Приходской листок Троицкого собора, 23 (992) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Пророки верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытывали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного: потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежащей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

(Послание к Евреям, 11 глава, 33 ст. – 12 глава, 2 ст.)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь того и Я пред Отцем Моим небесным… Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судит двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат, и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми.

(Евангелие от Матфея, 10 глава, ст. 32-33, 37-38; 19 глава, ст. 27-30.)

Святой благоверный князь Довмонт Псковский

Память 20 мая (2 июня)

(Окончание, начало в № 22)

Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.
Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа (+ 1300; память 8 ноября) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери (празднование 24 сентября): «Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею» (седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею). При явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова (сведения о Псково-Покровской иконе помещены 1 октября).
Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.
Святые князья Псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Но настал час и, с той же священной непреклонностью, посланные Взбранной Воеводой небесного воинства, встали они на защиту наших восточных рубежей.
В 1640 г. великое народное движение на Восток – «встречь солнца» – завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери (празднуется 9 марта) и героической «албазинской обороной» (1685 – 1686).
…Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут».
Несколько раз в 1684 – 1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню.
«Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта» была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г. Обетования святых друзей Божиих не имеют срока давности. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно в священный дозор у границ Отечества встают российские воины-защитники - святые Всеволод и Довмонт.

Слово в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Прошла неделя со дня Святой Троицы – дня рождения Церкви Христовой. Неделю назад мы усердно молились, испрашивая благодати Духа Святаго на каждого из нас, потому что без действия и благодати Духа Святаго невозможна никакая духовная жизнь человека. 
И вот сегодня Святая Церковь раскрывает нам плоды даров Духа Святаго, раскрывает нам весь смысл существования на земле Церкви Христовой. Для чего Христос пришел в мир и воплотился? Для чего Он страдал, воскрес, вознесся на небо? Для чего Дух Святой сошел на Церковь? Для того, чтобы мы, люди, были святы.
Мы все с вами призваны к святости. А что такое святость? Святость – это основное свойство Бога. Человек и создан был святым, ибо он был создан по образу и подобию Божию. Но человек потерял этот дар святости, исказил в себе образ и подобие Божие, запачкал его грехами. И как раз грех – это то, что разделяет нас с вами от святости. И иногда так, кажется, грех возобладает над нами, что мы неспособны ему сопротивляться, и нам начинает казаться, что невозможно идти этим святым путем, к которому призывает нас Господь. А сегодняшний день как раз показывает нам, что возможно.
Сегодня Церковь прославляет всех святых – всех, которые были за историю человечества, имена которых известны и даже не известны нам. Это же удивительно! Среди святых есть и мужчины и женщины. Среди святых есть старцы и младенцы. Среди святых есть бессребреники, которые жили буквально как нищие, и богатые – князья и цари. Среди святых есть отшельники, которые в уединении молились, и воины. Среди святых есть грамотные, философы, ученостью своей поражавшие мир, и неграмотные, пребывавшие в молитве. То есть каждый из нас имеет свой характер, у каждого из нас есть своя жизнь, свои привязанности, свои чувства. Но каждый из нас – каждый! – призван к святости. И нет ничего для нас невозможного. Мы не можем сказать: «Я не могу быть святым, потому что я неграмотный», «Я не могу быть святым, потому что я слишком молодой» или, наоборот, «Не могу быть святым, потому что я слишком старый». Мы не можем так сказать, потому что для каждого из нас Господь приготовил ту радость, которую дает человеку святость. 
И каждый из нас эту святость в своей жизни обязательно ощущал. Она приходит к нам во время молитвы, когда вдруг мы чувствуем, как сердце наше воспаряет к Богу, – это отблески святости в нашей душе. В нашей душе она сияет, когда мы делаем доброе дело для другого человека, не для себя ища выгоды, но ради него переносим труды и даже лишения, – вот в этот момент святость вместе с нами. Святость вместе с нами, когда мы находим в себе силы прощать человеку обиды, когда мы начинаем молиться не за самого себя, а за другого человека. Святость в нас раскрывается тогда, когда мы учимся любить друг друга, стремимся быть милосердными, – вот тогда в нашей жизни сияет отблеск святости. И, конечно же, он гасится тогда, когда мы завидуем и злобствуем, лжем и лицемерим. Когда мы совершаем дела неправды, мы тушим ту святость, которая дана нашей душе.
Итак, каждый из нас – каждый из нас! – призван Богом. Господь стучится в двери сердца каждого человека. Но что же объединяет всех столь разных святых, к которым мы ныне обращаемся с молитвой и просим у них помощи себе, чтобы нам быть похожими на них и подражать им? Что же объединяет всех людей, которых мы именуем «святые»?
Это главное объединяющее – то, что они в себе имеют понимание, что в жизни самое важное. То есть у них правильная система ценностей. Что же в жизни самое важное, самое главное? Самое важное и самое главное – это любовь к Богу. Если у человека есть эта любовь к Богу, он и двигается к святости. И он знает, что эта любовь важнее всего. 
Именно об этом говорит то Евангелие, которое мы слышали только что (см. Мф. 10, 32–33, 37–38; 19, 27–30). Может быть, даже немножко страшно его слышать. Что такое говорит Господь? Он говорит: «Кто любит отца своего и мать свою больше, чем Меня, меня недостоин» (см. Мф. 10, 37). Это что за слова такие? О чем говорит Господь? Разве не заповедь Божия гласит: «Чти отца и мать твою, и благо ти будет и долголетен будеши на земле» (см. Исх. 20, 12)? Но Господь раскрывает нечто другое. Он показывает, откуда идет источник любви. Вот как от солнца исходят лучи, от солнца исходит энергия, и благодаря этим лучам, этой энергии весь мир живет, так от Бога исходит жизнь, от Бога исходит свет. Бог источник любви. И тогда мы сумеем правильно любить отца и мать свою, когда научимся Бога любить и поймем, где источник святости, где источник благодати. 
Потому что иногда наши человеческие привязанности, наши греховные порой человеческие представления ставят все наоборот, с ног на голову буквально. И думаем мы порой, что если мы по мирским, человеческим понятиям и законам будем жить, то лучше нам будет, нежели если мы будем жить по законам Божиим. И вот святых объединяет всех то, что они знали и знают, что самое главное в этом мире. Основа мира, фундамент мира, фундамент жизни каждого человека – если нет веры в Бога, если человек основание своей жизни не на Божественных заповедях поставляет, а на своих человеческих привязанностях, представлениях, то все это разрушается. И так называемая «любовь», которая порой так превозносится в мирских песнях и книгах, очень быстро превращается в ненависть, и злобу, и отвращение. Так называемая «доброта», которая не основана на вере в Бога и на твердом фундаменте благодати, быстро превращается в корысть, гордыню, тщеславие и самолюбование. Все, что не основано на Божьем законе, превращается в конечном итоге в пародию на жизнь человеческую. 
Вот поэтому мы и мучаемся, поэтому мы и страдаем. Наши страдания и наши болезни, духовные в первую очередь, происходят из-за наших грехов. А грех – это и есть нежелание жить вместе с Богом. 
Но какое счастье, дорогие братья и сестры, что мы с вами в Церкви Христовой! Каждый из нас про себя подумает: «Да, я греховный, я слабый, у меня много недостатков. Как справиться?» Но какое счастье! Не только мы сейчас стоим в храме и молимся – на небе сонмы, тысячи святых предстоят пред престолом Божиим и молятся за нас с вами. Мы с вами духовно слабы – они духовно сильны. Мы еще до конца не разбираемся, что самое важное и главное в нашей жизни, а они знают это. И им дана такая благодать молиться о нас, что мы и себя ощущаем сильными. Приходим в храм, молимся здесь и знаем, что Церковь Небесная тоже молится за нас. И мы чувствуем, как грехи наши отступают, чувствуем, как благодать Божия касается наших сердец, как мы изменяемся. В этом и есть наше счастье.
Сегодня день Всех Святых. Миллионы святых предстоят пред лицом Божиим и возносят молитву за нас, грешных. Но и мы, грешные, имеем в себе стремление к святости. И тоже молимся и просим у Господа, чтобы по молитвам всех святых и нам с вами знать, что самое важное в этой жизни, знать, что вера в Господа нашего Иисуса Христа, что любовь к Богу и Его благим заповедям есть основа жизни, и что если мы будем идти путем, заповеданным нам Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, мы пребудем в святости и жизни вечной. Аминь.

15 июня 2014 года