Приходской листок Троицкого собора, 43 (1012) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

(Послание к Галатам, 2 глава, ст. 16-20)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел, и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

(Евангелие от Луки, 7 глава, ст. 11-16)

Слово в праздник Иерусалимской иконы Божией Матери

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне мы с вами прославляем Пречистую и Преблагословенную Деву Марию Богородицу за те чудеса и милости, которые Она изливает, не только на землю Подольскую, но и на весь мир. Но, поскольку мы подольчане, нам важно то, что близко нам, то, что рядом с нами. И мы знаем, как этот праздник, наш подольский праздник, установлен в честь и память того благословения Матери Божией, которое совершилось в XIX веке, когда по Ее молитвам и предстательству город Подольск был избавлен от страшной эпидемии холеры, которая миновала наш город.

И ныне мы, вспоминая это событие, конечно же, молимся о том, чтобы наши души миновала страшная эпидемия греха, и просим у Пречистой Ее заступления о нас, грешных.

Именование иконы Божией Матери, которая прославилась в городе Подольске, «Иерусалимская» возносит наши мысли к тому священному городу, в котором Господь Иисус Христос принес Свою жертву за грехи всех нас.

Иерусалим имел особое значение в древнем мире, потому что это был единственный город, который был посвящен истинному Богу. Это был единственный город, в котором находился единственный храм на всей земле, где люди поклонялись и приносили жертвы единому истинному Богу. Поэтому сей город именовался священным до пришествия в мир Господа Иисуса Христа.

Когда Господь Иисус Христос пришел в мир, Он открывал людям ту великую истину, что святость не в камнях, что святость не в местоположении, и Царство Божие не привязано к какому-то одному географическому месту. Он говорил о том, что Царство Божие внутри каждого человека может открыться (см. Лк. 17, 21). Что Он, Господь, пришел в мир, чтобы быть для нас с вами Царем нашей жизни. Не внешне нас заставить быть добрыми, потому что это невозможно, не насильно нас спасти, и исправить, и изменить, потому что это невозможно, но открыть нам дверь к тому, чтобы мы сами приняли Его в свою жизнь, и чтобы Он стал для нас истинным Царем, а наше сердце стало бы престолом для Него. И тогда наша жизнь будет посвящена Ему, как был посвящен Богу город Иерусалим.

Поэтому Иоанн Богослов, которому было откровение о будущем мира сего, говорит о горнем, вышнем Иерусалиме, Новом Иерусалиме, не том старом, который был в свое время разрушен в 70-м году по Рождестве Христовом до основания, а потом был восстановлен благочестивыми Константином и Еленой. Нет, не об этих камнях пророчествует Иоанн Богослов. Он пророчествует о новом небе, о новой земле и о Новом Иерусалиме, которому мы с вами все по названию своему христианскому граждане. Мы с вами граждане Нового Иерусалима. Вот ведь что удивительно, что нам не надо забывать! И для нас, граждан Нового Иерусалима, Царем нашей жизни является Господь Иисус Христос.

Но быть гражданами – значит жить по тем законам, которые действуют. А действуем ли мы по законам Горнего Небесного Иерусалима? Там же единственный закон, самый важный, но он обязательный для всех. Там закон любви, которую принес в мир Спаситель Господь Иисус Христос. Там радость необыкновенная, потому что нет выше радости, чем пребывать в любви Божией.

А мы так вот на себя посмотрим и скажем: «Какие же мы граждане Нового Иерусалима? Разве мы живем по закону любви? Разве этот закон царствует в нашем сердце?» И тогда нам может стать очень прискорбно, и грустно, и уныло. Но, дорогие братья и сестры, в том и величайшая мудрость Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Который основал на земле Свою Церковь: зная нашу слабость, Он дает нам Ту, Которая является Дверью в Горний Иерусалим. Он дает нам Ту, Которая возводит нас от земли на небо, дает нам Ту, Которая умоляет Праведного Судию о нашем прощении, дает нам Ту, Которая Своею любовью возжигает наше холодное сердце и Своею верою воспламеняет нашу бесплодную душу, – Пречистую и Преблагословенную Деву Марию Богородицу дает нам Господь.

И именование иконы сей «Иерусалимская» имеет не только историческое название, ибо история этой иконы из града Иерусалима происходит. Но для нас важно это наименование тем, что она приводит нас с вами от наших земных сует и от наших грехов к законам Горнего Иерусалима. Она приводит нас ко спасению. Она спасет нас. Она ведет нас, как добрая мама ребенка за руку ведет. А кто не может идти, спотыкается, ножками плохо семенит, – на руки берет и несет. Так и нас с вами Матерь Божия буквально несет ко спасению.

Сейчас, вспоминая о тех милостях, которые Матерь Божия изливала и изливает на землю Подольскую, мы совершим крестный ход. И сие символическое наше хождение будет нашей молитвой, чтобы Матерь Божия привела нас ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу; чтобы Она привела нас в Вечный Горний Небесный Иерусалим, который является нашей с вами духовной родиной; чтобы Она помогла нам избавиться от всех наших болезней, эпидемий и заболеваний, как телесных, так и духовных.

Совершим же сие молебное пение с торжеством, и благодарностью, и надеждой на Матерь Божию, зная, что Она обязательно спасет нас, если мы доверим Ей это величайшее дело – спасение нашей души.

Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

25 октября 2017 года

Слово на евангельское чтение о воскрешении сына наинской вдовы (Лк. VII, 11–16)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христианские добродетели именуются в Священном Писании для того, чтобы мы знали, к какому духовному внутреннему состоянию мы должны стремиться. Их три, этих добродетелей: вера, надежда и любовь. Они все взаимосвязаны между собою.

Сегодня Святая Церковь обращает наше внимание на надежду – надежду, которая должна быть в сердцах наших. И то Евангелие, которое мы только что слышали, показывает нам, на кого в жизни мы должны надеяться и кто единственно может быть опорой в нашей жизни. Это очень важно понимать. Опора, основа, фундамент – то, на чем можно строить свою жизнь. И повествование о чуде раскрывает для нас с вами важнейшую истину, истину о том, что опорой нашей жизни может быть только Господь Иисус Христос.

Евангельское повествование краткое, но яркое. Иисус Христос подходит к городу Наину и видит погребальную процессию. Несут умершего юношу. Этот юноша, оказывается, был единственным сыном у женщины, которая сама была вдовой. И безутешно плачет эта вдова, потому что она потеряла опору в своей жизни (см. Лк. 7, 11–12).

Обратим внимание на два обстоятельства: сын единственный и женщина вдова. В древнем мире женщина самостоятельно не могла прожить. Если бы были другие дети, ей было бы еще на кого надеяться. Если бы был муж, был бы человек, который мог бы о ней позаботиться, ее обеспечить. Все потеряно. Ничего нет. Вот она безутешно и плачет.

Дорогие братья и сестры, вот это жизненное обстоятельство, которое описывается в сегодняшнем евангельском чтении, может быть, некоторым из нас тоже приходилось переживать, когда кажется, что в жизни все пропало, что ничего уже не изменить, что все погибло, что ничего хорошего уже нас в жизни не ждет. И тогда накатывает на душу отчаяние.

Слово отчаяние славянское. «Чаем воскресение мертвых», – поем мы в Символе веры. Чаем, то есть ожидаем, – ожидаем, надеемся на воскресение мертвых. А отчаяние – это уже когда человек ничего не ожидает. Но вот это состояние отчаяния Святая Церковь именует грехом. Почему? Потому что в момент отчаяния человек ослепляется. Он не видит того, что рядом с ним. А рядом с ним Христос. И Христос ожидает от нас обращения нашего к Нему, потому что именно Он в любой ситуации нас с вами может спасти. Когда к нам приходит отчаяние, у нас помрачается разум. Мы забываем о всесилии Бога.

Вот эта женщина-вдова тоже безутешно плакала в полном отчаянии. Все, ничего хорошего у нее не будет. А Господь подходит к ней и говорит ей: «Не плачь» (см. Лк. 7, 13). Такое краткое обращение: не плачь. Немного противоречит словам Иисуса Христа, которые Он сказал в Нагорной проповеди: «Блажени плачущие, ибо тии утешатся» (см. Мф. 5, 4). Там Он называет плачущих блаженными, а здесь этой женщине говорит: «Не плачь». Почему так? Потому что когда Господь говорил о плачущих, Он имел в виду, когда человек оплакивает свои грехи, свои недостатки, кается в них, видит свою виновность перед Богом. Вот эти блаженны слезы, когда мы видим свое недостоинство, и свою скверну, и свою нечистоту. Утешит Господь тех, кто плачет о своих грехах, простит им их грехи.

А здесь почему Господь говорит этой женщине: «Не плачь»? Потому что это был плачь отчаяния. Не о своих грехах женщина плакала. А плакала о том, что, как ей казалось, она потеряла опору в жизни. И действительно потеряла, если ее надежды было только на сына.

Мы слышим очень часто, когда на литургии находимся и молимся внимательно, слова из псалма в антифоне первом Божественной литургии: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже нет спасения». Это о чем слова? Это когда мы полагаем свою надежду только на людей, на жизненные обстоятельства, на жизненные условия, может быть, даже на помощь родных, или близких, или друзей. Когда мы всю надежду только вот на это полагаем, мы с вами очень легко можем оказаться без опоры. Потому что мир изменчив. Вчерашние друзья, проходит время, и тебя могут не узнавать. Жизненные обстоятельства, которые благоприятствуют тебе, могут совершенно измениться на противоположные. Человеческие усилия и способности, которые поначалу, кажется, дают человеку какой-то жизненный рост и опору в жизни, могут ослабеть или оказаться невостребованными.

Господь Иисус Христос говорит этой женщине: «Не плачь». И вместе с нею Он говорит и нам. Чтобы мы увидели, что Он перед нами, потому что Он всесилен вывести нас из любого жизненного тупика. Вот и здесь Он реально показывает и этой женщине, и Своим ученикам, и всем тем, кто были участниками этой похоронной процессии, – протягивает руку, берет умершего ношу за руку и говорит: «Юноша, тебе говорю – встань». И совершается чудо. Мертвец оживает. Умерший воскресает. Все изменяется в один момент, в одну секунду. Все, что, казалось этой женщине, было потеряно, оборачивается совсем по-другому (см. Лк. 7, 14–16).

Почему? Потому что Сам Бог вмешивается в ее судьбу. Вот Он может все изменить. Он может все исправить. То, что человеку не под силу, Богу всегда под силу. Вот это и есть добродетель христианская – надежда. Всегда помнить о Боге и никогда не отчаиваться. Но всегда, как бы ни было нам больно, трудно, тяжело, скорбно, мы должны обращаться к Богу. Он знает все о нас. Он видит и наши немощи, и наши грехи. Он видит и наши скорби, но Он единственный, кто знает, как можно нас с вами спасти. И как Он протянул руку умершему юноше и восставил его от смерти, так и наши души, отчаянные, порой унывающие, порой забывающие о спасительной руке Божией, Он силен восставить от греха, духовной смерти и от любой сложнейшей жизненной ситуации.

Какой же урок, дорогие братья и сестры, мы с вами извлечем из нынешнего слышания Слова Божия, Святого Евангелия? Он очень простой. Будем просить у Спасителя мира, чтобы нам никогда не отчаиваться. И чем тяжелее нам, тем усерднее будем взывать ко Господу, просить у Него помощи, на Него возлагать нашу надежду, на Него возлагать наши упования. И даже если нам по-человечески кажется, что нам никто не поможет, надо помнить: Бог поможет нам, Бог не оставит нас, Бог не отвернется от нас. Только нам надо от Него не отворачиваться. Нам надо надеяться на Него. Будем же просить этой христианской надежды, величайшей добродетели, чтобы она, как якорь спасительный, держала нас среди бури житейского моря. Будем уповать на Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.

22 октября 2017 года