Приходской листок Троицкого собора, 42 (1011) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам: я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром, и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

(Послание к Галатам, 1 глава, ст. 11-19)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.

(Евангелие от Луки, 6 глава, ст. 31-36)

Слово в праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Когда Господь Иисус Христос создал на земле Свою Святую Церковь, Он не сделал ее таким каким-то особенным учреждением, в котором ничего нового не происходит и ничего не меняется. Наоборот, создав на земле Церковь, Господь открыл ее для всех людей как великую духовную сокровищницу, в которой, с одной стороны, человек для своей души может почерпать изобилие благ духовных, а с другой стороны, та жизнь во Христе, и те нравственные достижения, и те духовные открытия, которые в жизни человека происходят, они в эту духовную сокровищницу вкладываются. Почему? Да потому, что Дух Святой живет в Церкви Христовой. Да потому, что Сам Господь Иисус Христос пребывает в Церкви Христовой.

            Именно поэтому в нашей Церкви Святой Православной есть столько различных праздников, которые связаны с историческими событиями. И эти исторические события имеют духовный смысл не только как воспоминания об истории для научного или какого иного любопытства и не столько для этого, сколько для того, чтобы мы с вами назидались теми сокровищами духовных откровений, которые содержатся в истории Церкви.

            Вот и сегодня мы с вами встречаем праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. И этот праздник имеет свою историческую основу. Он особенно любим у нас на Руси. В греческих церквах его мало знают. Потому что еще до принятия христианства Русью, еще до князя Владимира наши предки по плоти – славянские князья Аскольд и Дир – на своем собственном опыте убедились в силе предстательства и молитв Пречистой Матери Божией. Да так убедились, что это до сих пор осталось в памяти нас, потомков сих князей.

            Аскольд и Дир пошли походом на Константинополь и осадили его. Константинополь был столицей православного мира. У них было довольно хорошо снаряженное войско. У них были еще и союзники, другие язычники, которые жаждали падения Константинополя. Но они не знали, каким оружием еще, кроме обычных вооружений воинских, владеют люди православные. Они не знали об оружии веры. И когда под стенами Константинополя стояли наши предки славяне, желая напасть и разграбить его, жители православные собрались в храме, именуемом Влахернским, и молились о избавлении от напасти и от чужеземного вторжения. Их молитва была усердна.

            И вот тут произошло то событие, которое мы вспоминаем, и которое запечатлено на иконах Покрова Пресвятой Богородицы. Один из молящихся в храме, святой Андрей, поднял вверх свои глаза и увидел то, что обычно не видно человеческому взору. Он увидел, как Матерь Божия вместе со святыми и вместе с теми людьми, которые стояли в храме, коленопреклонно стоит перед Спасителем рода человеческого Господом Иисусом Христом и вместе со всеми молящимися молится о том же, о чем и они, – о избавлении Константинополя от разорения. Не один блаженный Андрей видел это. Он у своего ученика Епифания спрашивает: «Видишь ли ты, что вижу я?» «Вижу, отче, и ужасаюся», – отвечал тот. Но для большинства людей этот мир духовный был скрыт. Они этого не видели. А далее святый Андрей увидел, как Господь благословил Матерь Божию, и Она, вставши с колен, сняла со Своей пречистой главы покров и распростерла его, как молнию огненную, над всеми, кто находился в храме Божием. Это то, что видел блаженный Андрей.

            А Аскольд и Дир увидели видение Огненной Жены и увидели молнии, которые стали поражать их войска, и в непонятном для них самих ужасе отступили от священного города. И этот священный ужас они запомнили. Запомнили силу предстательства и защиты Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы.

            Такое историческое событие. И оно в нашей сокровищнице Церкви теперь нас назидает, как и нам с вами в минуты тревоги и опасности, когда нам кажется, что мы побеждаемы бываем различными обстоятельствами, или своими грехами, или своими страстями, или какими-нибудь бедами, или какими-нибудь болезнями, надо обратиться к Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице, воззвать к Ней, чтобы Она простерла над нами Свой Божественный покров и защитила нас от всякого зла – так, как когда-то Она защитила людей города Константинополя, молившихся во Влахернской церкви.

            Дорогие братья и сестры, услышим призыв Святой Церкви Православной к молитвам Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице. Возложим на Нее свою надежду и упования. Возопиим Ей: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором! Аминь.

Слово на евангельское чтение Недели 19-й по Пятидесятнице (Лк. VI, 31-36)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Быть христианином – это значит в своей жизни руководствоваться тем учением, которое принес в мир Спаситель и Господь наш Иисус Христос.

Что значит руководствоваться? Это значит жить так, как заповедал Христос. Что значит жить? Ведь жизнь наша определяется не только и не столько внешними поступками, но и тем, что у нас с вами внутри. Закон Христов отличается от закона мира, в котором мы живем. И вот в этом главная сложность того, как нам быть настоящими христианами. И пока мы не преодолеем эту сложность, мы не сможем быть действительно христианами. А в чем сложность заключается? Сложность заключается в том, что Господь дает нам одну единственную заповедь, но эта заповедь, если вдуматься в нее, прочувствовать ее, может показаться нам настолько высока, что мы подумаем, что она для нас невыполнима. Это заповедь о любви друг к другу. Казалось бы, чего проще – любить? Ну да, и каждому из нас приходилось в жизни испытывать это чувство в той или иной мере. Особенно легко любить тех, кто нас любит.

Вот в детстве, если мама нас любила, как легко ее любить в ответ! Хотя, когда проходит время, и мама стареет, и надо заботиться о ней, за ней ухаживать, может быть, как-то уже реагировать на ее старческие странности, иметь какое-то терпение к ее болезням, уже немножко как-то у нас любовь вдруг ослабевает. Но все равно мы преодолеваем себя, стараемся. Да, в ответ на любовь легко любить.

Легко любить супругам друг друга, когда один и другой любят. А если вдруг один из супругов не такой, как тебе казалось сначала? Если он тебя раздражает, или она тебя раздражает, куда потихоньку уходит то чувство, которое мы называем любовью?

Легко любить детей, особенно пока они совсем маленькие, такие милые, хорошие, послушные, в ответ тоже к тебе ластятся. А что потом наступает, когда они становятся немного другими? Дерзят, не слушают, раздражают, огорчают. Что с нашей любовью тогда происходит?

Легко любить соседа, когда этот сосед тебе улыбается, приветствует, хорошо с тобой разговаривает. А вдруг этот сосед – пьяница и дебошир, и плюет к тебе, и безобразничает, и гадит на лестничной площадке? Куда наша любовь тогда девается?

Да, легко любить в ответ на чью-то любовь. Но Христос говорит совсем о другом. О чем же другом? Нужно понять, насколько это другое: и свойства той любви, о которой говорит Господь, другие, и любовь не такая, как я сейчас вам сказал – когда мы в ответ на чью-то любовь любим кого-то, – а эта любовь такая, какою Он Сам нас любит.

Давайте вспомним, как мы по-настоящему начали веровать, когда мы пришли к вере реально и почувствовали себя верующими. По-настоящему мы почувствовали себя верующими тогда, когда в своем сердце мы ощутили необходимость измениться, покаяться. Вспомните, именно с этих слов начал проповедь Иоанн Креститель, и с этих же слов начал Свою проповедь и Господь Иисус Христос. С призыва к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие» (см. Мф. 4, 17).

А что значит покаяться? Покаяться – значит увидеть свои недостатки, свои грехи. И мы к вере пришли когда, то мы увидели свои грехи. Увидели, какие мы недостойные, какие мы плохие, сколько безобразий мы делали, сколько нечистоты у нас в нашем сердце, в наших поступках, в наших словах, в нашей жизни. Увидели, и что мы стали тогда делать? Мы стали у Бога просить прощения. Просить у Бога прощения. Отсюда главная молитва, которую мы слышим в храме, и молимся, и говорим: «Господи, помилуй».

Смотрите, мы что у Господа просим? Милости. Мы не просим у Господа и не говорим Ему: «Господи, воздай нам. Что мы заработали, то нам и дай». Мы не взываем: «Господи, Ты справедлив. Сделай нам по справедливости». – Куда там! Что будет с нами, если мы попросим по справедливости? Что будет с нами, если мы воззовем к справедливости Божией? Нет, мы не справедливости просим у Бога. Мы просим у Бога милости. Мы понимаем свою вину перед Богом, понимаем свое недостоинство и просим чего? Чтобы Он нас простил. И вот когда мы начинаем об этом просить, вот тогда уже мы становимся по-настоящему верующими в Бога. Мы знаем, что нам у Него можно просить. Никто другой, кроме Бога, не может нам дать этого прощения так, чтобы душа наша очистилась.

А теперь давайте посмотрим на самих себя. О чем сегодня мы с вами слышали только что в Евангелии? В Евангелии как раз Господь Иисус Христос, обращаясь к нам, пошедшим за Ним и назвавшим себя христианами, говорит, чтобы мы, которые просим у Него милости, сами были милостивыми, и чтобы мы научились любить не тех, которые нас любят. Это все умеют делать. Самые закоренелые грешники, и неверующие, и безбожники любят тех, которые их любят.

А сегодня слышали, что Господь сказал, в Евангелии было прочитано? (Лк. 6, 31–36) Оказывается, нам надо любить тех, кто нас ненавидит. Да как же это возможно? Оказывается, нам надо делать добро тем, от кого мы не надеемся получить назад, чтобы и нам в ответ кто-то сделал добро. Да как это возможно? Это против законов нынешнего мира. Но это единственный закон Христов. И нет другого пути быть христианином, кроме как учиться прощать обиды, учиться любить тех, кто нас не любит, учиться делать добро тем, кто нам делает зло. Вот только тогда мы и станем христианами. Потому что и Христос пришел не воздать в ответ на нашу любовь. Да разве мы любим по-настоящему Бога? Мы ведь даже друг друга не умеем любить. Нет. Господь пришел нам подарить Свою любовь, хотя мы не умеем любить. Господь пришел подарить нам Свое милосердие, хотя мы с вами не милосердны. Господь пришел сотворить не справедливость на этой земле, но дать нам с вами милость.

Вот Господь и говорит. Он обращает наш эгоизм, как-то переворачивает его. Я бы сказал, эгоизм – это когда человек на голове стоит, все думает только: «Я! Я! Мне! Мне!» – Бог переворачивает в нас наш эгоизм с головы на ноги. Он ставит во главу угла совсем другое. Он говорит: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Понимаете? Не так, как этот человек заслуживает, не так, как мы думаем ему воздать по справедливости, нет. Так, как мы хотим, чтобы с нами поступали, вот как.

А мы-то чего хотим? Мы хотим, чтоб нас любили. Мы хотим, чтоб нас прощали все. Мы хотим, чтоб нам помогали. Мы хотим, чтобы с нами были добрыми. Этого мы хотим. Дай нам это. Мы хотим. А Господь говорит: «Нет, вы сделайте другим то, что вы хотите, чтобы сделали вам. Вы любите. Вы прощайте. Вы молитесь. Вы будьте сострадательными. Вы помогайте. Вы поддерживайте. Вот тогда вы будете детьми Отца Всевышнего, – говорит Господь, – Который милосерд и благ и на грешников, и на безблагодатных. Всем Господь дает Свой солнечный свет, на всех посылает все блага земные, которые есть». Бог милосерд, и нас призывает быть милосердными.

Как это нам трудно понять... Читаем книги, изучаем Писание, ищем назидания, ищем каких-то особых откровений: кто бы нам сказал, как жить, как поступать, – и не слышим, что говорит нам Сам Господь. Чего проще! Учить ничего не надо. Во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, вы поступайте с ними так. Смотрите, причем не сказал Господь: «О, и тогда в ответ тоже будут вас любить»; не сказал Господь: «И вам в ответ будут помогать»; не сказал Господь: «И вам в ответ всякие добрые дела будут делать». Ничего Он этого нам не обещал. Отнюдь, потому что и Сам-то Он, когда пришел в мир, ничего этого не получил. Но если мы назвали себя христианами, если мы надели крест, если мы Христовы и желаем идти за Ним, быть детьми Божиими, то нет у нас другого пути и нет другой возможности. А Сам Господь даст нам сил, если мы будем просить у Него. Даст нам сил любить наших врагов. Даст нам сил делать добрые дела тем, кто нам делает злые дела. Даст нам сил молиться за тех, кто нас проклинает. Даст нам Господь на это сил, и тогда мы будем Христовы.

Обратимся же в своих сердцах ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Который открыл нам путь нашего спасения, и попросим у Него, чтобы Он благословил нас в этой жизни во всем поступать с другими людьми точно так, как и мы желаем, чтобы поступали с нами. Аминь.

15 октября 2017 года