Приходской листок Троицкого собора, 32 (1001) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже до ныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляя вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

(1 Послание к Коринфянам, 4 глава, ст. 9-16)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек, и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает; ибо часто бросается в огонь и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус; и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие; и убьют Его; и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

(Евангелие от Матфея, 17 глава, ст. 14-23)

Мученица Христина

Память 24 июля (6 августа)

Мученица Христина жила в III веке. Она родилась в богатой семье. Отец ее Урван был правителем города Тира. В возрасте 11 лет девочка отличалась необыкновенной красотой, и многие хотели жениться на ней. Однако отец Христины мечтал о том, чтобы дочь стала жрицей. Для этого он поместил ее в особое помещение, где поставил множество золотых и серебряных идолов, и велел дочери воскуривать пред ними фимиам. Две рабыни прислуживали Христине.

В своем уединении Христина стала задумываться над тем, кто же сотворил этот прекрасный мир? Из своей комнаты она любовалась звездным небом и постепенно пришла к мысли о Едином Творце всего мира. Она убедилась, что безгласные и бездушные идолы, стоявшие в ее покоях, ничего не могли сотворить, так как сами были сотворены руками человека. Она стала молиться Единому Богу со слезами, прося Его открыть Себя. Душа ее разгоралась любовью к Неведомому Богу, она все более усиливала молитву, соединяя ее с пощением.

Однажды Христина удостоилась посещения Ангела, который наставил ее в истинной вере во Христа, Спасителя мира. Ангел назвал ее невестой Христовой и предвозвестил ей будущий страдальческий подвиг. Святая дева разбила всех стоявших у нее идолов и выбросила их за окно. Отец Христины Урван, посещая свою дочь, спросил ее, куда исчезли идолы? Христина молчала. Тогда, призвав рабынь, Урван узнал от них правду. В гневе отец начал бить дочь по щекам. Святая дева сначала безмолвствовала, а потом открыла отцу свою веру в Единого Истинного Бога и что своими руками она уничтожила идолов. Тогда Урван приказал убить всех прислуживавших дочери рабынь, а Христину предал жестокому бичеванию и бросил в темницу. Узнав о случившемся, мать святой Христины с плачем пришла к дочери, прося ее отречься от Христа и вернуться к отеческим верованиям. Однако Христина осталась непреклонной. На другой день Урван призвал дочь на суд и начал ее уговаривать воздать поклонение богам, просить прощения за свой грех, но увидел твердое и непреклонное ее исповедание.

Мучители привязали ее к железному колесу, под которым развели огонь. Тело мученицы, поворачиваясь на колесе, обжигалось со всех сторон. Затем ее бросили в темницу.

Ангел Божий явился ночью, исцелил ее от ран и подкрепил пищей. Отец, увидев ее наутро невредимой, приказал утопить в море. Но Ангел поддержал святую, камень погрузился, а Христина чудесно вышла из воды и явилась к своему отцу. В ужасе мучитель отнес это к действию волшебства и решил наутро казнить ее. Ночью же сам неожиданно умер. Присланный на его место другой правитель, Дион, призвал святую мученицу и также пытался склонить к отречению от Христа, но, видя ее непреклонную твердость, вновь предал жестоким мучениям. Святая мученица Христина долго была в темнице. К ней стали проникать люди, и она обращала их к истинной вере во Христа. Так обратилось около 3000 человек.

На место Диона прибыл новый правитель Юлиан и приступил к истязаниям святой. После различных мучений Юлиан велел бросить ее в раскаленную печь и затворить в ней. Через пять дней печь открыли и нашли мученицу живой и невредимой. Видя происходящие чудеса, многие уверовали во Христа Спасителя, а мучители святую Христину зарубили мечом.

Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра начинается Успенский пост. В Святой Церкви время поста является особенным, потому что в этот период человек-христианин призывается к особо усердной молитве, в этот период христианин призывается к воздержанию.

Воздержание – это добровольное самоограничение человека. Когда человек добровольно – не потому, что у него нет возможностей, а потому, что он так исполняет волю Церкви, – отказывается от определенных родов пищи, которые мы называем скоромными: мясо, молоко, яйца. Не то чтобы эта пища чем-то плоха, она ничем не хуже, и она не приближает и не удаляет от Бога. Но когда человек сознательно принимает решение себя ограничить в пище, когда человек сознательно принимает решение ограничить себя в удовольствии, когда человек сознательно обуздывает свой язык, чтобы ему меньше разговаривать, и прикрывает свои уши, чтобы ему меньше всякой пустоты слышать, и делает это сознательно, когда человек сознательно ограничивает свои размышления, свои фантазии, свои воспоминания – вот это уже есть духовный труд, который называется постом. И этот духовный труд обязательно должен быть соединен с молитвой. Молитва – это обращение человеческой души к Богу, это разговор человека с Богом. Пост и молитва – это два крыла, которые возносят душу человеческую к Богу.

Но для чего, зачем Церковь предписывает нам периодически поститься и молиться? В чем дело? Разве пост является сам по себе целью? Или, может быть, пост сам по себе является какой-то добродетелью? Нет. Пост и молитва – это средство. А к чему же средство? Какое это средство? Для чего оно нужно, это средство?

Оно нам жизненно необходимо. Без него не может быть духовной жизни, без этого средства. Ведь что такое духовная жизнь человека? Это когда человек живет не только так, как многие животные живут: кушают, пьют, размножаются, прячутся от холода или от жары. Это все плотская жизнь тела человека. Здесь мы мало чем от других организмов отличаемся. Но человек в корне отличается от всего другого мира. Потому что у человека есть душа. И эта душа живет по определенным духовным законам.

В духовном мире есть два пути: путь добра и путь зла. И человеку самостоятельно выбрать между этими двумя путями очень трудно. Поэтому Бог и пришел в мир, чтобы за Собой повести человека путем добра, путем спасения. Но человек должен идти. Не то что человек будет валяться и каким-то образом спасется. Нет. Чтобы идти, нужно приложить усилия. А чтобы подниматься в гору, нужно как следует потрудиться. Вниз катиться не так трудно. Вниз очень легко и падать, и катиться, только каков результат будет такого падения?

Итак, духовная жизнь – это борьба человека со злом. А зло существует реально в мире. И вот, оказывается, таков духовный закон, что без поста и без молитвы невозможно победить зло, просто невозможно. Как ни старайся, ничего не выйдет. Об этом говорит Евангелие, которое только что мы с вами услышали.

Помните, там описывается, как к Иисусу Христу человек приводит своего сына бесноватого, одержимого силами зла? Его бросает то в огонь, то в воду. И этот человек приводил своего сына к ученикам Иисуса Христа, а ученики ничего не смогли сделать. И вот он приводит этого больного ребенка своего к Иисусу Христу (см. Мф. 17, 14–16).

Дорогие братья и сестры, все, что описывается в Евангелии, – это не только историческое событие, описывающее те или иные эпизоды из жизни Господа Иисуса Христа. Это еще образы, символы нашей с вами жизни. Вот этот больной ребенок бесноватый, которого бросает то в огонь, то в воду, – это образ нашей с вами души, которая то бросается в огонь страстей и пожирается страстями, как огнем: гневом, яростью, злобой, нечистотой, скверной, – как огнем опаляется, а то наступает у нас в душе уныние, безразличие: ничего не нужно, все плохо, ничего не можем исправить, мы такие негодные, и пустые, и грешные – в общем, бесполезно о чем-то думать. И то и другое ведет к гибели души, и огонь страстей, и вода уныния и отчаяния.

И вот человек обращается к Иисусу Христу, и Христос исцеляет этого ребенка. Он делается здоровым. Изгоняет из него нечистого духа. Христос побеждает силу зла (см. Мф. 17, 18). Собственно говоря, для того Христос и пришел в мир, чтобы победить зло. Значит, зло без Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа мы в своей душе победить не можем. Только Господь Иисус Христос может совершить эту победу. А для того, чтобы Христос совершил эту победу, что нужно? Нужно в первую очередь иметь веру в Спасителя и Господа Иисуса Христа.

Ученики, которые ходили за Христом и видели много чудес от Него, да и им самим Господь давал власть над духами нечистыми, спрашивают наедине у Него: «А почему мы не смогли исцелить этого ребенка?» А Он отвечает им – смотрите, что Христос говорит апостолам, Своим ученикам: «За неверствие ваше». Слышите, упрекает Христос Своих учеников в неверии. Говорит: «Если бы вы имели веру, хоть как горчичное зерно, и сказали бы горе сей – двинься отсюда в море, она бы послушалась вас» (см. Мф. 17, 19–20).

Да, есть от чего нам с вами впасть в отчаяние. Кто из нас мог бы похвалиться вот хотя бы частицей такой веры? А как же быть? Как же быть? Где взять эту веру? Где получить силы на то, чтобы верить, и на то, чтобы с помощью этой веры бороться со злом?

Сам Христос и дает ответ ученикам, которые, по всей видимости, тоже опечалились, увидев свое маловерие и малодушие. Он говорит им: «Сей род (этот род зла) изгоняется только молитвой и постом» (см. Мф. 17, 21). Вот, дорогие братья и сестры, вам и ответ, для чего в Церкви установлены посты. Молитвой и постом, и только молитвой и постом мы можем победить то зло, которое в наших душах.

Мы очень озабочены бываем злом, которое вне нас. Мы легко видим зло в своих соседях, видим зло в государственном устройстве, находим зло в поведении других стран или народов, легко находим это зло, сразу видим. В своей душе зла не видим. Нам кажется, что его у нас нет. Вот какое заблуждение. Это диавол ослепляет нас. Мы не видим собственных недостатков и собственных грехов. И вот как раз пост и молитва дает нам возможность открыть свои глаза, увидеть свои недостатки, увидеть зло в душе своей, и духовной силой Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, при помощи участия в Таинствах Церковных, в Таинстве Покаяния и Причастии Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя и Бога нашего, побеждать это зло.

Дорогие братья и сестры, завтра начинается пост Пресвятой Богородицы, Успенский пост. Приложим усилия, чтобы наша душа взмахнула двумя своими крылами, постом и молитвой и, освободившись от зла, вознеслася к Богу. Аминь.

13 августа 2017 года