, к его пустым глазницам. Зачем Он это делает?

По любви Своей к этому человеку. Господь проявляет любовь к этому слепорожденному. Он Ему не безразличен. Вот это очень важно понять. И каждый из нас не безразличен для Господа. И Господь каждому из нас протягивает Свою руку. Он желает принять участие в жизни каждого из нас. Вот это первое и очень важное, что мы должны усвоить из сегодняшнего Евангелия. Господь рядом с нами и принимает участие в нашей судьбе.

Но что дальше происходит? Дальше Господь говорит ему: «Иди, пойди умойся в купели Силоамской» (см. Ин. 9, 7). Что это значит? Казалось бы, ну, сделал из брения глаза, вставил в глазницы – все, может тут же чудо совершиться. Как ведь Господь, например, 5 хлебов благословил и 5 тысяч тут же накормил. А этому человеку говорит: «Пойди и умойся». А он еще слепой. Не так легко слепому ходить-то: поводырь нужен, или дорогу надо знать, палочкой простукивать. То есть этот человек должен был совершить определенный труд, должен был идти туда, куда послал его Господь. Идти наощупь, но идти. И человек идет!

Значит, мало того, что нам Господь руку протягивает, мы должны ответить, ответить на этот призыв Божий. То есть нас Господь спасает не автоматически, не вне зависимости от того, желаем мы этого или не желаем. Мы должны в ответ на Божию любовь проявить свое желание, свое стремление, совершить определенный труд, вот как этот слепой пошел в купель Силоамскую. И вот когда он дошел до нее и умылся, вот тогда у него появились глаза, и он увидел.

Дорогие братья и сестры, это очень важный духовный урок. Все для нас Господь сделал. Протягивает нам руку. Создал Церковь на земле. Дал Слово Божие – Откровение. Дал Святое Таинство Свое. Благодать Божия здесь. Все, что необходимо, здесь есть. Но мы в ответ должны тоже потрудиться, приложить усилия, приложить старания, идти навстречу Господу. Исправлять свою жизнь, учиться молиться, учиться делать добрые дела, учиться быть милосердными, учиться любить друг друга. Мы должны идти, куда послал нас Господь. Вот как тот слепой дошел, умылся и прозрел, так и нам, чтобы иметь духовное зрение и видеть Господа, чтобы душа наша пребывала с Богом, надо приложить труд, духовный труд.

И вот когда глаза открылись у этого человека, после всех перипетий, когда его таскали и туда и сюда, и всячески о Христе плохо говорили, и о нем плохо говорили, в конце концов Господь приходит к нему и открывает, что Он Сын Божий. И у человека, которому вернули глаза физические, открываются и глаза духовные. Он поклоняется Богу – Господу Иисусу Христу и исповедует свою веру в Него (см. Ин. 9, 35–38).

Дорогие братья и сестры, услышав в святом храме такое насыщенное евангельское повествование, будем просить у Господа милости, чтобы Господь Своею святою рукою прикоснулся к нашим душам. Приложим усилия и мы, чтобы видеть Господа, жить с Богом и веровать в Него.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе Христос!

Аминь.

21 мая 2017 года