Приходской листок Троицкого собора, 31 (1000) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Ибо мы соработники у Бога; а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огнь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но как бы из огня. Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

(Послание к Коринфянам, 3 глава, ст. 9-17)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на середине моря, и ее било волнами; потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак. И от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу. Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Генисаретскую.

(Евангелие от Матфея, 14 глава, ст. 22-34)

Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы приходим в храм для молитвы. Что такое молитва? Молитва – это разговор человека с Богом. Разговор с Богом. Разговор предполагает, что один собеседник обращается, другой ему отвечает. Это называется разговор.

Мы обращаемся к Богу со своими просьбами, молим Его, то есть молимся. А как же Бог участвует в этом разговоре? Как нам отвечает? А Бог отвечает нам через Свое Слово, Слово Божие. Слово Божие – это Священное Писание, которое сохранено Святой Церковью Христовой. И в этом Священном Писании, в ответ на наше обращение к Богу, Бог отвечает нам, указывает нам, что нам необходимо делать, а чего нам необходимо избегать.

Сейчас мы с вами совершаем богослужение, которое называется Божественная литургия. Всегда на Божественной литургии читается Слово Божие. Читаются сначала послания святых апостолов, а потом читается Святое Евангелие. Это и есть обращение Бога к нам.

У нас в нашей Святой Русской Православной Церкви чтение Священного Писания происходит на славянском языке. Большинству из вас в основном он понятен. Но не всем и не все. Именно поэтому у нас уже долгое время, много лет, издается Приходской листок, и каждый человек, придя в храм, бесплатно совершенно, может взять этот Приходской листок – вот он, лежит у входа на стойке, – и там есть текст и апостольского чтения Слова Божия, и Евангельского чтения. И очень было бы полезно каждому молящемуся, пришедшему на воскресную службу, – берете там свечечку, пишете записочку – возьмите в руки этот Приходской листок и прочтите еще до начала богослужения, там на русском языке написано, прочтите, что будет читаться, каково будет в сегодняшний день обращение Бога к вам, каково будет Слово Божие. Постарайтесь взять себе это за обычай. Тогда вы будете не только о своем думать. А иногда как: читается апостольское, читается Евангелие, а человек о своем все думает. А ведь это момент не тот, когда мы должны что-то у Бога просить, а тем более о чем-то своем думать. Это момент, когда мы должны внимать. Слышите, что говорит дьякон? «Вонмем, – говорит, – вонмем». Вонмем – это что значит? Будем внимательно слушать.

Но даже иногда, когда прочтешь и на русском языке, не все бывает понятно в тексте Слова Божия, потому что Слово Божие – это целый мир. Его надо изучать, и даже изучать постоянно. Апостол Павел прямо говорил о пользе изучения Писания (см. 2 Тим. 3, 16). К сожалению, не все мы это умеем, желаем или имеем возможность делать.

Обычно в нашем соборе после чтения Святого Евангелия говорится проповедь на Евангельскую тему, объясняется то, что было прочитано в Святом Евангелии. Но сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на послание святого апостола Павла, которое мы с вами слышали перед чтением Евангелия, потому что оно очень важно своим содержанием для построения нашей с вами христианской жизни.

Смотрите, апостол Павел обращается к нам и говорит: «Мы соработники у Бога, – это он имеет в виду себя и тех апостолов, которые проповедовали Слово Божие, – а вы Божия нива, Божие строение» (см. 1 Кор. 3, 9). Нива – понимаете, что это такое? Это поле, которое засевается зернами. Недаром есть такая притча, которую рассказал Сам Господь, притча о сеятеле, где сравнивается Слово Божие с семенем, а наши души с землей, которая принимает Слово Божие (см. Лк. 8, 4–8). Но еще интересно, что о нас говорит апостол, что мы Божие строение, то есть то, что Бог строит (см. 1 Кор. 3, 9).

А как же Бог промыслительно строит нашу с вами жизнь? Апостол Павел говорит: «Я же по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание…» Что за основание положил апостол Павел для строительства нашей жизни? Это основание – Сам Господь Иисус Христос. Апостол Павел проповедует о Христе. И, значит, основанием в нашей с вами жизни, если мы христиане, должен быть Христос. Вот это самое главное. Если Христос основание нашей жизни, все имеет смысл.

А вот посмотрим, как дальше апостол Павел говорит: «…а другие строят на нем, но каждый смотри, как строит» (см. 1 Кор. 3, 10). То есть каждый из нас отвечает за свою жизнь. Наша жизнь – это, фактически, построение некоего здания.

И дальше апостол Павел говорит: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (см. 1 Кор. 3, 11). Обратим внимание на эти слова. Если кто-то не ставит в основу своей жизни Господа нашего Иисуса Христа, его жизнь бессмысленна. Нет основания. Какое здание может устоять, если у него нет фундамента? Ни одно здание не устоит, если у него нет фундамента, при любых сложностях. Об этом тоже Господь Сам говорит в Евангелии, говоря притчу о доме, который один человек построил на твердом камне, а другой построил на песке, и когда случилась буря, у того, который построил на песке, весь дом его развалился (см. Мф. 7, 24–27).

Дорогие братья и сестры, если мы не имеем твердого основания веры в Господа Иисуса Христа, то что бы мы с вами ни делали, как бы мы ни старались быть добрыми, хорошими – знаете, как человек говорит: «О, я хороший! Я просто хорошие дела делаю. Я за все хорошее, против всего плохого», – все бесполезно. Апостол Павел твердо об этом говорит: «Основание должно быть – только Господь Иисус Христос».

Дальше он описывает, как же мы строим свою жизнь. «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, каждого дело обнаружится, ибо день покажет. Потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (см. 1 Кор. 3, 12–13).

Видите, братья и сестры, основание – это вера. Но ведь на этой вере надо что-то построить. А как раз то, что перечисляет апостол Павел: золото, серебро, драгоценные камни, сено, солома, – это наши дела. Что мы с вами делаем и каковы наши поступки? Подобны ли они драгоценным камням и золоту, или они подобны сену и соломе? Значит, одного основания мало, одной веры мало. Надо на этой вере построить свою жизнь. Думаю, не надо вам объяснять, что имеется в виду под золотом и серебром, драгоценными камнями. Это имеется в виду добродетель, добрые дела, дела милосердия, о которых Господь неоднократно говорит. Думаю, также понятно, что имеется в виду под деревом, сеном и соломой. «Огнем, – говорит апостол Павел, – все испытается». Значит, сено, солома и дерево в огне – что? Сгорят. А золото, серебро, драгоценные камни огнем очищаются. Они становятся еще лучше. Вот этот огонь, о котором неоднократно говорил Господь Иисус Христос, – огонь вечный, огонь для одних очищающий, а для других опаляющий. Это огонь веры Христовой, которую Он принес на землю. Но это еще и огонь вечной жизни, о котором нам не следует забывать, и о котором апостол Павел нас предупреждает и говорит: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду» (см. 1 Кор. 3, 14). Значит, если ты строил из драгоценных камней, из золота, серебра, то есть добродетелями жизнь свою украсил, то получишь награду. Об этом говорит апостол Павел.

«А у кого дело сгорит, тот потерпит урон. Впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (см. 1 Кор. 3, 15). Что это за слова такие: «сам спасется, но как бы из огня»? Вроде бы кажется, так послушаешь: «О, надежда! Все равно, хоть и все дела мои и солома и сено, спасусь как бы из огня». Не тут-то было. Преподобный Ефрем Сирин и вместе с ним святитель Феофилакт Болгарский объясняют это место у святого апостола Павла следующими словами: «Апостол Павел говорит о том, что дела человеческие погибнут, а сам-то человек останется. Дела его сгорят, но и он вместе с этими делами будет своими гореть, и сохранится». То есть здесь прямо указывается о вечных мучениях, о которых говорил Господь, говоря: «Идите от Меня, проклятые, в огонь, уготованный диаволу и ангелам его» (см. Мф. 25, 41). Помните, это о Страшном Суде читается? Когда Господь говорит: «Я был голоден, и вы не накормили Меня. Я жаждал, и вы не напоили Меня. Я был раздет, и вы не одели Меня. Я был в больнице и в тюрьме, а вы не пришли ко Мне». И вот тогда Господь скажет этим, с левой стороны: «Отойдите от Меня в огонь, уготованный диаволу» (см. Мф. 25, 41–45). Да, страшно. Вот и призадумаешься, из чего строить свою жизнь, как огнем будет проверена наша жизнь.

Но Церковь все равно дает нам якорь надежды. Обратим внимание, в Церкви очень много уделяется места и времени поминовению усопших. Казалось бы, все, человек уже завершил свое дело, построил здание своей жизни, ушел. И теперь ожидать надо, как огнем его дело проявится. А Церковь молится, молится о всех грешниках, просит у Господа, чтобы Господь простил. Значит, есть надежда на спасение. Ну да, когда человек в пожаре, вокруг все пылает, все горит, одежда на нем горит, кожа начинает гореть, все плавится, и то у него надежда. Он задыхается угарным газом, ползет, чтобы выползти, спастись. Приходят пожарные, приезжают медики, вытаскивают его и начинают спасать, лечить. И спасают его. Но какой человек, находясь в здравом уме, решится сам себя поджечь в надежде на то, что его потом все-таки спасут?

А вот мы, когда строим свою жизнь из сена гнилого, из соломы и дерева, то есть когда мы вместо добродетели украшаем себя грехами, не думаем ли мы, что пока эти грехи будут гореть, как-то мы спасемся от этого огня? Что, рассчитываем на то, что Господь придет, как добрый пожарный и милосердный врач, и нас спасет? Может быть. Этого мы не знаем. Но что нам придется пережить? Каково человеку, который весь в ожогах и лежит? У него кожи нет, и весь покрыт бинтами и мазями. Каковы страдания? Да избавит нас Господь от такого страдания!

И вот апостол Павел нас предупреждает заранее, чтобы мы нашу веру подтверждали добрыми делами, дабы, когда придет огонь очищающий, нам самим не сгореть в нем.

А дальше, говоря о строительстве, апостол Павел утверждает следующее: «Разве вы не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий обитает в вас?» (см. 1 Кор. 3, 16) Видите, братья и сестры, кто мы такие, христиане? Мы – храмы Божии. Действительно, мы во Христа крестились в купели Крещения, во Христа облеклись. Потом нас помазали святым миром. Дух Божий в каждом христианине обитает. Мы – храм Божий. Слышите, как велико наше здание, как велико наше звание? Храмы Божии! Как надо трепетно относиться к самому себе, к своей душе, которая обитает в теле, которое есть храм Божий!

А дальше апостол Павел предупреждает нас о следующем. Видите, он старается изо всех сил внушить нам, как мы должны жить. Он говорит: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят. И этот храм – вы» (см. 1 Кор. 3, 17).

Вот, дорогие братья и сестры, какое сегодня мы слышали послание Божие к нам с вами. Вот так отвечает на наши молитвы нам Бог. Поэтому будем стремиться жить не так, как нам кажется правильным, а услышим, что нам Господь говорит. Постараемся. Постараемся на камне веры строить жизнь свою, на драгоценных добродетелях: вере, надежде, любви, мире, благодати, кротости, долготерпении. Будем прощать друг другу. Будем помогать друг другу. Будем исполнять святые заповеди Божии, чтобы, когда придет время испытания, нам с вами получить истинную награду, которая есть жизнь вечная с Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

6 августа 2017 года