Приходской листок Троицкого собора, 46 (1015) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким; потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

(Послание к Ефесянам, 2 глава, ст. 14-22)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним, и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека; потому что он долгое время мучил его, так, что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: "легион", потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней: и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя ко Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них; потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку, и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел, и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

(Евангелие от Луки, 8 глава, ст. 26-39)

Священномученик Иоанн Кочуров

Память 31 октября (13 ноября)

            31 октября 1917 года в Царском Селе открылась новая яркая, исполненная дольней печали и вместе с тем горней радости, страница и истории русской церковной святости – святости новомучеников XX века. Открытие этой страницы оказалось связанным с именем русского православного пастыря, ставшего одним из первых, положивших душу свою за чад своих в богоборческом XX веке, протоиерея Иоанна Кочурова.

            Отец Иоанн Кочуров родился 13 июля 1871 года в селе Бигильдино-Сурки Данковского уезда Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны. Священник Александр Кочуров, с момента своего рукоположения 2 марта 1857 года, почти всю жизнь прослуживший в Богоявленской церкви села Бигильдино-Сурки Рязанской епархии и все эти годы успешно совмещавший свое приходское служение с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища, ярко запечатлел в сознании своих сыновей, и в особенности наиболее духовно чуткого из них Иоанна, образ исполненного глубокого смирения и вместе с тем высокого вдохновения приходского пастыря.

            Основанное на замечательных традициях семей потомственного русского духовенства и связанное с естественным следованием народному православному благочестию воспитание отца Иоанна предопределило его вступление на стезю подготовки к пастырскому служению. Пребывание отца Иоанна сначала в Данковском духовном училище, а затем в Рязанской духовной семинарии сопровождалось не только выдающимися успехами в изучении богословских и общеобразовательных дисциплин, но и замечательными примерами церковного благочестия, которые он проявлял в достаточно суровом и не всегда безупречном в нравственном отношении быту провинциальной духовной школы.

            Успешно закончив в 1891 году Рязанскую духовную семинарию и прекрасно выдержав вступительные испытания в Санкт-Петербургскую духовную академию, отец Иоанн стал студентом одного из лучших богословских учебных заведений России.

            В период обучения отца Иоанна в Санкт-Петербургской духовной академии с достаточной четкостью определилась его склонность рассматривать богословское образование в качестве подготовки, прежде всего, к своему будущему пастырско-приходскому служению. При этом уже в студенческие годы отец Иоанн связывал возможность своего пастырского служения с миссионерской деятельностью, в которой для него воплощался идеал православного пастыря. По окончании 10 июня 1895 года Санкт-Петербургской духовной академии со званием действительного студента отец Иоанн в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию.

Продолжение следует

Слово на евангельское чтение об исцелении Гадаринского бесноватого (Лк. VIII, 26-39).

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Никто из нас не радуется тому, что в мире существует зло. Зло, которое есть в жизни нашей, доставляет нам боль и скорбь.

Зло бывает внешнее, когда совершаются внешние преступления. И эти преступления, так или иначе, касаются каждого из нас. И нам бывает страшно от этих внешних преступлений – от убийств, от воровства, от бандитизма, от неправды и обмана, от подкупа и взяток…

            Зло бывает внутреннее. И оно, может быть, гораздо страшнее. Потому что оно не снаружи нас, а внутри нас – когда нас посещает гнев; когда нас посещает желание отомстить за что-либо; когда нас посещает желание обмануть кого-нибудь и приобрести для себя какую-то выгоду; когда нас посещают нечистые, скверные, мерзкие желания, о которых мы даже рассказать никому не можем.

            Зло многолико, и оно существует в мире. Об этом и Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос говорил: «Мир во зле лежит». Он же говорил Своим ученикам, что они в этом мире скорбны будут. Но и Он же сказал им: «Мужайтесь! Ибо Я победил мир» (Ин. 16, 33).

            Что это значит? А это значит, что если мы с вами будем иметь веру во Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и стремиться идти за Ним в жизни своей, то мы будем преодолевать любое зло – и зло внешнее, которое вне нас; и зло внутреннее, которое внутри нас.

            Зло имеет своего родоначальника. Этот родоначальник – враг рода человеческого, сила духовная. И поэтому когда нас Святая Церковь учит жить по заповедям Божиим, она обращает наше внимание на то, что трудно будет нам идти по этому пути. Потому что нам будет предстоять духовная борьба – борьба не против, как говорит апостол Павел, «плоти и крови» (Еф. 6, 12), – то есть не против каких-либо людей или сил человеческих; но против «духов злобы поднебесных», то есть против духовной силы зла, которая реально существует в мире.

            Она существует в мире, однако, она не может властвовать над человеком, если человек сам добровольно не отдаст себя ее власти. Так стало с пришествием в мир Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, ибо Он Своею смертью и Своим Воскресением победил власть диавола. Но не так было до того времени, пока в мир пришел Спаситель. Тогда сила зла порой связывала человека против его воли. И вот сегодня мы в Евангелии слышали, как Господь Иисус Христос освободил одного человека из плена сил духовных, от сил вражьих, от сил бесовских.

            В стране Гадаринской, которая расположена на другой стороне Генисаретского озера, находился один человек, который наводил своею жизнью ужас на всех жителей этой страны. Он не одевался в одежды. Он не жил в человеческих домах, а прятался в расселинах скал или гробах, которые были приготовлены для погребения; потому что на востоке погребают в высеченных в скале углублениях. Его неоднократно пытались сковать железными оковами, заковать в кандалы, в цепи, но он разрывал эти цепи и бегал, наводя ужас на всех, живущих там.

            Дорогие братья и сестры! Кроме того, что это был реальный человек, живший тогда, две тысячи лет назад – во времена Господа Иисуса Христа; это еще и духовный образ души человеческой, которая попала в плен греху. Святые отцы так и объясняют это.

            Что значит, что этот бесноватый не одевался в одежды? – Это образ души человеческой, которая не одевается делами добродетелей. Помните притчу о том, как званные были приглашены на пир, и как один пришел не в брачной одежде и не попал на этот брачный пир (Мф. 22, 2-14)? – Это образ Царства Божия. А одежда, в которой мы должны войти в это Царство Божие, это – наши добрые дела, дела милосердия, дела сострадания, дела любви, дела бескорыстия. И вот этот человек нам показывает образ души без добрых дел.

            А что значит, что он не жил, как сказано по-славянски, «во храме», то есть в доме, а жил во гробах? – Это образ души человеческой, которая не желает знать Церкви Христовой, не желает приходить в дом Божий, в дом Отца своего. И мечется такой человек, и мучается.

            Вот тот из вас, кто прежде не ходил в храм, вспомните, как трудно было вам впервые переступать порог храма Божия! Вспомните, какие силы вам все время мешали; какие находились обстоятельства, чтобы вам в храм не прийти; каких только искушений не было, когда вы приходили в храм, и казалось, что здесь-то не так, и грубо вам ответили, и вы не знаете, как поступить. Вот так и человек, душа которого одержима силами зла, не находит сам в себе силы прийти в родной свой дом – в дом Отца своего, в храм Божий.

            А что значат те железные оковы, которые набрасывали на этого человека, а он их разрывал? А это – попытки заставить человека делать добро не путем того, чтобы в душу его веру в Бога вложить, а заставить его силой.

            Разве силой можно заставить человека любить кого-либо? Разве одной только тюрьмой можно исправить человека, чтобы он не воровал и не совершал преступлений? Если душа человеческая внутри не измениться, если в душе человеческой Господь не поселится, то какими железными узами его не сковывай, зло все равно будет прорываться из его сердца.

            Вот, на кресте вместе с Христом рядом два разбойника были распяты. Один-то покаялся, осознал и говорил Христу: «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствие Твое». – А другой богохульничал, и ругался, и говорил: «Какой же Ты Бог, когда не можешь ни Себя, ни нас спасти? Сойди с Креста, и тогда мы поверим в Тебя!» Так и в душе человеческой происходит.

            Но смотрите, что дальше происходит. По слову Божию сила вражья, которой был целый легион («легион» это название римского воинского соединения, в котором более десяти тысяч человек) – целый легион бесов, то есть всяких страстей, всякого греха и всякой нечистоты, по одному слову Христову этот легион бесов оставляет этого человека.

            Дорогие братья и сестры! Это – образ нашей души. Иногда мы говорим о других людях: «Это – пропащий человек; ничто его не исправит!» – Мы не правы. Мы не можем так говорить, ибо Бог силен из души любого человека изгнать всякое зло. Иногда мы сами в отчаянии сами себе говорим: «Мы такие грешные! Ничего доброго мы уже сделать не сможем!» – Мы не правы, ибо Бог силен из нашего сердца, из нашей души изгнать всякую нечистоту, и всякий грех, и всякие злые чувства и пожелания.

            Сила Божия не сравнима ни с чем. Сила бесовская перед Богом – ничто. Как тьма исчезает от света, как воск тает «от лица огня», так рассеивается сила зла перед блистанием Божества. Нам только надо душу свою повернуть к Богу.

            Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам, с одной стороны, о силе зла, которая может делать жуткие вещи с человеком. А с другой стороны, оно повествует о бессилии зла пред силой Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И поэтому это светлое евангельское повествование должно вдохнуть в нас силы на борьбу со злом. Только мы не на свои человеческие силы должны надеяться, но просить благодать Божию, помощь Божию, Самого Господа, чтобы Он был с нами. Если будет с нами Бог, то «расточатся» все враги Его, расточатся все силы зла.

            Обратимся же ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу с молитвой о том, чтобы Он помог нам в нашей жизни преодолевать зло внешнее и зло внутреннее; чтобы Он благословил нас в своей жизни за Ним идти ко спасению и жизни вечной. Аминь.

            10 ноября 2002 года