Приходской листок Троицкого собора, 38 (1007) 2018 г.

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,  но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

(Второе послание к Коринфянам, глава 6, ст. 1-10).

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

(Евангелие от Матфея, глава 25, ст. 14-30)

Слово в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковный новый год начинается 1 сентября старого стиля, что соответствует новому стилю 14 сентября, а это было совсем недавно. Церковный год – это особый год, это год, который посвящен воспоминанию священных событий – событий, которые очень важны для нашей духовной жизни. Церковь в течение года как будто за руку нас ведет по этим священным воспоминаниям, для того чтобы мы получали с вами истинную духовную пищу и, сопереживая священным событиям, сами освящались, улучшались, становились чище, добрее, лучше.

И первым праздником в церковном году, великим праздником двунадесятым является Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Что вполне и естественно, ведь именно с этого события начинается история нашего с вами спасения. Это событие похоже на зарю нашего спасения. Что такое заря? Это когда солнца еще не видно, но лучики солнечные уже озаряют немного небо, и небо становится светлее. И мы уже понимаем, что вслед за зарею взойдет солнце. Так и Рождество Богородицы является зарею пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Мир до пришествия Господа нашего пребывал, реально сказать, во тьме – во тьме неведения истинного Бога. Потому что даже единственный народ, которому была открыта истина о Едином Боге, народ еврейский, и тот потерял понимание благочестия и, выполняя скрупулезно внешние предписания закона Божия, совершенно оставил внутреннее содержание заповедей Божиих, что весьма печально.

Пречистая Дева Мария явилась лучшим плодом человечества. Она родилась в этот мир после глубоких испытаний, которые перенесли Ее родители Иоаким и Анна. Но этот великий дар человечества – Сама Дева Мария – это дар человечества Богу – явился связующим звеном между землей и небом. Она оказалась настолько чистой, настолько достойной, настолько выстраданной, что именно через Нее Господь изволил прийти в этот мир, для того чтобы всех нас с вами спасти.

И вот сегодня мы празднуем зарю нашего спасения, Рождество Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы. Мы прославляем святых Ее родителей Иоакима и Анну, которые в терпении, смирении, благочестии, преданности Богу и верности принесли этот плод всему миру.

Одновременно с этим мы ныне с вами, прославляя Пречистую Деву, просим, чтобы и в наших сердцах заря спасения возгорелась. Потому, увы, что не Бог далеко от нас, Бог рядом с нами, а мы по своему неразумию постоянно себя погружаем во тьму, постоянно падаем в грехи, постоянно окружаем себя мраком своих страстей. И как нам нужна эта заря, заря грядущего солнца! И эта заря – Пречистая и Преблагословенная Дева Мария Богородица. Без Нее нет спасения. Без Нее мы не освободились бы от греха. И именно в сегодняшний день, прославляя Ее Рождество, мы с вами молимся и просим у Нее, чтобы Она наставила наши души на путь спасения, и чтобы мы вслед за Нею, зарею нашего спасения, узрели и Солнце Правды – Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.

20 сентября 2017 года

Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице

(на евангельскую притчу о талантах (Мф. XXV, 14-30))

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Святое Евангелие, слово Божие, настолько вошло в саму жизнь человечества, настолько проникло буквально в сознание людей, вне зависимости от того, знают ли они о Христе, веруют ли они в Него или пока еще не пришли к этому, что порой некоторые понятия из нашей повседневной человеческой жизни даже для нас самих не всегда отождествляются с евангельским повествованием. Ну, например, когда мы говорим, что это «талантливый человек», мы, сами того не подозревая, обращаемся к евангельской притче, рассказанной Господом нашим Иисусом Христом, – притче, повествующей нам о тайнах Царствия Божия, притче, которая учит нас тому, как мы должны применять те способности, которые даны нам Богом.

            На самом деле, говоря о ком-то, что он талант, мы прилагаем к этому выражению то, что только что с вами в храме услышали. Талант – это такая денежная единица в древнем мире, мера серебра, монета. Иисус Христос, желая нам с вами как можно доходчивее объяснить, как мы должны в своей жизни применять те дарования, которые не от нас с вами даже зависят, рассказал очень простую притчу о хозяине, который, отправляясь в некоторое путешествие, оставил своим подчиненным некоторую сумму денег: одному дал пять талантов, другому два, третьему один, – каждому, как говорится в Евангелии, в соответствии с его силами (см. Мф. 25, 14–30).

Дорогие братья и сестры, притча эта изображает нас с вами. Наш Господь призвал нас к жизни. Он дал нам дар жизни, мы родились в этот мир по Его воле. Это первый Его и важнейший талант, данный каждому из нас – дар жизни. Каждому из нас дал Господь и свои способности. Особенно родители это знают, у которых несколько детей: казалось бы, в одном доме воспитываются, фактически из одной кастрюли едят, в одной постели спят, а разные. У одного характер вспыльчивый, у другого отходчивый, один больше любит арифметику, другой больше любит стихи запоминать, одна умеет лучше рисовать, другому нравиться играть на музыкальном инструменте. Откуда это? Откуда это взялось в детях, почему они такие разные? Потому что каждому Господь дал свои способности, каждому Господь дал свой талант.

Что дальше происходит в этой притче? Когда возвращается хозяин, он зовет к себе своих подчиненных и спрашивает у них, как они распорядились теми талантами, которые были им вручены. И оказывается, что тот, кому дали пять талантов, постарался и приумножил это имущество, и еще пять талантов приобрел, стало у него десять, и он докладывает об этом своему господину. Так же поступил тот, у которого было два таланта: он тоже их приумножил, у него стало еще два, итого четыре, и он рассказывает об этом своему господину. Совсем по-другому поступил тот, кому был дан всего-навсего один талант. Он пошел и зарыл этот талант в землю, боясь его потерять, боясь, что вдруг с него спросят и потребуют с него больше, нежели ему дано. И более того, он еще и обвиняет своего господина, который дал ему такое испытание, говорит ему: «Я знаю, что ты господин жестокий, спрашиваешь того, что не давал, хочешь жать там, где не сеял, собирать там, где не расточал» (см. Мф. 25, 24).

Дорогие братья и сестры! Это тоже нас с вами Господь в притче изображает. Как мы распоряжаемся теми дарованиями, которые Он нам дал? На что мы их употребляем? И тут надо обратить внимание на этот момент, с этим одним талантом, который был зарыт в землю, потому что все понятно с теми талантами, которые были приумножены: это значит, что человек свои дарования, данные ему Богом, развил на добрые дела, приобрел новое для себя, то, что останется с ним всегда, – а вот что же тот, кто зарыл талант в землю?

На церковном языке «небом» называется мир духовный, вечный, а «землей» называется мир временный, преходящий. Можно сказать, «небом» называется все высшее, а «землей» очень часто обозначается все низшее. Значит, человек, который свой талант, то есть те способности, которые даны ему Богом, те дарования, которые у него есть, всю силу своей души зарыл в землю, – это что значит на библейском языке? Значит, что вместо святого и духовного, светлого и великого он все силы свои приложил к низкому и материальному, к тому, что сегодня есть, а завтра исчезнет. И получается, что он ничего не приобрел для своей души.

Когда человек, приумноживший свои таланты, в притче докладывает своему господину о том, что он сделал, господин хвалит его и говорит ему: «Вниди в радость господа своего». Это значит, дорогие братья и сестры, что когда мы прилагаем силы своей души для того, чтобы творить добрые дела, для того, чтобы научиться любви, для того, чтобы научиться состраданию, для того, чтобы научиться милосердию, когда мы прилагаем свои знания, таланты, умения, которые у каждого свои, для того, чтобы другим людям послужить, а не себе, когда мы эти силы своей души употребляем для заповедей Божиих, мы получаем радость Господа нашего, мы получаем то, чего никто у нас не отнимет. В другом евангельском повествовании говорится о том, что надо собирать себе сокровище на небе, а не на земле (см. Мф. 6, 19–21). Потому что на земле все мимотекущее, все могут украсть, все может пожар уничтожить, все может разориться, все может измениться. Любое дарование может исчезнуть, красота пропадает, ум исчезает, здоровье заканчивается, богатство расточается, умение исчезает, друзья отворачиваются. Ничего на этой земле мы не сможем для себя сохранить навечно, что не есть вечное. А вечное – это то богатство, которое Господь дает нам собирать в нашей душе: богатство веры, надежды и любви.

Итак, притча, которую мы только что услышали с вами, – притча о талантах, призывает нас все те силы: душевные, духовные, телесные, которые даны нам с вами, употреблять на то, чтобы приумножить духовное богатство наше, которое никто у нас не отнимет.

А что же с этим человеком, который зарыл свой талант в землю, что же с ним дальше происходит в притче? А дальше  в притче господин говорит: «Отнимите у него этот талант, который он зарыл в землю» (см. Мф. 25, 28). Потому что у того, кто ничего не имеет духовно, отнимется и то, что ему кажется, что он имеет. Вот обратим внимание на эти слова: «кажется, что он имеет» (см. Лк. 8, 18). Тот человек, который в жизни гоняется только за материальным, думая, что все счастье только в этом временном мире, в конечном итоге оказывается в глубоком проигрыше. Он стремится к этому, а это ему не дается. Он приобретает какое-то имение, какое-то богатство, относительное, конечно, а потом оказывается, что это никакого счастья ему не приносит. Не приносит ему счастья ни одежда его, ни питание его, ни жилище его, ни его материальные условия, ни его положение – на работе, или в государстве, или в другом месте. Ничто не принесет человеку радости, если он все это делает без Бога в душе своей, если он не ищет самого главного. И то, что ему кажется, что он имеет в этой жизни, когда итог жизни наступает, оказывается оказывается пустотой, ничего не значащей.

Дорогие братья и сестры! Мы сегодня услышали простую и ясную притчу, рассказанную Господом нашим Иисусом Христом, о наших с вами способностях, которые даны нам от Бога. Обратимся ко Спасителю и Господу нашему и попросим у Него, чтобы Он дал нам силы имеющиеся у нас таланты и способности употреблять для того, чтобы возрастать в добрых делах, в милосердии, в сострадании, чтобы учиться нам с вами вере, надежде и любви и приумножать данные от Господа нам таланты, чтобы и нам с вами по окончании короткого отрезка нашей земной жизни услышать от Господа: «Добрый рабе, благий и верный! Верен был в малом, над многими тебя поставлю. Вниди в радость Господа своего». Аминь.

12 сентября 2010 года