Приходской листок Троицкого собора, 50 (1019) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

...Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство...

(Послание к Колоссянам, 1 глава, ст. 12-18)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась, и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те дни приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли пить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже семнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И, когда говорил Он это, все противящиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

(Евангелие о Луки, 13 глава, ст. 10-17)

Священномученик Иоанн Кочуров

Память 31 октября (13 ноября)

(Продолжение, начало в № 46-49)

            Ревностно исполняя свои многочисленные приходские обязанности и являясь в течение первых девяти лет своего служения единственным священником в приходских храмах Чикаго и Стритора, отец Иоанн продолжал принимать активное участие в решении общих вопросов епархиальной жизни в Северной Америке. В феврале 1904 года отец Иоанн был назначен председателем Цензурного Комитета Алеутской и Североамериканской епархии, членом которого он уже являлся на протяжении 7 лет. В июне 1905 года отец Иоанн принял активное участие в заседаниях подготовительного съезда епархиального духовенства в Ольдфордже, на котором под руководством святителя Тихона обсуждались вопросы, связанные с подготовкой первого Собора в истории Алеутской и Североамериканской епархии. Именно на этом съезде 20 июля 1905 года в торжественной обстановке произошло чествование отца Иоанна в связи с исполнявшимся 27 августа 1905 года десятилетним юбилеем его священнического служения. В церкви святого архистратига Михаила города Ольдфорджа в присутствии большой группы епархиального духовенства, возглавлявшейся Преосвященным Рафаилом, епископам Бруклинским, отцу Иоанну были поднесены золотой наперсный крест и приветственный адрес, который содержал в себе глубоко прочувствованное и вместе с тем исчерпывающее в своей объективности описание всего периода пастырского служения отца Иоанна в Северной Америке. «Прямо со школьной академической скамьи, покинув родину, – говорилось в приветственном адресе, – пришли Вы в этот чужой край, чтобы всю свою, тогда еще юношескую энергию, все силы посвятить святому делу, к которому влекло Вас призвание. Тяжелое наследие досталось здесь в удел Вам. Запущенное церковное хозяйство, сырой полуразвалившийся дом, в котором ютилась тогда чикагская церковь, неопределенный по составу и числу членов приход, раскиданный по разным уголкам огромного города с иноверным населением и раздираемый хищниками, – все это могло бы наполнить смущением душу молодого работника, но Вы мужественно приняли на себя задачу извлечь из груды мусора драгоценную искру, снять плесень, поедавшую приходский материал, вдохнуть священный огонь в небольшую дружину пасомых! Вы забывали себя, забывали лишения, болезни, скудную обстановку дома, где ветхие стены, полы и трещины открывали доступ внешним стихиям и губительному влиянию на здоровье Ваше и Вашей семьи – Ваши малютки хворали, жена болела, и жестокий ревматизм как будто хотел умертвить Ваше дерзновение, сократить Вашу энергию. Мы приветствуем Вас, памятуя и о других добрых деяниях Ваших, совершение коих как доброчестная лавровая ветвь неотъемлемо вплетается в тот же похвальный венец Вашего десятилетнего священного служения: разумеем безвозмездное служение Ваше в звании Председателя – дорогому Православному Обществу Взаимопомощи, в звании цензора – просветительному миссионерскому издательскому делу, и расширению нашей Миссии – организовыванием приходов в Мадисоне и Гарегоне. В восполнение же слова нашего, упомянем и еще об одном обстоятельстве, усугубляющем доблесть Вашей работы и величие результатов ее. Отдаленность прихода Вашего в Чикаго отрывала Вас от личного общения с другими Вашими собратьями в Америке, лишала Вас возможности иногда по целым годам видеться с сослуживцами-пастырями... Вы были лишены того, чем для большей части из нас скрашивается здесь прохождение нашего миссионерского служения. Как трогательно, но и в какой степени выразительно засвидетельствовалось это одиночество Ваше тем, что даже собственных детей Вам приходилось крестить самому, по неимению вблизи священнослужителей. Сей подносимый нами святой крест да служит Вам знаком братской любви нашей, а изображенное на нем распятие нашего Господа да мирит Вас с горестями, страданиями, столь частыми в жизни миссионера-пастыря, и ободряет Вас на большие и большие труды во славу Подвигоположника и Пастыреначальника нашего Иисуса Христа".

            Менее чем через год после празднования десятилетнего юбилея своего священнического служения отец Иоанн был удостоен со стороны высшей церковной власти одной из почетных священнических наград, достойно увенчавшей его поистине подвижнические приходские труды в Алеутской и Североамериканской епархии. Указом Святейшего Синода от 6 мая 1906 года отец Иоанн был возведен в сан протоиерея.

            Продолжение следует

Слово в день памяти священномученика Петра, пресвитера Подольского, и Собора новомучеников Подольских

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами обращаемся с молитвой к тем людям, которые жили совсем недавно. Прошло, может быть, не больше чем 80 лет. Но мы ныне обращаемся к ним, осознавая, что они предстоят пред Престолом Божиим и могут так за нас молиться, как мы сами за себя не можем молиться. И дар такой молитвы они приобрели потому, что остались верными Богу тогда, когда никто уже верными Богу не оставался.

Когда мы читаем в житиях святых о древних мучениках, которые жили в I, II, III, IV веке, их смерть очень часто рождала массовое обращение людей ко Христу, потому что она происходила открыто. Человека приводили на стадион, где были тысячи людей собраны. Говорили, чтобы он отрёкся от веры. Он не отрекался. И на него либо диких зверей напускали, либо распинали, либо усекали мечом. А эти зрители, вместо того чтобы посмеяться над этим мучеником, тоже проникались верой, потому что пример этой удивительной веры переходил, как огонь, в их сердца. И эти мученики древние – они питались силой Божией, но и силой проповеди, и Дух Святой их поддерживал в этом несении слова Божия другим людям. Поэтому и говорят, что как семя Церкви кровь мучеников оказалась.

А вот то, что происходило начиная с периода сто лет назад, с 17-го года, и даже до 60-х годов прошлого века, – это было гораздо, вероятно, страшнее, потому что мучили людей не открыто, не днем среди стечения народа, а ночью; не публично, а в подвалах и застенках, где один на один со следователем изматывающе требовали от человека не только отречься от веры, но и оболгать других. Обязательно требовали, чтобы человек не просто отказался от веры, ну ещё и написал доносы. А если он не делал этого, его мучили, реально мучили, да так, что страшно даже себе представить. И очень многие этого не выдерживали, потому что тяжко было выдержать, когда ещё при этом говорили, что если ты не подпишешь и не оговоришь там человек 10-15 других, то с твоей семьей сделаем то-то, то-то и то-то. Страшно себе представить! А ведь это было совсем недавно. И этот подвиг мучеников долгое время был неизвестен. Все скрыто было. Мучили в подвалах. Стреляли ночью. Чтобы никто не услышал, заводили трактора. А потом в ров всех ссыпали, вот как на Бутовском полигоне, и заравнивали землей, и все. И никого нет, никто не знает. А люди пребывали в таком страхе, что даже боялись друг у друга спросить: «А где это батюшка? Вот ещё вчера служил, вот на этом амвоне стоял, а сегодня уже нет». И страшно было сказать, что ночью за ним пришли.

Дорогие братья и сестры, чтобы наша вера в наших сердцах давала плод, нам надо иметь глубокое поклонение перед этим подвигом святых мучеников. Потому что нам надо осознать, насколько мы комфортно и хорошо живем по сравнению с этими людьми. Вообще тогда все жили плохо, не так чтобы уж очень хорошо. Все в основном жили бедно и питались не так, как мы сейчас, да и много других переживали сложностей в жизни. Это вся страна переживала. Но на этом фоне всех заставляли делать радостные лица и петь весёлые песни, которые с утра до вечера из репродукторов в уши людей звенели. И надо было славить. Что славить? Безбожную жизнь славить. И говорить: «Какое счастье жить без Бога. Какое счастье славить тирана. Какое счастье предавать друг друга и писать друг на друга доносы». А вот кто с этим не соглашался, того тотчас убивали. Вот каков был подвиг новомучеников.

Сегодня мы прославляем их святую память. Вспоминаем священномученика Петра – священника, который служил в этом храме. Простой человек, не так уж чтобы особо грамотный. Многодетный, семь детей у него было. Казалось бы, ну предлагают тебе – отрекись. Ну будешь каким-нибудь там счетоводом, если повезёт, может, даже бухгалтером: пайку хорошую дадут. А человек предпочел, чтобы ночью его убили на Бутовском поле, нежели снять с себя священнический крест и отречься от Христа.

Вот когда мы в это вдумаемся, становится немного страшно за самих себя. Мы сейчас так благополучно живем, что трудно нам представить, а как мы поступим, если перед нами такой поставят выбор? Как мы поступим? Что для нас значит наш Господь? Значит ли Он для нас, что Он наша единственная жизнь? Понимаем ли мы, что без Христа нет жизни? Ведь чем, почему мученики победили мир? Потому что все красоты мира, все удовольствия мира, все, за чем гоняется безбожный мир, в их глазах ничто. Потому что они прекрасно представляют, что как только закончится эта временная жизнь, все это превратится в прах и даже в антипод своего существования. То, что раньше доставляло удовольствие, будет жечь. А вот если ты от Христа отречешься, значит, у тебя вообще нет никакой перспективы в вечной жизни. А это страшно.

Так вот, по-настоящему верить – это значит прекрасно понимать, что жизнь может быть только с Богом, а без Бога не может быть никакой жизни.

Мы, конечно, малодушно отрекаемся от своих убеждений, когда грешим: когда врем, когда завидуем, когда поступаем не по-христиански, когда бываем немилосердны. Но при всем при этом в наших сердцах сквозит надежда, что мы всё-таки исправимся, что мы всё-таки покаемся, что не такие уж мы и плохие. Да, надежду эту нам дает Святая Церковь. Конечно, мы видим свое маловерие и малодушие, и мы ещё не знаем, что будет, если вдруг нам предложат такой выбор. И не надо думать, что этого не случится. Где-нибудь в 1916-м году тоже никто не думал, что придется под дулом пистолета давать ответ, веришь ли ты в Бога или нет, и от этого зависит твоя земная жизнь. Никто не предполагал даже. Вот и сейчас мы ни о чем не предполагаем, а все может быть. И как же быть тогда нам? И тогда, видя нашу слабую веру, каждый из нас подумает: где же нам укрепиться? И Святая Церковь – это и есть наше укрепление. Святые мученики, которых мы прославляем, и есть наша опора. Нам надо к ним молиться и у них просить, чтобы они укрепили в нас веру. Чтобы они передали нам этот дар, который был у них. Чтобы они научили нас веровать, и молиться, и жить по-христиански. Чтобы они, предстоя ныне пред Престолом Вседержителя, просили за нас, грешников, чтобы нам не отступать от Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Духовное счастье, что мы имеем возможность прикоснуться к великому и святому подвигу новомучеников. Прославляя их в сегодняшний день, вознесём свои молитвы о том, чтобы те духовные дарования, которые Господь изобильно оставил Своей Церкви Святой, нашли в наших душах отражение, дали свой всход, а мы чтобы дали добрый плод нашей христианской жизни. Аминь.

10 декабря 2017 года