Приходской листок Троицкого собора, 21 (990) 2018 г.

http://www.podolsk-sobor.ru/files/uploads/Mucheniki/prixlistok.jpg

Апостольское чтение на литургии

Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он спешил, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви. И, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами… Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал. Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».

(Деяния Святых Апостолов, гл. 20, ст. 16-18, 28-36)

Евангельское чтение на литургии

После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть. Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты Мне дал, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

(Евангелие от Иоанна, 17 глава, ст. 1-13)

Слово в Неделю 7-ю по Пасхе

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В первый воскресный день после празднования Вознесения Господня Святая Церковь предлагает нам почтить память святых отцов I Вселенского Собора. Церковь, которую Господь основал на земле, имеет в себе великое сокровище истин веры. И на всем протяжении существования Церкви были непрекращающиеся попытки эти истины опровергнуть, оболгать, осмеять, предложить что-то другое вместо того, что Господь Иисус Христос принес на землю.

И вот одной из таких попыток было лжеучение Ария, который жил в IV веке, и который учил, что Иисус Христос был лучшим творением Божиим, но не Богом по Своему существу. Это было довольно понятно для людей. Потому что как же так? И сейчас мы трудно понимаем, как же так. Если Христос – Бог, как же Он одновременно и человек? Как это может вместе сочетаться в одной Личности: Божеское и человеческое? Это несовместимо. Вот Арий и говорил, что да, Он называл Себя Сыном Божиим, но это Он имел в виду то, что Он лучший из всех когда-либо живущих людей на земле. И он свое учение распространял в таких стишках, которые легко запоминались, и его лжеучение широко распространялось и соблазняло многих.

А беда заключается в том, что если человек не верит в то, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог, то тогда и нет смысла верить в Него. Мало ли хороших людей было на земле! Ну, пусть это лучший из людей, ну и что? Может быть, потом еще какой-нибудь лучший придет. Мало ли что человек или хороший пророк прекрасный скажет!

Но даже самый великий пророк не может на себя взять наши с вами грехи. И даже самый лучший и самый прекрасный из людей не может нам с вами дать вечную жизнь. Потому что грехи может простить только Бог. И вечную жизнь может нам дать только Тот, Кто создал нас с вами.

И когда вот так Арий учил – а такие лжеучения называются на церковном языке ересью, – то такая ересь фактически ведет к гибели души. Ведь если мы не будем исповедовать, что Христос воистину Сын Бога Живаго, как это исповедовал апостол Петр Самому Господу Иисусу Христу, и Христос сказал ему, что вот это и есть камень той веры, на которой зиждется наше спасение (см. Мф. 16, 16–18), то тогда и спасения никакого мы не получим, если не будем веровать в Христа Сына Божия.

И поскольку это лжеучение распространялось и соблазняло многих, был созван Собор всей Церкви. Тогда она еще не по всему миру распространилась, она распространилась по всему греческому миру. А греки считали, что этот их мир – это и есть вся Вселенная. Отсюда и название: Вселенский Собор. И на этот Собор съехались в Никею для решения этого духовного вопроса 318 отцов Церкви, среди которых были такие великие святые, как Афанасий Великий и известный всем нам святитель и чудотворец Николай; он тоже был на этом Вселенском Соборе. И совместными молитвами и трудами, благодатью и даром Духа Святаго это лжеучение было отвергнуто. И тогда был сформулирован Символ веры. Первая его часть с первого до седьмого члена, которую мы до сих пор знаем, исповедуем, и на литургии поем, и в других случаях используем, начинается словами: «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя». Этот Символ веры указывает нам на то, что Господь Иисус Христос истинный Бог, такой же равночестный, единосущный со Отцом. Троица Святая – Отец, Сын и Дух Святой. Не три Бога, но Един Бог, однако в трех Лицах.

Вот это вероучение есть спасительное вероучение. И сегодня Святая Церковь предлагает нам прославить этих святых отцов I Вселенского Собора, которые оставили для нас вдохновленный Духом Святым Символ нашей святой веры. Нападки на Церковь как не прекращались и от еретиков, и от лжеучителей, и от  различных раскольников и хулителей, так и не прекращаются до сегодняшнего дня. Обратимся к этим великим святым, отцам Церкви нашей Православной, чтобы они помолились о нас, грешных, чтобы нам твердо хранить святую веру православную, никогда от нее не отступать, быть верными сыновьями и дочерьми нашей Святой Церкви, которую на земле основал Спаситель мира Бог наш Господь Иисус Христос, Ему же слава во веки веков. Аминь.

25 мая 2017 года

Слово в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских

Прот. Александра Ганабы

Христос Воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Русская Православная Церковь чтит великого святого – святителя и чудотворца Николая, вспоминая перенесение его честных мощей из Мир Ликийских в город Бари.

Почитание святых мощей в Православной Церкви является одним из догматов. То есть это одна из вероучительных основ, которую люди, не хранящие православную веру, отрицают, потому что не понимают силы Божией.

На чем же основано почитание святых мощей? Оно основано на том, что Спаситель и Господь наш Иисус Христос воплотился и стал человеком. Не где-то издалека Бог с нами разговаривал – Он пришел и стал одним из нас. И через это Боговоплощение Спаситель мира Господь Иисус Христос освятил человеческую плоть, которая, подобно и человеческому духу, осквернена грехами. Однако Господь сказал: «Кто Мне служит, тот Мне и последствует. Где Я, там и слуга Мой будет» (см. Ин. 12, 26). Сам Спаситель мира воскрес в третий день после Своей смерти. А потом на сороковой день после Своего Воскресения с плотию Своею вознесся на небо.

Люди, которые благочестиво живут на земле, по естественному закону умирают. Однако те люди, которые всю свою жизнь посвятили Христу и которых Церковь называет святыми, имеют от Бога особую благодать. И эта особая благодать проявляется в том, что исполняются слова Господни, когда Господь сказал, что «вы не только то, что Я сделал, сделаете; еще больше сего сделаете» (см. Ин. 14, 12).

И поэтому с самых первых времен, когда христиан гнали и убивали, когда их мучили, распинали и сжигали, их останки почитались. Сожгли святых мучеников на костре – казалось бы, ничего от них не осталось. Благочестивые христиане пепел и косточки собирали, а потом благоговейно это вместе все складывали и над этими святыми останками совершали Божественную литургию. С тех пор в каждом храме в престоле, на котором совершается Божественная литургия, обязательно есть маленькая частичка, может быть микроскопическая, святых мощей святых мучеников. А для чего это? А для того, что этим мы свидетельствуем ту веру нашу в Господа Иисуса Христа, Который воплотился и стал человеком, что и нас, человеков, Иисус Христос освящает. И мы воскреснем и будем жить вместе с Богом. Воскреснем не только духовно, но обязательно воскреснем и телесно. А тех людей, которые уже при жизни были святыми, – их тела тоже становятся святыми. И мощи, которые мы почитаем, – это останки святых людей.

Может быть, вот так в случае, как я говорил, мучеников: например, сорок мучеников сожгли, там косточки какие-то остались только лишь. А есть мощи нетленные, когда полностью святой человек сохраняется, а есть – частично. И не важно, полностью ли человек в своем теле остался, или это может быть микроскопическая частица, сила Божия происходит от этих останков святых людей. Отсюда и название: мощи. Слышите, слово какое славянское – мощи. То есть сила. А чья же это сила? Это сила Божия.

И вот сегодня мы почитаем святителя Николая и радуемся о том, что в нашем соборе есть маленькая частица с древних времен, еще с построения нашего собора она здесь находится. А как она сюда пришла, история нам не говорит, потому что этот древний мощевик, который здесь находится, он гораздо раньше устроен, нежели собор был построен. Еще, может быть, за 200 лет до этого. Значит, благочестивые наши предки хранили эти частички святых мощей и передавали их.

В эти дни, вот именно сейчас, страна наша Российская радуется о принесении мощей святителя и чудотворца Николая из города Бари в град Москву. Там небольшая часть мощей, а именно девятое ребро святителя Николая, которое находится у человека у самого его сердца, вот примерно такого размера. Помещено в ковчег. Это, естественно, не все мощи. И привезено уже в храм Христа Спасителя сейчас. И там перед этим ковчегом совершается молитва.

А встает иногда вопрос: а как же, вот и в нашем храме, и в других храмах есть частицы мощей, а как же так говорят, что впервые? Да, впервые – из той гробницы, куда из Мир Ликийских в Бари были принесены мощи, и потом была положена плита, одна, и замурована, и сделано небольшое отверстие, через которое раз в год собирают миро, которое накапливается от мощей святителя Николая. Да, оттуда впервые вот эта вот часть мощей, именно ребро, принесено к нам в Россию. Но из Мир Ликийских не все мощи были принесены в Бари. Частицы их потом, часть большая определенная, была принесена еще в Венецию. А впоследствии уже из Венеции она разошлась буквально по всему миру. И много храмов есть в нашей Русской Православной Церкви и в других Церквах, где хранятся микроскопические мельчайшие частицы мощей святителя и чудотворца Николая.

Но дело ведь не в размере святыни, а дело в нашей с вами вере. Вот если люди не верят и не ценят, то потеряют, что имеют. Вот как эти жители Мир Ликийских. У них полностью были мощи. Не микроскопическая частица, а все мощи были. И чудеса от них происходили. Но они уже настолько к этому привыкли, уже были абсолютно неблагоговейны. Вроде так и надо. И поэтому легко поддались на уговоры итальянских представителей, послов, которые, проще говоря, практически подкупили этих нечестивых хранителей мощей и увезли часть от них в город Бари.

Видите, что происходит? Все мощи были, а душа была далеко. Значит, дело не в объеме мощей, а дело в объеме нашей веры в Господа Иисуса Христа, а дело в объеме нашей преданности Церкви Христовой и благоговения к святыне, которая нам вверена. Каждому из нас вверена святыня. Эта святыня – наша жизнь. Эта святыня – наш дух. Эта святыня – наше тело. Нам апостол прямо говорит. Страшные слова, если вслушаться. Он говорит нам: «Вы святы!» (см. 1 Пет. 2, 9; 1 Кор. 6, 19; Еф. 2, 19) – Представляете? А действительно это так. Ведь в Крещении мы с вами все помазаны миром святым, Дух Святой на нас почивает. Как же мы должны беречь святыню своей жизни! Как мы должны свято держать себя и стремиться жить по благим заповедям Божиим! Но сами мы этого делать, увы, не умеем. И благодарим Господа, что Он посылает нам таких молитвенников, предстателей и чудотворцев, как святитель и чудотворец Николай.

И ныне, предстоя в святом храме перед иконой святителя и чудотворца Николая и частицей его святых мощей, будем молиться этому великому угоднику Божию, чтобы нам хранить свою святыню, быть благоговейными к тому дару Божию, который дан каждому из нас, хранить святую веру православную.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь.

21 мая 2017 года