Приходской листок Троицкого собора, 39 (1008) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии Недели пред Воздвижением

Видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

(Послание к Галатам, 6 глава, 11-18)

Евангельское чтение на литургии Недели пред Воздвижением

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

(Евангелие от Иоанна, 3 глава, ст. 13-17)


 

Слово в Неделю перед Воздвижением

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Как хорошо бывает, когда мы ощущаем, что мы здоровы! И как бывает нам плохо, когда мы ощущаем в своем теле какую-то болезнь. Как правило, большинство болезней нашего тела определяются различными ядовитыми веществами, которые или нашим же собственным телом вырабатываются, или попадают к нам извне. На медицинском языке такие вещества называются токсинами. Они отравляют наш организм; иногда явным образом, иногда постепенно накапливаясь в нашем организме. Бывают более страшные случаи, когда яд в больших дозах каким-то образом попадает в наш организм, и тогда человек испытывает полное отравление, вплоть до неспособности соображать, двигаться, разумно действовать. Это различные яды и различного происхождения.

В духовной жизни имеется такой же закон, как и в телесной. Существует духовный яд. Причем это не один какой-то яд, это многообразие различных ядов. Этот духовный яд – не что иное, как грех. И грех отравляет нашу душу. Иногда сама душа наша вырабатывает потихоньку этот грех, склоняясь к нему, и тем самым отравляет саму себя. Иногда грех приходит извне и поражает нашу душу. Иногда он настолько в нас проникает и настолько отравляет наше духовное сознание, что мы уже духовно ничего не соображаем, и уже душа наша практически умерла. Мы живем, тело двигается, а душа мертвая.

Господь Иисус Христос пришел в мир, как раз для того, чтобы очистить наши души. Если сравнивать с медициной для тела, о которой я начал говорить сначала, то там еще есть такое известное выражение, называется – детоксикация. Это когда яды удаляются из тела. Порой кровь прогоняют через фильтры, порой ее заменяют частично на донорскую кровь. Порой насыщают тело специальными веществами, которые впитывают яды, чтобы избавить организм от этих ядов.

Такую же духовную детоксикацию принес в мир наш Спаситель Господь Иисус Христос. Он пришел в мир специально для того, чтобы нас исцелить, потому что мы все поголовно заражены грехом. Каждый в той или иной степени, но нет ни одного духовно здорового среди нас человека. Яд греха поражает каждого из нас. Увы, это правда. И самостоятельно очиститься от этого духовного яда греха никто из нас не сможет при всем своем желании. Нам нужен Божественный врач наших душ. И таковой есть. Это Господь наш Иисус Христос.

Это не просто образные примеры, которые я сейчас вам привел. Сам Господь Иисус Христос приводит это сравнение с ядом в отношении наших душ. И мы только что его слышали в Святом Евангелии.

По Уставу Церкви в воскресный день перед праздником Воздвижения – а вы знаете, в среду будет праздник Воздвижения, – положено читать то Евангелие, которое только что здесь было прочтено (Ин. 3, 13–17). В этом Евангелии Иисус Христос сравнивает Себя с медным змием, которого вознес Моисей в пустыне. Хочу напомнить вам, что это за событие.

В книге Чисел повествуется о том, как по повелению Божию пророк Моисей, выведя народ Божий из египетского плена, из рабства, вел его по пустыне к свободе. Много различных происшествий происходило с народом Божиим в пустыне, среди них одно довольно страшное и драматическое. Моисей привел людей в одно место, некую такую лощину, где они расположились. И оказалось, что это место буквально кишело змеями. И эти змеи начали жалить людей, и яд моментально начал действовать. Люди, укушенные змеями, страдали и умирали. Страшное дело! Люди возроптали, сказали Моисею: «Что, мало нам гробов было в Египте, что ты вывел нас сюда, в эту пустыню, умирать здесь от укусов змей?»

Моисей взмолился ко Господу и стал просить Его, чтобы Он избавил народ Свой от этой страшной напасти. И тогда Бог повелел Моисею посреди стана, где стояли они, врыть и укрепить вертикальный столп. И повелел изготовить изображение медного змия и повесить его на этом столпе. И было повешено изображение этого змия на столпе.

Таким образом, дорогие братья и сестры, смотрите, что получилось, – получилось изображение креста. Это, фактически, был прообраз креста. И Бог сказал Моисею: «Всякий, кто воззрит на этого змия, тотчас исцелится». И совершилось чудо: люди, пораженные ядом змей, взирая на это изображение медного змия, тотчас исцелялись (см. Чис. 21, 4–9).

И вот сегодня в Евангелии мы слышали, что Иисус Христос сказал о Себе: «Как змий был вознесен в пустыне, так надлежит вознесену быти и Сыну Человеческому, потому что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы никто из верующих в Него не погиб, но имели бы жизнь вечную» (см. Ин. 3, 14–15).

Это Евангелие читается в преддверии Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня потому, что здесь Сам Христос объясняет, как Он всех нас избавляет от духовного яда греха. Своею смертию на Кресте Он избавляет нас от нашей смерти. И если раньше люди только взирали на это изображение и исцелялись от укуса ядовитых змей, то ныне мы, соединяясь с Самим Господом Иисусом Христом в Таинстве Его Пречистого Тела и Животворящей Крови, исцеляемся от яда греха. И души наши не погибнут, какими бы мы не были грешными. Всех нас Господь спасет, если мы будем иметь веру в Него. Для того ведь Бог и возлюбил мир, чтобы никто из верующих не погиб, но имели бы жизнь вечную.

Слышите, дорогие братья и сестры, какая радость нам! Да, мы духовно заражены грехом. Но у нас есть уникальнейшее лекарство, которое абсолютно точно спасает нашу с вами душу. Это лекарство – вера в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Это лекарство – Сам Христос, с Которым мы соединяемся в Таинстве. Это лекарство изобильно преподает Церковь Христова, которую Сам Господь основал и пребывает в ней во все дни до скончания века. Исцеляет нас Собою Господь.

Готовясь к встрече праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, мы с вами прославляем Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, ведь это Он на Себя взял наши грехи. Если можно образно сказать, вот те укусы ядовитых змей греха, которые кусают наши с вами души, и тот яд, который мы сами вырабатываем в себе своими грехами, – все это на Себя взял Господь. Нашу нечистоту, нашу скверну, наши грехи, наши недостоинства – все вознес на Крест Спаситель и Господь наш Иисус Христос. За нас пострадал, чтобы никто из нас не погиб, но имели бы жизнь вечную.

Прославим Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир и возшедшего на Крест, чтобы мы были избавлены от ядовитых укусов греха и их последствий. Слава Христу, Спасителю нашему, во веки веков! Аминь.

24 сентября 2017 года

Слово в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Перед нами Крест Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

            Сегодняшний праздник имеет свою историю, которая описана в хрониках, когда благочестивая царица Елена решила предпринять попытку найти величайшую христианскую святыню. Дело в том, что после того как Спаситель был распят и Его погребли, три креста, которые стояли на Голгофе, были сброшены в ров. И потом это место было засыпано землею.

            В течение четырех веков языческие власти пытались всячески уничтожить память о Христе. Поэтому на том месте, где была Голгофа, и на местах, связанных с воскресением Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, были построены идольские капища, где возносились жертвы идолам.

            Когда император Константин Великий в IV веке принял христианство, то царица Елена постаралась найти то место, где был распят Господь. И ей с Божьей помощью это удалось. И раскопали, и нашли три креста. Нашли три креста – и не знали, который из них Крест Господень. Патриарх Макарий предложил приложить к этим крестам попеременно усопшего человека, которого несли в погребальной процессии мимо места раскопок. И совершилось чудо. Когда усопшего приложили к Кресту Господню, он воскрес. Это чудо было настолько явным, что все захотели увидеть Крест Христов. А народу собралось уже очень много на эти раскопки. Тогда был сооружен помост, и патриарх вместе с царицей Еленой взошли на этот помост и стали подымать Крест так, чтобы всем людям он был виден на четыре стороны света. И народ взывал: «Господи, помилуй!»

            В воспоминание об этом историческом событии в соборных храмах Церкви Христовой совершается чин Воздвижения Креста Господня, который только что мы с вами совершили. Но это историческое воспоминание имеет высочайшее духовное значение для нас с вами. Так же, как царица Елена предприняла труд и нашла Крест Христов, и его откопали, и очистили от всякой грязи, а то, что было над Крестом – языческие капища, – предварительно было разрушено, так же и нам с вами надо постараться в своей жизни откопать Крест Христов.

            Да, мы с вами все, христиане, запечатлены силой Честнаго и Животворящего Креста. Но как мы храним это сокровище? Храним ли мы в сердце своем Крест Христов? Есть ли в нашем сердце место для Самого Христа? Это духовный вопрос, который подвигает нас к покаянному чувству, потому что мы видим, что мы плохие христиане. И к нам обращается апостол, говоря, что в нас должны быть такие же чувствования, как во Христе Иисусе (см. Флп. 2, 5), а мы таких чувств в своем сердце не находим. Мы не находим в своем сердце любви, не находим в своем сердце самоотвержения, мы не находим в своем сердце усердия, не находим стремления к Богу. Крест, который дан нам в Святом Крещении, воистину мы засыпали грязью и мусором наших грехов, нашей пустой жизни, пустого времяпрепровождения. А еще хуже – мы сверху надстроили языческое капище, служа своим страстям, своим порокам.

            И вот праздник Воздвижения Креста Господня предлагает нам встрепенуться, разрушить то, что мешает нашему спасению, то, что мешает нам видеть Крест Христов. Разрушить наше духовное идолослужение, когда мы поклоняемся собственному эгоизму, своим желаниям и похотям. Откопать, очистить, отмыть от всякой грязи то, что дано нам, то, что свято.

И Святая Церковь дает нам возможность и откопать, и очистить, и отмыть. Только для этого надо духовный труд приложить: усердный труд молитвы, труд покаяния, труд осознания своих грехов. А Церковь нам поможет. Она даст благодать Духа Святаго. Она укрепит нас. И когда мы, таким образом, найдем в себе, в своем сердце Крест Христов, то мы тогда почувствуем, что мы должны делать. Мы почувствуем, как надо любить: не так, чтобы нам кто-то доставлял удовольствие, и нам было хорошо, а так, чтобы нам другому послужить и для другого человека сделать доброе дело. Мы увидим, как хорошо быть христианином, увидим, как хорошо прощать, как хорошо молиться за тех, кто тебя обижает, как хорошо в ответ на злословие отвечать благословением, а в ответ на неправду отвечать правдой, как хорошо утешать себя благодатью Духа Святаго и молитвою.

            Дорогие братья и сестры, перед нами Крест Христов. Поклонимся ему. Мы будем прикладываться к нему, мы будем приклонять колени своего тела, но преклоним перед Крестом и колени нашей души. Испросим у Господа силы, чтобы тот крест, который дан нам во Святом Крещении, воссиял в нашем сердце и освятил жизнь нашу.

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим! Аминь.

26 сентября 2016 года