Приходской листок Троицкого собора, 28 (997) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещаватель ли, увещавай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

(Послание к Римлянам, 12 глава, ст. 6-14)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно, и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: "прощаются тебе грехи", или сказать: "встань и ходи"? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному; встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

(Евангелие о Матфея, 9 глава, ст. 1-8)

Евангельское чтение в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла

Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.

(Евангелие о Матфея, 16 глава, ст. 13-19)

Слово в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы слышали евангельское чтение, в котором дается ответ на самый важный и самый главный вопрос нашей жизни.

Мы почему стали верующими людьми? Для нас стала ясна необходимость прожить не только земную жизнь, но и войти в жизнь вечную – ту, что Священное Писание называет Царствием Христовым. Вопрос о том, как войти в это Царство Христово, Царство Божие, Царство Небесное, Царство вечное, – самый важный и самый актуальный. Как туда войти? Кто туда введет? Собственно говоря, ради этого мы и верим, от этого наша вера.

Но то, что мы сейчас слышали, показывает нам и то, что не все люди, и не сразу, и не просто так понимают, как войти в это Царство Божие.

Чтобы понять, как туда войти, надо для себя дать ответ: а кто такой Тот, в Которого мы верим? Кто такой Иисус Христос?

И мы слышали сейчас в Евангелии, как Христос спрашивает у Своих ближайших учеников, у апостолов: «За кого считают Меня люди? Кто Я такой для них?» Они начинают перечислять, описывая реакцию людей, говорят: «Одни считают Тебя за пророка, подобного Иоанну Крестителю, а другие считают, что ты похож на Илию, а третьи – что на Иеремию или кого-нибудь еще из пророков» (см. Мф. 16, 13–14).

Смотрите, какие интересные ответы. Называются прекрасные святые люди… Иоанн проповедовал покаяние и исправление жизни. Илия обличал безбожие, идолопоклонство. Иеремия является одним из авторов книг Ветхого Завета, то есть раскрывает людям Слово Божие. Все это важные служения пророческие. И покаянию надо учить – и Господь Иисус Христос учил покаянию. И ревности в вере надо учить, как Илия пророк, – Господь Иисус Христос учил этой ревности. И Слово Божие открывать надо – и Господь Иисус Христос Сам и был воплощенным Словом. Но все эти ответы в общем-то неправильные, потому что это люди говорят о служениях человеческих. А для того, чтобы войти в Царство Божие, человеческих усилий недостаточно. Невозможно человеку самостоятельно это сделать.

И тогда Иисус Христос спрашивает у учеников: «А вы за кого считаете Меня?» Они же все видели, были вместе с Ним. И тогда один из ближайших апостолов, его звали тогда Симон, сын Ионин, говорит: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» (см. Мф. 16, 15–16). Вот ответ, братья и сестры, Кто такой Христос: Сын Бога Живаго.

Да, Он воспринял боль человеческую, но Он является Спасителем потому, что Он воплощенный Бог. Что невозможно человеку, то возможно Богу.

Когда Христос услышал это определение Симона, сына Ионина, Он дает ему новое имя. Он говорит: «Блажен ты, Петр, – а Петр в переводе с греческого означает «камень», – потому что не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой Небесный» (см. Мф. 16, 17–18).

Видите, дорогие братья и сестры, для того чтобы вера в нашем сердце была в Иисуса Христа как Сына Божия, надо благоволение иметь Отца Небесного.

А почему же называет Христос Своего ученика камнем? Что такое? Что за камень такой? В чем дело? И Сам Христос поясняет: «И на камне сем (то есть на этом камне) создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». На каком же камне? На камне исповедования, изреченного апостолом Петром, а именно: «Ты Христос – Сын Бога Живаго». Вот это камень нашей веры. Вот на нем надо строить свою жизнь.

Помните, как в притче в одной говорил Христос о том, кто на чем дом построит? Говорил о том, что если человек построит дом на камне, то никакие ни ветры, ни несчастья, ни катаклизмы не повредят ему, а если на песке – вода пойдет, песок смоет и дом пропадет (см. Мф. 7, 24–27). Так вот, камень веры, камень нашего спасения, на котором Христос построил Свою Церковь, – это вера в то, что Христос – Сын Бога Живаго. Не просто правильный учитель, не просто пророк, не просто хороший человек, который учил чему-то доброму.

Сейчас практически уже никто не отрицает, что Христос жил. Но только многие не воспринимают, что Он был истинный Бог. Они говорят: «Зачем это так думать? Бог у меня в душе. Я, вот, все доброе хочу делать. Я за все доброе, против всего плохого». Что такое доброе? Что такое плохое? Человек, конечно же, знать не может, потому что только Бог может открыть это. Вот так, как Он открыл Симону, сыну Ионину, и тот стал Петром.

Но, оказывается, недостаточно еще знать о том, что Христос Сын Бога Живаго. Еще, оказывается, что-то нужно для спасения. А что же? А дальше Сам Христос продолжает и говорит, обращаясь к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царствия Божия» (см. Мф. 16, 19). Представляете, значит, от Царства Божия ключи есть! Значит, не так-то просто в это Царство Божие попасть. Нужно, чтобы кто-то дверь эту открыл. И эти ключи вручаются апостолу Петру. Вот и на иконе мы видим апостола Петра, изображенного с ключами в руках. Конечно, это в духовном смысле, в образном.

А что же, один апостол Петр, что ли, может открыть Царство Божие? Нет. Нет. Вспомните, как мы поем Символ веры, как веру излагаем свою. Мы поем: «…Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Апостольскую. Значит, та власть и те ключи, которые были у апостола Петра, переданы и другим апостолам. Эти апостолы передают эту власть следующим своим преемникам, а следующие – следующим, и так через века и даже до сегодняшнего дня. И сейчас среди нас преемники святых апостолов, имеющие в руках ключи Царствия Божия. Кто это такие? Это епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи – преемники святых апостолов. Вот почему и Церковь называется Апостольской.

А в чем же действие этих ключей заключается? Как они поворачиваются? В чем ход этих ключей, смысл? Господь и говорит: «Что свяжете на земле, будет связано на небе, а что разрешите на земле, будет разрешено на небе» (см. Мф. 16, 19). Это о чем Господь сказал? Это Господь сказал о власти апостольской прощать нам грехи. Кто может прощать грехи? Один Бог может прощать грехи, больше никто. А тут Сам Бог, Господь Иисус Христос передает эту власть Своим апостолам – прощать и разрешать грехи. И для этого Он учреждает на земле Свою Церковь на камне веры в Него как Сына Божия. Вот для чего Церковь. В Церкви содержатся ключи Царствия Божия.

А теперь поразмышляем, если человек говорит, что «я в церковь не хожу; у меня Бог в душе; я за все хорошее и против всего плохого», как вы думаете, войдет ли он в двери Царства Божия? Если я буду лежать на диване и рассуждать: «Да, есть там где-то хорошая больница, там у нее двери есть, у врачей там ключи есть; ну а я тут полежу, мне некогда туда идти», вылечусь я или нет? Надо пойти. Надо, чтобы тебе эти двери открыли. Надо, чтоб тебя ввели туда. Вот тогда ты исцелишься. Ну нет другого исцеления от грехов и нет другого пути спасения, и никто не спасет – только Церковь Христова, к которой мы с вами принадлежим.

Вот какой великий сейчас праздник – праздник, посвященный апостолам. В этот апостольский праздник мы еще раз из уст Самого Господа Иисуса Христа узнаем непреложную истину. Не надо слушать никаких лжеучителей, которые говорят: не обязательно в церковь ходить, не обязательно молиться, не обязательно поститься, не надо иконы держать. Нет, все это ложь и обман. Так заманивают в трясину и в болото. И это болото лени и бездействия засасывает человека, и человек гибнет.

У нас есть путь спасения. На камне веры Господь создал Свою Церковь. Здесь ключи от Царства Небесного. Не будем лениться. Будем добрыми сыновьями и дочерьми Святой Церкви Христовой. И апостолы, преемники апостолов откроют нам Царствие Божие, простив нам наши согрешения. И Спаситель мира Господь Иисус Христос примет нас в Свои объятия, ведь Он для того на земле и основал Свою Церковь Святую, чтобы мы не погибли, но имели жизнь вечную. Аминь.

12 июля 2017 года