Приходской листок Троицкого собора, 33 (1002) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства - вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: "не заграждай рта у вола молотящего". О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

(1-е Послание к Коринфянам, 9 глава, ст. 2-12)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: "государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу". Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: "отдай мне, что должен". Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: "потерпи на мне, и все отдам тебе". Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: "злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

(Евангелие от Матфея, глава 18, ст. 23-35)

Слово в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!

Церковь Христова полагает начало Святого Успенского поста, предлагая нам поклониться честному древу Креста Господня.

Крест – это наше спасение. Крест – это сила Божия, которая совершилась в немощи. Сильный Бог воплотился в человека и принял страдания, проявляя, казалось бы, перед миром слабость, ибо Он, Господь наш Иисус Христос, не сопротивлялся тому, что над Ним беззаконное совершалось, Он не прекословил, Он воистину, во исполнение пророчества Исаиина, «яко овча был веден на заколение, яко агнец прямо стригущему его был безгласен» (см. Ис. 53, 7).

Что это? Неужели на самом деле это слабость Божия в мире? Неужели Бог в этом мире бессилен против злобы, ненависти и несправедливости?

Человек, не знающий Бога и не имеющий в сердце своем Креста Господня, именно так и может подумать. Но именно Крест явился тем орудием, которое всех нас с вами спасло. Потому что Крест – это любовь Бога к человеку. Любовь не ломает другого человека. Любовь не унижает другого человека. Истинная любовь является только жертвенной, когда тот, который любит, не о себе думает, но о том, кого он любит.

Господь Иисус Христос, придя в мир и видя нас, людей, страдающих от наших грехов, от нашего безумия, от нашего нечестия, от нашей скверны, не испепеляет нас Божественным Своим гневом, но спасает нас Божественной Своею любовью. А весь огонь гнева Божия, который должен был прийти на наши беззакония, Спаситель мира Господь Иисус Христос принимает на Себя и страдает за нас, чтобы нас спасти.

Да, неверующий человек скажет так: «А как? Разве с Крестом Господним исчезли в мире страдания, войны, разве уничтожено зло?» Увы, зло царствует в мире, но не вечно. Это явление зла в мире временное, потому что Господь подрубил и искоренил основу зла. Вот если у дерева подпилить все корни, оно, может быть, некоторое время еще даже будет и плоды какие-то давать, если большое толстое дерево. Может еще под своей тяжестью и стоять будет. Но потом, как не имеющее корней, оно обрушится.

Господь обрубил корни зла. Зло существует в мире как остаточное явление. Но мы с вами вот этой Божественной секирой, Крестом Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, получаем спасение. В чем? А в том, что мы сопричастны Кресту. В том, что мы, слушая Господа Иисуса Христа, берем свой крест и идем за Ним. Не остаемся в этом дереве прогнившем, которое не имеет корней, но которое уже ядовитыми миазмами разрушает весь мир в древе зла. Нет. Мы идем к древу жизни, к Кресту Господню.

Словами трудно объяснить, но сердцем легко понять. Если человек принимает в свое сердце спасительную весть о страдании и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, он усваивает себе плоды Божественного искупления. И Церковь Христова на земле как раз и существует для того, чтобы зло, которое бушует извне, нас не погубило и не убило. Под сенью Креста Христова мы с вами спасаемся.

Ныне Святая Церковь предлагает нам поклониться спасительному древу Креста Господа нашего Иисуса Христа. Мы, начиная постное делание краткое в честь Пречистой Матери Божией, поклоняемся ныне Кресту Христову и просим Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Его любовью Он укрепил нас на жизненном пути спасения, чтобы нам, взявши свой жизненный крест, всегда идти за Ним и никогда от Него не отступать.

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим! Аминь.

13 августа 2017 года

Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Какая самая краткая молитва, которую мы совершаем в храме и которую знает каждый человек? Она состоит из двух слов. Мы обращаемся к Господу и говорим: «Господи, помилуй!» Мы просим у Господа милости. Какой милости мы у Господа просим? В чем мы виноваты? За что нас Господь может помиловать? Конечно же, мы виноваты своими грехами. Грехов наших много, и у каждого они свои. И только один Бог, и никто кроме Бога не может нам изгладить, очистить и простить наши грехи. Вот мы постоянно и обращаемся к Господу и просим Его: «Господи, помилуй!»

Но, оказывается, для того, чтобы Господь нас помиловал, существует одно реальное условие. И оно очень важное, это условие. Оно несложное, но мы должны знать его обязательно – обязательно знать, чтобы получить у Господа прощения. И только что в Святом Евангелии мы услышали это условие. Господь Иисус Христос рассказал простую притчу, которая очень наглядно нам объясняет, как мы можем получить у Бога прощение, и очень строго нас предупреждает, чего мы ни в коем случае не должны делать.

Итак, притча, которую мы только что слышали. Господь сравнивает Царство Небесное с неким земным царством, в котором один человек – начальник, главный, господин – решил собрать долги со всех тех, кто ему был должен. И он приглашает человека, который должен был ему огромную сумму: 10 000 талантов. Ну, давайте по-современному будем мыслить, ну предположим, около миллиона долларов. Вот такая огромная сумма. У того нет, чем заплатить. «Согласно законам, – хозяин говорит, – я должен посадить в тюрьму тебя, твою жену, описать все твое имущество, арестовать. И до тех пор, пока ты не отработаешь, будешь там сидеть в этой тюрьме». В общем, мало что изменилось с того времени, когда Христос рассказывал эту притчу, и до сегодняшнего дня. Жестокие законы.

Тогда что делает этот должник несчастный, которому нечем заплатить? Он начинает умолять, и просить, и говорить: «Потерпи на мне, прости меня!» – и достигает успеха. Он умолил, уговорил господина. И тот прощает ему.

Конечно же, кто здесь господин? Господин этот – наш Создатель. Это Бог. Господин – это наш Спаситель, Который взял на Себя наши с вами грехи, чтобы мы с вами не погибли. Этот Господин – Господь Иисус Христос, Который взошел на Крест для того, чтобы избавить нас от вечной смерти и даровать нам жизнь. Вот Кто изображается в притче под видом этого господина.

Что дальше происходит в притче? Страшная вещь. Этот человек, которому только что простили гигантский долг, идет и встречает своего товарища, который был должен ему незначительную сумму: 100 монет. Ну, скажем по-современному, предположим, 1000 рублей. И начинает требовать с того человека: «Давай мне долг!» Этот его товарищ упрашивает его и говорит: «У меня сейчас нет денег. Потерпи на мне, прости меня. Я потом тебе заплачу». «Нет, во что бы то ни стало». Он берет его, ведет его к судье и сажает его в тюрьму как должника, пока тот не заплатит всего долга. Только что ему гигантский долг простили, а он своего товарища не хочет помиловать.

Что дальше происходит в этой притче? Друзья того человека, которого посадили в тюрьму, услышали об этом, и пришли к господину, и рассказали о происшедшем событии. Тогда господин зовет этого должника и говорит: «Негодный раб, я такую сумму простил тебе. Не надлежало ли и тебе проявить милосердие? Но за то, что ты такой немилосердный…» – к нему хозяин применяет всю строгость закона.

И дальше Иисус Христос говорит: «Так поступит и Отец Мой Небесный, если не будете прощать друг другу согрешений ваших». Вот вывод притчи (см. Мф. 18, 23–35).

Видите, братья и сестры, мы желаем, чтобы нас Господь простил и помиловал. А сами мы прощаем? А сами мы милуем? Иисус Христос сказал: «…если не простите от всего сердца вашего прегрешения своим ближним» (см. Мф. 18, 35). Какой простой ключ к нашему прощению! Желаем, чтобы наши грехи Господь не вменил ни во что – а мы ведь с вами, грешные, желаем этого? Просим: «Господи, помилуй»? Так давайте друг друга миловать, друг другу прощать, друг друга не обижать! Нет другого пути. Ведь смотрите, самая главная молитва, которую Господь Иисус Христос дал нам и велел нам именно эту молитву произносить, обращаясь к Отцу нашему Небесному, какие там слова? «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим» (см. Мф. 6, 12). То есть сказать по-русски: «И прости нам наши долги точно так же, как мы прощаем другим их долги». Точно так же. Вдумайтесь! Точно так же, якоже и мы. Это значит, если ты не прощаешь своему ближнему, значит, Бог тебе – что? Тоже не простит. И бесполезно хоть 40, хоть 140, хоть 1000 раз говорить: «Господи, помилуй!», но если ты хотя бы один раз не помиловал своего ближнего, ему не простил – бесполезное явление, молитва твоя пустая. Наоборот, на свою голову призываешь гнев Божий.

В притче сказано, что хозяин разгневался, когда увидел такое немилосердие. А чем же гнев мы призываем? Теми же словами: «Прости нам так же, как и мы прощаем». Если мы не прощаем, значит, нам Бог что тоже должен что сделать? Не простить. Вот и все. Все очень просто. Другого пути нет. И Церковь Святая нас строго предупреждает: коли уж мы взываем к милосердию Божию, мы сами должны быть милосердными. Сами. Ибо самый страшнейший грех, страшнее всех грехов: страшнее уныния, страшнее блуда, страшнее сребролюбия, даже страшнее ереси, – это грех немилосердия. Более страшного греха не существует. Поэтому Господь и сказал: «Суд без милости не сотворившему милости. Какой мерой мерите, такой и вам отмерится» (см. Иак. 2, 13; Мф. 7, 2). Дорогие братья и сестры, это очень серьезные слова. Я бы даже сказал, страшные слова. А к словам Божиим и надо относиться очень серьезно. Нам все хочется придумать себе Бога, Который бы делал так, как нам нравится. А Бог не зависит от нашего о Нем представления. Он открывает нам Себя и Свою волю и указывает, каков Он есть на самом деле. Так вот Его воля: чтобы мы прощали друг другу. Его воля: чтобы мы были милосердными друг ко другу, как милосерден Отец наш Небесный. Его воля: чтобы мы учились любить друг друга. Другого пути жизни с Богом нет. И если мы думаем, что можно по-другому что-то хорошее для себя получить, то как мы заблуждаемся! И впустую мы тогда к Богу обращаемся, если в нашем сердце нет милосердия и сострадания.

Бог – источник любви. Бог – источник и податель всяческих благ. Именно у Него нам надо просить дара милосердия. Вот что нужно нам просить. Чтобы Господь научил нас прощать друг другу, заботиться друг о друге. И главное – чтобы научил нас любить друг друга, как и Он возлюбил мир. И как Он нам прощает наши величайшие грехи, давайте, братья и сестры, и мы будем прощать друг другу согрешения. Аминь.

20 августа 2017 года