Приходской листок Троицкого собора, 45 (1014) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которую возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

(Послание к Ефесянам, 2 глава, ст. 4-10)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: "отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем". Но Авраам сказал: "чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят". Тогда сказал он: "так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения" Авраам сказал ему: "у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их". Он же сказал: "нет, отче Аврааме; но, если кто из мертвых придет к ним, покаются". Тогда Авраам сказал ему: "если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят".

(Евангелие от Луки, 16 глава, ст. 19-31)

Преподобноисповедница Матрона (Власова)

Память 25 октября (7 ноября)

            В миру Матрона Григорьевна Власова, родилась в 1889 году в селе Пузо (Страхово-Пуза, ныне село Суворово) Нижегородской губернии, в крестьянской семье. Шести лет от роду она осталась сиротой и была отдана на воспитание в Серафимо-Дивеевский монастырь. У девочки обнаружились способности к рисованию, и живопись стала её послушанием. Так в послушании и молитве инокиня Матрона прожила в обители до самого её закрытия в 1927 году. Инокиня Матрона вместе с тремя дивеевскими сёстрами поселилась в селе Кузятове Ардатовского района. Сестры прислуживали в церкви, зарабатывали рукоделием, вели жизнь тихую и мирную, но и это вызывало недовольство местной власти. Их арестовали в апреле 1933 года по обвинению в антисоветской агитации. 21 мая 1933 года инокиня Матрона была приговорена к трём годам заключения в Дмитровском лагере Московской области. После отбытия срока заключения она устроилась при церкви в селе Веригине Горьковской области и исполняла обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма. 10 ноября 1937 года матушку арестовали во второй раз, обвинили в принадлежности к «контрреволюционной церковно-фашистской организации» и приговорили к десяти годам заключения в Карлаг, где она работала в больнице уборщицей. Начальство отмечало её добросовестную работу и скромное поведение. После освобождения инокиня Матрона поселилась в селе Выездном близ Арзамаса. Главным занятием её по-прежнему было служение в церкви. 19 октября 1949 года инокиню Матрону вновь арестовали по материалам старого дела 1937 года. Ее обвинили в проведении «вражеской работы», пытались заставить оговорить священника церкви села Веригина. Но усилия следователей ни к чему не привели.

            В деле даже имеется справка о том, что «лиц, скомпрометированных показаниями арестованной Власовой М. Г., в следственном деле не имеется». Матушку отправили в ссылку в село Каменка Луговского района Джамбульской области Казахской ССР. Её брат Андрей в 1954 году написал ходатайство о помиловании сестры. Последние годы жизни инокиня Матрона проживала у брата в родном селе Пузо. Односельчане вспоминают, что матушка была очень смиренной, тихого нрава. Большую часть дня она молилась. Храм был закрыт, и службы дивеевскими сестрами «правились» по домам, несмотря на многие запреты и преследования. Инокиня Матрона мирно скончалась 7 ноября 1963 года. Её похоронили слева от могил мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских. 6 октября 2001 года решением Священного Синода была причислена к лику святых. Мощи преподобноисповедницы Матроны были обретены 5 сентября 2007 года, после чего были положены в домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины Серафимо-Дивеевского монастыря.

Слово на евангельскую притчу о богаче и Лазаре (Лк. XVI, 19-31)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Есть очень серьезная опасность для нас, верующих людей, – опасность привыкания к словам Священного Писания, опасность такого привыкания к призывам Церкви Христовой, чтобы мы шли по жизни своей за Господом Иисусом Христом, что мы перестаем обращать внимание на внутренний смысл этих слов. Это не то привыкание, когда человек, который старается упражняться в молитве, прилагает к этому всю свою душу, и молитва становится для него буквально вторым дыханием, его второй жизнью. Нет. Это такое привыкание, когда мы слышим святые слова, слышим призыв Божий, а мысли у нас при этом свои. Это для нас как будто какой-то звуковой фон, на который душа наша уже не реагирует. Мы головой благочестиво киваем, но к себе это не соотносим. И вот такое привыкание наше к священным призывам Церкви очень опасно для нашей души, потому что наша душа может стать нечувствительной: нечувствительной к Слову Божию, нечувствительной к молитве, а соответственно нечувствительной к духовной жизни. Есть такая у нас беда.

Когда мы молимся механически, то вот, рукой машем, крестное знамение совершаем, а при этом думаем о чем-то совершенно постороннем. В храме Божием стоим, а сами витаем неизвестно где. По жизни идем, встречаемся с необходимостью оказать милосердие или сострадание, а мы не видим – не видим, не чувствуем, что кто-то нуждается в нашей помощи, кто-то нуждается в нашей поддержке, кто-то ждет от нас прощения, кто-то ждет от нас молитвы, кто-то ждет от нас доброго слова. Черствые. Не видим. Не чувствуем.

Вот об этой опасности предупреждает нас Сам Господь – опасности окамененного нечувствия, которое приводит к немилосердию. А немилосердие – это смерть души.

В квалификации грехов, которые Святая Церковь рассматривает как препятствие к вечной жизни, немилосердие является самым страшным. За многие грехи гораздо проще человеку получить прощение, если он в них кается, чем за немилосердие, потому что немилосердный человек уже и каяться-то не умеет, настолько очерствело у него сердце.

Вот Господь Иисус Христос и предупреждает нас об этом каменном нашем нечувствии, чтобы мы вовремя обратили внимание на свою душу и разбудили ее. И только что мы с вами в Святом Евангелии слышали притчу, которая очень ярко описывает это состояние души и его последствия (см. Лк. 16, 19–31).

Христос говорит: был один богатый человек, хорошо жил, прекрасно одевался, радовался, каждый день праздновал, ни в чем не нуждался. А у ворот его дома лежал нищий, весь больной, никто на него внимания не обращал. Разве только собаки приходили и слизывали гной с его ран. Собаки оказались милосерднее людей. И далее Господь говорит: умер нищий, и Ангелы отнесли его на лоно Авраама. Так в Ветхом Завете называется преддверие рая. Умер и богач, и, оказавшись во аде и мучаясь, подымает глаза вверх и видит Лазаря, который находится на лоне Авраама. И обращаясь к Аврааму, праотцу своему, говорит: «Отче Аврааме, пошли Лазаря, пусть он хотя бы палец в воде намочит и остудит мой язык, потому что я здесь мучаюсь». На это Авраам ему отвечает: «Чадо, ты все доброе получил в жизни твоей. А этот нищий получал только злое. Вот теперь он утешается, а ты мучаешься».

Смотрите, дорогие братья и сестры, как образно в этой притче Иисус Христос показывает последствия равнодушия и черствости. Ведь этому богачу, наверное, ничего не стоило как-то обратить внимание на Лазаря. Наверное, для него не трудно было оказать какую-то помощь. Но ему даже в голову это не пришло. Он был только собой занят, своей радостью, своей жизнью. И вот результат. Этой притчей нас Господь предупреждает: смотрите, не будьте равнодушными, смотрите вокруг себя, кому можно и нужно помочь.

А далее Авраам отвечает на эту просьбу богача, говорит: «Нет, это невозможно. Между нами огромная пропасть. Так что ни от вас никто сюда не приходит, ни от нас никто туда не сходит». Тогда богач начинает говорить Аврааму: «У меня 5 братьев еще живут. Пошли к ним Лазаря. Пусть он расскажет, что с нами случилось, чтобы и они не пришли сюда же, на место мучения». На что Авраам ему говорит: «У вас есть Моисей и пророки. Пусть их слушают».

Обратим внимание, братья и сестры, ведь все было, значит, у этого богача для духовной жизни: и Моисей, и пророки. Они учат добру, милосердию, состраданию, любви. Читай, разумей, исполняй! Ну, то, о чем я говорил. Мы ведь с вами тоже знаем, какой должен быть христианин. Читаем. Разумеем. Вопрос: исполняем ли? У нас ведь с вами есть и Моисей, и пророки, и заповеди Божии. А этот богач в притче беспокоится, потому что уже настолько они привыкли к этим священным словам, что на них и не реагируют. Вот, вроде как мы с вами, порой крестимся и даже не думаем, что это значит. Бесчувственность души.

И он пытается уговорить Авраама и говорит: «Ну нет, это, конечно, у них есть. Но вот если бы кто из мертвых воскрес и пришел, вот тогда бы они поверили». На что Авраам говорит ему: «Если Моисея и пророков не послушали, то даже если кто из мертвых воскреснет – не послушают».

Это уже Господь Иисус Христос в этой притче говорил Сам о Себе. Действительно, мы с вами гораздо счастливее этого богача. У него только были Моисей и пророки как пример, как указание. Мы с вами имеем Спасителя и Господа Иисуса Христа воскресшего, победившего смерть. Он пришел к нам. Он на земле Церковь основал. Мы стоим вот здесь, молимся. Но неужели Авраам прав? Неужели его слова верны: «Если Моисея и пророков не послушали, то и кто из мертвых воскреснет – не послушают»? Неужели мы не слушаем голоса Божия? Неужели мы не желаем жить, как учит нас Иисус Христос воскресший?

Притча, которую сегодня мы услышали, стучит в нашу совесть. Христос все для нас сделал. Мы имеем заповеди Божии, которые даны нам Моисеем и исполнены Спасителем и Господом Иисусом Христом. Мы имеем пророков, то есть Священное Писание, которое раскрывает нам духовную жизнь. Мы имеем Самого Спасителя и Господа Иисуса Христа воскресшего, Который за нас пострадал, взял на Себя наши грехи и основал на земле Церковь Свою, чтобы здесь мы благодать получали и силы, для того чтобы жить в вере, надежде и любви.

Так неужели мы будем глухи, как этот богач, описанный в притче? Неужели наше сердце останется черствым? Неужели мы будем грешить немилосердием и нечувствием?

Да не будет сего с нами! Да не придем мы на это место мучения! Нет. Нам Господь ясно сказал, что мы должны делать. Нам только нужно набраться усердия, отряхнуть свой безразличный сон духовный, прислушаться к словам Божиим, очистить свое сердце покаянием, потрудиться, приложить усилия быть милосердными, сострадательными, прощать друг друга, любить друг друга, стремиться сделать друг другу доброе. И тогда то предупреждение, которое мы сегодня услышали в притче, возымеет свое действие. И тогда если мы будем с вами милосердными, то не придем мы никогда на место мучения, от которого избавляет нас Спаситель и Господь Иисус Христос воскресший. Ему же слава во веки веков. Аминь.

5 ноября 2017 года