Приходской листок Троицкого собора, 49 (1018) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

(Послание к Ефесянам, 6 глава, ст. 10-17)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

(Евангелие от Луки, 12 глава, ст. 16-21)

Священномученик Иоанн Кочуров

Память 31 октября (13 ноября)

(Продолжение, начало в № 46-48)

            Продолжая в своей деятельности лучшие традиции русской православной епархии в Северной Америке, отец Иоанн организовал в Чикаго и Стриторе Свято-Никольское и Трех-Святительское братства, ставившие своей целью активизацию социальной и материальной взаимопомощи среди прихожан чикагско-стриторского прихода и входившие в состав "Православного Общества Взаимопомощи".

            Многочисленные труды по созиданию полнокровной приходской жизни во вверенных ему храмах не препятствовали отцу Иоанну нести важные послушания епархиального характера. Так, 1 апреля 1897 года отец Иоанн был включен в состав только что образованного в Алеутской и Аляскинской епархии Цензурного Комитета "для сочинений на русском, малорусском и английском языках", а 22 мая 1899 года резолюцией недавно прибывшего в епархию святителя Тихона, тогда епископа Алеутского и Аляскинского, отец Иоанн был назначен Председателем Правления "Общества Взаимопомощи".

            Разнообразные труды отца Иоанна уже в первые годы своего пастырского служения были отмечены Преосвященным епископом Николаем Священническим наградами".

            Значительным препятствием для осуществления богослужебной жизни на чикагско-стриторском приходе являлась неприспособленность к богослужению зданий, в которых располагались приходские храмы. В Чикаго храм святого Владимира занимал небольшую часть здания, арендовавшегося у его владельца в юго-западной части горда. На первом этаже арендовавшейся части здания находились храм и отделенные от него стеной кухня и комната прислуги. На втором этаже – несколько небольших комнат, в которых проживали семья отца Иоанна и штатный псаломщик храма. В Стриторе храм Трех Святителей располагался в помещении вестибюля русского отдела Всемирной чикагской выставки.

            Особое значение в решении проблем богослужебной жизни прихода, вверенного пастырскому попечению отца Иоанна, имело вступление на Алеутскую и Аляскинскую кафедру 30 ноября 1898 года святителя Тихона, будущего Патриарха Московского. Ревностно исполняя свои архипастырские обязанности, святитель Тихон уже в первые месяцы своего пребывания на кафедре постарался посетить практически все православные приходы, разбросанные на обширной территории Алеутской и Аляскинской епархии и вникнуть во все наиболее насущные нужды своего епархиального духовенства. Впервые прибыв в Чикаго 28 апреля 1899 года, святитель Тихон преподал свое архипастырское благословение отцу Иоанну и его пастве, и уже на другой день совершил осмотр территории, предполагавшейся стать местом для постройки нового храма, столь необходимого чикагскому приходу. 30 апреля, побывав в Трех-Святительской церкви Стритора, святитель Тихон в сослужении отца Иоанна совершил всенощное бдение во Владимирском храме Чикаго, а на следующий день после совершения Божественной литургии святитель Тихон утвердил представленный ему протокол заседания комитета по постройке нового храма в Чикаго, деятельностью которого руководил отец Иоанн.

            Ограниченные материальные возможности окормлявшего преимущественно бедняков чикагско-cтриторского прихода не позволяли отцу Иоанну сразу приступить к возведению нового храма. В то же время с момента его приезда в Северную Америку прошло уже более пяти лет и желание хотя бы ненадолго побывать в горячо любимой православной России побуждало отца Иоанна обратиться к святителю Тихону с прошением о предоставлении ему отпуска для путешествия на Родину. Помнивший прежде всего о нуждах вверенного ему прихода, отец Иоанн решил использовать предоставленный ему на период с 15 января по 15 мая 1900 года отпуск для того, чтобы осуществить в России сбор средств, которые позволили бы приходской общине Чикаго приступить к строительству нового храма и создать первое в Чикаго православное кладбище. Успешно совместив путешествие на Родину со сбором средств для нужд прихода, отец Иоанн вскоре после своего возвращения из отпуска приступил к возведению нового здания храма, на закладку которого 31 марта 1902 года прибыл святитель Тихон.

            С подлинным пастырским вдохновением и, вместе с тем, с трезвым практическим расчетом руководил отец Иоанн строительством нового храма, возведение которого было завершено в 1903 году и потребовало очень значительных по тем временам затрат в сумме 50 тысяч долларов. Освящение нового храма в честь Пресвятой Троицы, совершенное святителем Тихоном, стало настоящим праздником для всей русской православной епархии в Северной Америке. Два года спустя в приветственном адресе, врученном отцу Иоанну в связи с чествованием 10-летия его пастырского служения, труды заботливого пастыря по возведению церкви Пресвятой Троицы, ставшей одним из самых замечательных православных храмов в Америке, получили самую высокую оценку. "Год, полный самых острых впечатлений, порой мучительных, порой благодатных, – говорилось в приветственном адресе, – год бесконечно тяжелого сбора подаяний в пределах России, год бессонных ночей, истрепанных нервов, неисчислимых страданий, – и вот – памятник Вашей заботы – рукотворный в образе величественного православного русского храма, сияющий своими крестами в Чикаго, и нерукотворный – в мире и любви, насажденных в сердцах Ваших пасомых!". За эти вдохновенные труды по представлению святителя Тихона отец Иоанн 6 мая 1903 года был награжден орденом святой Анны III степени.

Продолжение следует

Слово на евангельскую притчу о безумном богаче (Лк XII, 16-21)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждому человеку свойственно планировать и рассуждать о своей жизни. Это правильно. Для того человеку и разум дан, чтобы он в своей жизни руководствовался теми важнейшими принципами, которые открыл для всех людей Бог. Поэтому мы, действительно, с надеждой всегда смотрим в будущее, стараемся улучшить свою жизнь, жизнь родных и близких, стремимся к тому, чтобы жить, что называется, правильно. К этому нас призывает Церковь.

Но сегодня же мы с вами услышали Евангелие (Лк. 12, 16–21), в котором нас еще Церковь предупреждает. Предупреждает, чтобы мы не совершили ошибку, которая называется самонадеянностью, чтобы мы с вами понимали, как все устроено в нашей жизни, что не все, на самом деле, от нас зависит, и не все, чего мы желаем, всегда у нас получается. Собственно говоря, жизненный опыт к этому приводит, так или иначе, людей. Но сегодня очень ярко в притче Сам Господь Иисус Христос дает нам предупреждение, чтобы мы помнили о значении в нашей жизни воли Божией. У нас есть наша воля человеческая, по которой мы трудимся и планируем свою жизнь, но существует воля Божия. И от того, как мы будем сочетать нашу человеческую волю с волей Божией, и будет успешна или неуспешна наша жизнь. Вот сегодня простая притча, рассказанная нам Господом.

У одного человека, говорит Господь, случился огромный урожай. Причем в притче не говорится, что этот человек как-то особо потрудился, или приложил какие-то особые усилия, или придумал какие-то новые по агрономии решения сельскохозяйственные, нет. Просто, говорится в притче, случился урожай. Сам богач, к которому этот урожай пришел, даже и не ожидал, что у него такое будет. Фактически, это был дар Божий. Этому человеку случился дар Божий – огромный урожай. И человек начинает уже думать, планировать и говорит: «Что ж я теперь делать-то буду с таким урожаем? Надо сломать мне мои старые житницы, построить большие новые. Засыплю туда весь этот урожай и скажу своей душе: ну, душа моя, всего у тебя теперь довольно, всего тебе хватает, ешь, пей, веселись». Вот рассуждения этого человека. А Бог говорит ему: «Безумный! В эту ночь душу твою от тебя истяжут (то есть умрешь ты этой ночью). И кому ты все это оставишь?» (см. Лк. 12, 16–20)

Вот такая простая притча. И Господь делает из нее вывод: так бывает с теми, кто для себя, в себя, а не в Бога богатеет. То есть вот этот человек, он что, поблагодарил Бога за тот дар, который он получил? Вознес Богу хвалу? Этот человек подумал о других людях, у которых нет такого урожая? Размыслил о том, что, может быть, надо бы сделать добрые дела и с ними поделиться? Нет. Он только о себе думал, как он будет жить и веселиться. Ни Бога не благодарить, ни людям не помогать. Никому. Только я буду есть, пить и веселиться. И, действительно, это безумие – безумие так жить. Безумие жить, не благодаря Бога за то, что Бог нам дает. Ибо неисчислимые дарования Божии мы получаем в своей жизни, и даже их не замечаем.

Это так бывает, когда человек имеет здоровье; здоровый, он и не замечает, какой это драгоценнейший дар. Но как только что-то случается, заболевает он, пошатнулось его здоровье, он тогда уже спохватывается: «Ой, вот что теперь? Как же теперь лечиться? Как же было хорошо, когда я был здоров». А что, благодарим мы Бога хотя бы за свое собственное здоровье?

Так бывает у человека, когда он спокойно и радостно живет в своей семье. Все у него складно и ладно. Пока не происходит какое-то бедствие, и человек не теряет кого-то из своих близких. И тогда он спохватывается: «Как же было раньше хорошо! Что же я ни Бога не благодарил, ни ценил той радости, которую мне давало повседневное общение с близкими людьми?»

Рассмотреть так нашу жизнь, вот разложить, как многого мы не ценим и воспринимаем как должное, а на самом деле это ведь дар Божий нам.

Первое, чему учит нас сегодня Евангелие, – это быть благодарными Богу за те дары, которые Бог дает нам в этой жизни. Благодарить Бога надо за все.

Второе, чему учит нас Евангелие: вот если бы этот богатый человек, у которого такой урожай, подумал бы, как другим людям помочь, у которых нет такого урожая, как голодных накормить, озаботился бы добрыми делами, и участь у него была бы другая. Так что нам, дорогие братья и сестры, надо ценить то время, которое дано нам в нашей жизни, и спешить делать добрые дела. Не для себя, а для других. И тогда мы будем богатеть в Бога, потому что то, что мы делаем доброе для других людей – это мы делаем для Самого Бога. И человек, делающий добрые дела, собирает свои сокровища на небе.

Очень понятная притча сегодня услышана нами в Святом Евангелии.

Будем просить у Господа Бога мудрости, чтобы нам нашу человеческую волю предавать в волю Божию. Планируя свои дела, будем просить у Бога помощи. Получая в жизни благословение Божие, будем всегда благодарить Господа Бога. И не только о себе самих будем думать. А будем просить у Господа, чтобы Господь научил нас быть милосердными и сострадательными и творить добрые дела. И не в себя, а в Бога богатеть.

Аминь.

3 декабря 2017 года