Приходской листок Троицкого собора, 44 (1013) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов. Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

(Послание к Галатам, 6 глава, ст. 11-18)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. А иное упало на камень, и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. А иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю, и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие. А упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол, и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают. А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются, и не приносят плода. А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце, и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

(Евангелие от Луки, 8 глава, ст. 5-15)

Слово на евангельскую притчу о сеятеле (Лк. VIII, 5-15)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Нашу веру мы часто также называем словом «религия». Это слово латинское, и оно в переводе означает связь или союз. То есть вера – это связь. Кого? Человека. С кем? С Богом. Отсюда и название – религия. И смысл нашей веры – жить вместе с Богом. И жизнь эта с Богом наша, она совместная. Бог обращается к нам, а мы, люди, отвечаем Богу. Если бы Бог к нам не обратился, мы бы о Нем не знали. Если бы Бог не пришел для нашего спасения, то мы бы не спаслись. Но если мы и в ответ на Божий призыв отвернемся от Него, то спасения не будет. Если мы не услышим, как Он нас зовет, и не пойдем за Ним, то и жизни вечной для нас не будет. Если Он руку нам простирает, а мы видеть не желаем эту руку, прикасаться к ней не желаем, не ухватываемся за нее, то как мы тогда спасемся?

Итак, вера – это наше совместное с Богом делание, делание нашего спасения. И об этом очень образно Сам Иисус Христос рассказывает. Христос часто в Своей проповеди применяет притчи, образные рассказы, где, описывая повседневную жизнь человека, Он раскрывает духовное содержание веры. Так, сейчас только что мы с вами в Евангелии слышали притчу, которую рассказал Иисус Христос (Лк. 8, 5–15). Это притча о сеятеле. Ее Сам Христос рассказал и Сам же объяснил, что это значит. Поэтому притча очень легка в понимании, назидательна.

Предварительно, конечно, хочу напомнить вам, что, хотя мы все сейчас здесь жители городские, но труд земледельца – один из наиболее благодатных и благодарных, ибо земледельцы кормят людей, они хлеб выращивают. Но чтобы вырастить этот хлеб, нужно приложить много труда. Вот так и хлеб жизни нашей – вера, наше спасение трудом человеческим и Божеским совместно совершается.

Итак, Иисус Христос описывает труд земледельца-сеятеля. И говорит: «Вышел сеятель сеять семя свое». Далее Христос поясняет, что сеятель – это Сам Бог, а семя – это слово Божие, которое Бог посылает в мир. А куда семя дальше падает? Семя падает на землю. А земля, которая воспринимает это семя – это мы с вами, которые слышим слово Божие.

И Христос говорит в притче Своей: «Одно семя упало при дороге. И птицы налетели и поклевали его. И оно не дало никакого плода». Далее Господь объяснит и скажет, что семя, которое упало при дороге и которое не дало плода, потому что его птицы поклевали, – это означает тех людей, которые слышат слово Божие, но приходит диавол и крадет из их сердец это слово Божие.

Действительно, обратимся к жизни. Сейчас полная возможность. Мы книги можем священные покупать. Никто нам не запрещает проповедовать. Мы по радио или даже по телевидению можем видеть духовные передачи на церковные темы, бывают даже трансляции богослужений. В том же интернете множество есть хороших православных сайтов. Но много ли человек обращает на это внимания? Получается так, что слово-то Божие сеется, а человек слушает диавола, ему интереснее другое: не про любовь, а про ненависть; не про чистоту, а про разврат; не про правду, а про злобу; не про жизнь с Богом, а жизнь для самого себя, для самолюбия своего и эгоизма. Вроде бы и слышал человек о Боге, но это ему сейчас не нужно. «В другой раз Тебя послушаю», – говорит такой человек. Диавол похищает из его сердца слово о Боге. И плода тогда душа человеческая не дает.

А что делает земледелец, когда он сеет семя, а птицы налетают и клюют? Он отгоняет; находит разные способы отогнать этих птиц, чтобы семя сохранилось. И у нас есть способ отгонять диавола, отгонять диавола от наших душ, чтобы он не похищал слово из душ наших. Это в первую очередь молитва – молитва Церкви Святой. Сами мы, рассеянные, не можем сосредоточиться, чтобы в наших сердцах слово Божие корни пустило. Но ведь Церковь есть, Таинства благодатные. Они могут нам помочь. Они могут укрепить нас так, чтобы семя – слово Божие – сохранилось в наших сердцах.

Значит, первый вывод из этой притчи какой мы делаем? Чтобы враг рода человеческого не похитил из нашего сердца слова Божия, мы должны заручиться защитой Святой Церкви, защитой, силой молитв всех святых, и Ангелов, и Архангелов, и Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы, и силою Таинств церковных. Вот когда мы под оградой церковной, тогда наша душа охраняется от прилогов вражиих.

Дальше Господь рассказывает притчу. «А другое семя, – говорит Спаситель, – упало на каменистую почву и не смогло сквозь камни корни пустить. И когда взошло солнце, как всходы не имели корня, то они быстро засохли». И далее Сам же Господь объясняет. Вот эта вот каменистая почва – это те люди, которые сначала с удовольствием слушают слово Божие, и веру принимают, и начинают веровать, но в свою душу глубоко эту веру не укореняют. И как только случаются какие-то испытания, или скорби, или искушения, они легко отпадают от веры, потому что сердце у них каменное, почва души каменистая.

Так вот, если приложить нам к самим себе эти слова, разве мы не видим часто, что наше сердце каменное? Каменное на молитву, каменное на любовь, каменное на дела милосердия и помощь ближним. Черствое, каменное наше сердце. Не дает слово Божие корня в этом камне нашей души.

Что делают люди, которые занимаются сельским хозяйством, когда почва каменная? Да, берут кирку, лопату, и давай эти камни выкорчевывать, разбивать их, выбрасывать, просеивать землю, культивировать ее, чтобы она была доброй, не каменной. Вот нам образ, что мы должны делать со своим каменным сердцем.

Что может разбить наше каменное сердце и умягчить его? Конечно же, покаяние. Конечно же, осознание своих грехов. Конечно же, обращение к Таинствам церковным, наипаче же великому Таинству Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя и Бога нашего.

Трудясь в покаянии, порой ведь как – люди до мозолей кровавых выкорчевывают камни. Умудряются люди в очень гористых местностях, где и почвы-то нет никакой толком, выращивать прекрасные урожаи. Но какой труд они для этого совершают! Вот так и нам надо много трудиться над своей душой, над своей каменной душой, чтобы она стала доброй, восприимчивой к слову Божию, чтобы слово Божие корень пустило в нашем сердце. Вот такое действие предлагает нам Церковь – исправить свою каменистую почву.

И дальше Господь рассказывает притчу. «А еще, – говорит Спаситель, – семена упали и дали всход. А через какое-то время взошли и тернии, сорняки. И это терние взошло и заглушило хорошие всходы, и они погибли».

Что это означает? Сам Господь объясняет. Это означает тех людей, которые принимают слово Божие и начинают веровать. Но суета мира, повседневная жизнь – тернии – заглушают доброе слово, и человек за этой суетой забывает путь своей жизни. И за мелочами разными; вот как мы говорим: «Грешны во всем. Не знаем, как перечислить», как будто ком какого-то песка – а на самом деле это ворох этих сорняков. Что с сорняками делают? Конечно, пропалывают, выбрасывают их, вырывают. Причем некоторые сорняки имеют огромные длинные корни. Мало только сорвать листики, надо еще конец выкопать. Опять же, о чем идет речь? О покаянии. О том, как мы должны из нашей души сорную траву наших грехов выпалывать, пропалывать нещадно, чтобы эти грехи не заглушали то доброе, которое есть у нас, то святое, что живет в нас и дает свои плоды. Опять же, Церковь нам в этом помощник. Она помогает нам очищать свою душу от этих сорняков.

Ну и далее Господь говорит: «А иное семя попало на добрую землю и дало прекрасный плод». Так Он говорит о тех людях, которые всем сердцем приемлют слово Божие и живут по этому слову Божию.

Такую притчу, дорогие братья и сестры, сейчас только что мы с вами услышали в Святом Евангелии. Она учит нас и одновременно призывает потрудиться. Над чем потрудиться? Над своей собственной душой. Божественный Сеятель, Спаситель мира Господь Иисус Христос, Сам являющийся Словом Божиим, пришел к нам и все сделал для нашего спасения. Он открывает Свои объятия, Он зовет нас ко спасению. Он изобильно сеет благодать спасительную всем людям. Нам надо измениться самим, изменить состояние своей души; прогнать от себя врага рода человеческого, чтоб он не крал слово Божие; разбить окаменевшее наше сердце, чтобы оно было мягким и удобоприемлемым для Господа; вырвать тернии наших прегрешений, чтобы мы были воистину землей доброй и дали в своей жизни добрый и спасительный плод.

Об этом и помолимся ныне Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Ему же слава во веки веков. Аминь.

29 октября 2017 года