Приходской листок Троицкого собора, 36 (1005) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды. Итак, я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением. Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что| моя радость есть радость и для всех вас. От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

(Второе послание к Коринфянам, 1 глава, ст. 21 – 2 глава, ст. 4)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

(Евангелие от Матфея, 22 глава, ст. 1-14)

Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Очень важный и жизненный вопрос для каждого человека: что значит для нас Церковь? На каком месте в нашем сознании, в наших поступках, в нашей жизни стоит Церковь? И, определяя себя верующими, насколько мы руководствуемся верою в нашей жизни?

Почему это очень важный вопрос? Сегодня только что мы слышали притчу, которая дает нам яркий и точный ответ. Ведь если не так уж и важна Церковь, то почему обязательно быть христианином? А мы слышим такие рассуждения: «А что, любая вера хорошая. Лишь бы человек был хороший, а верить можно по-всякому, – говорят. – А Бог все равно один. И неужели, – рассуждают эти люди, – что это за придумки такие – Бог кого-то накажет? Ну как же, столько же есть людей, которые не знают о Боге, веруют в другого какого-то бога, что же с ними-то будет?» Так рассуждают люди, фактически оправдывая себя, оправдывая свое отношение к Церкви. Им Церковь безразлична. И они, как бы оправдывая себя, лукаво говорят: «Ну а как же, есть столько миллионов людей, которые не православные. Что с ними-то тогда будет? Неужели Господь не простит их?» То есть уже за Бога решают, как Вселенная и как история наша закончатся. Но все это очень лукавые рассуждения. Почему лукавые? Человек сам себя оправдывает. Вот, ленится, ничего не хочет делать, над собой работать не хочет, зло изгонять из своей души не хочет, злые свои привычки изменять не хочет, грех ему нравится, грешить ему удобно, и придумывает всякие придумки. А что, а может и на самом деле так? Неужели так уж важна эта Церковь?

И вот то Евангелие, которое мы сейчас слышали, дает нам категорический ответ. Категорический, то есть не имеющий никаких других толкований. Причем этот ответ из уст Самого Господа нашего Иисуса Христа. Значит, если мы христиане, то есть слушаем Христа, мы должны Его послушать. Он рассказал притчу, Иисус Христос. Что такое притча? Это образный рассказ. Даются яркие образы, чтобы мы их запомнили. А за этими образами есть глубочайшее значение. Итак, притча, ну если для детей сказать, похожа, может быть, на какую-то поучительную сказку, поучительный рассказ; если хотите, басню, если сказать на светском языке. Но притча, в отличие от сказки доброй, или поучительного рассказа, или басни, имеет высокий духовный смысл.

Итак, Иисус Христос рассказывает притчу. Один царь женил своего сына. Ну что может быть радостнее для этого царя? И он созывает своих близких на этот брачный пир, радостный пир, к которому он приготовился. А они не идут. Он посылает тогда своих посланников, чтобы они позвали этих его близких людей: друзей царя, родных, наверное, – на этот пир. Они оправдываются: у каждого свои дела, у каждого свои проблемы, им некогда, они не идут. А когда еще раз он посылает своих посланников, те берут, избивают этих посланников, прогоняют их вон, некоторых даже убивают (см. Мф. 22, 1–6).

Конечно, это образ – который мы сейчас слышали – истории Израильского царства, где царь, то есть Бог, призывает людей к Себе, а люди не хотят, не слушают Его.

А слушайте, что дальше в притче происходит. Господь говорит: «И тогда этот царь разгневался и послал своих посланников, и разорил города их – вот этих, которых он звал, – и сожег их огнем. И говорит своим посланникам: «Идите куда угодно, на распутья, на все дороги, и найдите кого угодно и приведите на мой пир». Посланники пошли и так и сделали» (см. Мф. 22, 7–10).

Конечно же, здесь говорится о дальнейшей истории Израиля и о том, что случилось с теми, которые отвергли истинного Бога. И о язычниках, которые раньше Бога не знали, а потом всех их апостолы приводили в Церковь.

Но неужели только о древнем Израиле это говорится? Ни в коем случае. Это не только история древнего Израиля, это наша с вами история. Нас с вами наш Царь – Господь и Бог наш зовет к Себе. Он приготовил для нас самое лучшее – вечную жизнь, блаженство. И эта вечная жизнь начинается сейчас, в Церкви здесь, на земле, потому что Церковь от земли переходит в небесную, она единая. Здесь, на земле, начинается Царство Божие. Здесь мы получаем благодать, здесь мы очищаемся, здесь мы получаем прощение грехов, здесь мы с Самим Богом соединяемся. И эта вечная жизнь – не значит бесконечная. О бесконечной вы поговорите с очень пожилыми людьми. Они вам скажут: «Я уже устал жить. Хоть бы Господь забрал мою душу». Нет, вечная жизнь не предполагает ни болезни, ни слабости, ни каких-либо недостатков человеческих. Вечная жизнь – это совсем другое. Но она едина, Церковь, как лестница от земли на небо. И Церковь, которая сейчас – вот, мы с вами здесь стоим, – и Церковь, которая над нами сейчас на небе, – и вместе с нами и все святые, и Матерь Божия, и Ангелы, и все люди, которые принадлежат Церкви Христовой, – мы все едины, и едины мы с Богом.

Так вот, что же дальше-то происходит в притче? Когда входит царь и доволен, что у него наполнился его дом гостями, и все радуются, и все счастливы – это образ вечной жизни, – он находит человека, который одет в небрачную одежду. А вообще на Востоке был такой порядок: одна одежда для работы, одна для дома, когда сидит человек дома, и одна – когда он идет вот на такие торжества семейные. Даже у самых бедных людей обязательно была такая брачная одежда. Она отличалась не то чтобы богатством, – у богачей-то богатством, наверное, отличалась, а у простых людей – может быть, каким-то узорчиком или каким-то особым покроем.

И вот, смотрите, идет царь, мы слышали в притче, и находит человека, одетого не в брачную одежду. Он говорит ему: «Друг, как ты сюда пришел, одетый в небрачную одежду?» Тот молчит, ему нечего сказать. А это знак неуважения, это знак оскорбления – прийти на брачный пир в небрачной одежде. И тогда вообще происходит, с нашей точки зрения, вот как нам хотелось бы или как нам кажется, несправедливость или жестокость. Царь говорит своим рабам: «Возьмите этого человека, одетого в небрачную одежду и выбросите его в геенну огненную» (см. Мф. 22, 11–13). Геенна огненная – это такая долина рядом с Иерусалимом, куда сбрасывали нечистоты, и они постоянно горели там. Там постоянно огонь был из-за гниения и всего такого, как мусорная свалка, скажем так, вот как у нас сейчас.

Да, так что это такое – вот этот человек, одетый в небрачную одежду? А это, дорогие братья и сестры, вот что. Брачная одежда – это добрые дела, которыми должна быть одета наша душа. Вот, мы члены Церкви, вот сейчас мы здесь стоим, мы фактически пришли на брачный пир к Господу Иисусу Христу, потому что нет ничего выше этого торжества – выше, чем Божественная литургия. А что такое значит брачная одежда? Наши добрые дела. Если мы не делаем добрых дел, мы перед лицом Бога в небрачной одежде. У нас тогда Господь спрашивает: «Почему ты не в брачной одежде?» Вот если бы этот человек ответил, не известно, что было бы дальше. Но он умолчал. Что это значит? Он не покаялся, не рассказал Господу, почему он не в брачной одежде. А у нас есть возможность. Вот мы не имеем добрых дел, чувствуем это. У нас есть исповедь. Не надо умалчивать о своих грехах, сказать о них надо, раскаяться. Чтобы наша одежда из небрачной стала брачной и светлой.

«Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся», – говорит псалмопевец Давид (см. Пс 50, 7). Так и мы, чтобы с нами не случилось такое, как с этим человеком, должны вовремя каяться, не молчать, а говорить о своих грехах. А самое главное – делать добрые дела, то есть ткать себе брачную одежду.

И вот когда Иисус Христос рассказал такую притчу, Он сказал: «Много званных, но мало избранных» (см. Мф. 22, 14). Вот вам, дорогие братья и сестры, и ответ, на каком месте у нас должна быть Церковь Христова, если мы не желаем, чтобы жизнь пропала так, как пропали дома вот этих людей, которые не хотели слышать о пире господина своего. И если мы не желаем, чтобы нас извергли и бросили, как непотребное существо на мусорную свалку, в геенну огненную, то мы должны радоваться и держаться за Церковь Христову, Господа благодарить, спешить на Его брачный пир, который есть молитва и Таинства Церковные, и украшать свою душу добрыми делами – одеждой брачной. Аминь.

10 сентября 2017 года