Приходской листок Троицкого собора, 30 (999) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо и Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

(Первое послание к Коринфянам, 1 глава, ст. 10-18)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И, выйдя, Иисус увидел множество людей; и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пище. Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву, и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

(Евангелие от Матфея, 14 глава, ст. 14-22)

Собор Архангела Гавриила

Память 13 (26) июля

Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.

Святой Архистратиг Гавриил – служитель Божественного Всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа (Дан. 8, 16; Дан. 9, 21 - 24); являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня - Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает "Крепость Божия" (Лк. 22, 43). Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом.

Вспоминая в этот день многократные явления святого Архистратига Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу.

Собор Архангела Гавриила празднуется на следующий день после Благовещения, то есть 26 марта. 13 июля этот праздник совершается вторично. Поводом к установлению его, вероятно, послужило освящение в ХVII веке в Константинополе храма, воздвигнутого во имя святого Архистратига.

Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы слышали рассказ из Святого Евангелия о чуде, совершенном Господом Иисусом Христом, – чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами (Мф. 14, 14–22).

Пожалуй, даже далекие от Церкви люди слышали об этом чуде. Некоторые, конечно, очень порой иронически об этом отзываются. Ну, собственно говоря, неверующему человеку за неимением высоких духовных ценностей только и остается, что иронизировать над всем святым и великим. Это беда их. Но все-таки это чудо, когда Иисус Христос накормил всего пятью хлебами 5000 человек – да их больше было, потому что, евангелист говорит, это «не считая женщин и детей», – заставляет всех нас задуматься, в чем его смысл? Что, в то время только эти 5000 хотели есть? Или во время Иисуса Христа не было голодных? Или сейчас в Африке не умирают чуть ли не миллионы детей от голода? Вот неверующие люди и говорят: «А куда это Бог смотрит? Что ж Он, в одном случае накормил 5000 человек, а миллионы в хлебе нуждаются, что это Он их не накормит? Что это они в страданиях умирают и голодают?» Да не только Африка, а наша многострадальная страна какие пережила периоды голода в 20-е, 30-е годы, страшно себе представить. И мы сейчас, слава Богу, и не представляем, насколько это страшно. Действительно, а что же это так?

А давайте вспомним еще одно событие из евангельской истории. Перед тем как выйти Иисусу Христу на проповедь, Он удалился в пустыню. И там Он 40 дней постился перед началом Своей проповеди. И когда 40 дней Он постился, пост это был не такой, как у нас сейчас с вами, когда мы выбираем, что нам, рыбки поесть, грибочков, капустки. Пост этот был абсолютный. В пустыне есть нечего было. То есть 40 дней Иисус Христос ничего не ел. Но Христос ведь истинный Бог и истинный человек. А человеческий организм ведь требует еды, естественно. Евангелие нам повествует: Христос взалкал, то есть захотел есть, страшно захотел. Тогда Ему является диавол и говорит: «Если Ты Сын Божий, то скажи этим камням, чтобы они стали хлебом» (см. Мф. 4, 1–3).

Смотрите, еще Христос не начал проповедовать, а враг рода человеческого уже предлагает Ему то же самое, что сейчас неверующие люди говорят Богу. «Скажи камням, чтобы они стали хлебами». То есть сам-то захотел есть, ну поешь. Но тогда и других надо всех накормить. Вот тогда за тобой все и пойдут. Представьте себе: человек, который всех делает сытыми. Чего не захочет человек – получает. Правда, у человека так бывает: сначала хотя бы хлебушка поесть, потом хлеба наелся – давай, неплохо бы с маслицем, а после маслица еще бы запить чем-нибудь вкусненьким и дальше пошло-поехало без остановки. Но дело не в этом.

Христос отвергает этот путь. Он говорит: «Отойди от меня, сатана. Не хлебом единым жив человек, но всяким словом Божиим, исходящим из уст Его» (см. Мф. 4, 4). Вдумаемся, что же Господь здесь говорит диаволу, и что мы должны услышать для себя. Да, тело нуждается наше: нуждается в пище, нуждается в питье, нуждается в одежде. Когда нам жарко, мы нуждаемся в прохладе. Когда нам холодно, мы желаем свое тело обогреть. Все так. Все это нужно. Но не этим жив человек. Все это очень быстро кончается, когда гробовая доска закрывает гроб. Уже человеку не холодно и не жарко, ни кушать он не хочет, ни пить. А вот душа человеческая, которая есть образ и подобие Божие, она вечна, – а вот если она будет голодная? А вот если она будет алкать? А вот если она не будет одета добрыми делами, что с ней будет? Вот об этом и заставляет нас Господь Иисус Христос задуматься.

Обратим внимание на обстоятельства чуда, которое Он совершил. Ведь не просто так Христос его совершил. Эти люди пришли послушать Иисуса Христа, и слушали Его целый день. Представьте себе, нам полтора часа на службе тяжело побыть. И мы не можем сосредоточиться на церковном чтении, пении. Мы обязательно на что-то отвлекаемся, на свои мысли. Целый день люди слушали Иисуса Христа не отрываясь. Вот мы можем так сосредоточиться хоть немного? Значит, в ком дело: в Христе или в людях, в данном случае? В людях. Потому что в некоторых случаях Христос говорил, а над Ним смеялись, и не слушали Его, и отворачивались от Него. Одни. Одни отворачивались, но другие – другие слушали. Так вот те, кто были там, в этом месте, эти 5000 человек, они настолько прониклись словом Божиим, настолько их душа наполнялась словом Божиим, что они абсолютно забыли о еде. Смотрите, ведь не они сказали Христу: «Нам есть нечего». Не они стали один по одному уходить, чтобы пойти поесть где-нибудь, – нет. Они бы еще стояли и слушали. Сам Христос обращает на них внимание, чтобы им дать есть. Апостолы упрашивают уже Христа: «Отпусти народ». То есть фактически говорят Ему: ну перестань уже проповедовать, пусть они пойдут, купят себе еды, поедят. А Господь, видя, как Его слушают, и как жаждали души людей слова Божия, говорит: «Вы дайте им есть». Но апостолы говорят, что «у нас нет ничего; вот, пять хлебов, две рыбы». Тогда Господь берет эти хлебы, благословляет, преломляет и раздает людям. Апостолы разносят и раздают. Совершается чудо. Реальное чудо, потому что евангелист Матфей повествует, что после этого еще не съеденного они насобирали 12 коробов (см. Мф. 14, 15–20). Так почему же совершил Господь чудо? Не ради их желудков, не ради того, чтобы они накушались и сказали: «Вот Кто будет нас кормить» и пошли за Ним, нет. Ради их душ, которые эти люди поставили выше своих телес. Ради веры, которая загорелась в их душах так, что им уже и хлеба не надо было.

И смотрите, что интересное дальше-то происходит. Они поели этих хлебов. Евангелист Матфей говорит, что насытились, но все равно не уходят, остаются. Вот у нас как бывало, вот еще на тощий желудок мы можем прийти помолиться немного. А ну-ка мы как следует пообедаем: первое, второе, третье; сядем на стул, ох… И что, молитва уже нам в голову пойдет? Насытились, и уже ни молитвы у нас, и ничего в голове-то. Бога забываем поблагодарить после обеда, не то что чего-то другого.

А здесь что? Люди насытились, то есть они уже хорошо поели, но никуда не уходят. И Христу пришлось отправлять Своих учеников – апостолов на другой берег, чтобы они там Его ожидали, а Сам продолжает слушать, проповедовать народу, и отпускает их. Это значит, что выслушивает людей и благословляет их каждого (см. Мф. 14, 22).

Вот, дорогие братья и сестры, о чем сегодня повествование. Повествование о соотношении духовного и телесного в человеке. Это повествование о том, чтобы мы задумались о себе, что мы ищем в этой жизни в первую очередь. Пищи ли для своей бессмертной души или тленной пищи для смертного тела. Хороший момент задуматься. Хороший момент сделать выводы. Святая Церковь для того и предлагает нам услышать Святое Евангелие.

Обратимся ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, накормившему пятью хлебами 5000 человек, чтобы Он нам дал Свой Хлеб небесный, чтобы наша душа насыщалась словом Божиим и чтобы нам жить словом Божиим со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

30 июля 2017 года