«…Я ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ ГОТОВ ОТДАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ…»

«…Я ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ ГОТОВ ОТДАТЬ

 СВОЮ ЖИЗНЬ ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ…»

И не бойтесь убивающих тело, души же немогущих убить.

(Мф 10:28).

11 декабря – день памяти святых новомучеников Подольских. В нашем городском округе усилиями Подольского благочиния Московской епархии и городских властей уже много лет, начиная с момента канонизации претерпевших гонения за веру в XX веке, чтят память таких святых, просиявших на Подольской земле. Им посвящены храмы, о них изданы книги, эту тему отражают выставки в городских музеях. В дни памяти новомучеников Подольских регулярно совершаются торжественные богослужения, возглавляемые архиереями епархии. Чтит город и других общепочитаемых святых, которые в пору своей земной жизни бывали в Подольске.

Это и святитель Филарет митрополит Московский, и преподобномученица Великая княгиня Елисавета Фёдоровна, ряд других прославленных ныне архиереев и подвижников. Особое место в их числе занимает первый архипастырь священномученик нового времени митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). В честь владыки в 1995 г. в Подольске освящён крестильный храм, расположенный в доме причта при главном Троицком соборе города. До недавнего времени не имелось информации, что митрополит Владимир посещал Подольск, однако некоторые исторические источники сохранили такие сведения и что весьма знаменательно, посещал высокопреосвященный владыка именно Троицкий собор и дом причта, где в 1900-е гг. располагалась церковно-приходская школа, а в наши дни располагается крестильный храм в его честь. Очевидно, именно промыслом Божиим, настоятель храма протоиерей Александр Ганаба в своё время решил обустроить крестильный храм и предложил его освятить в честь митрополита Владимира (Богоявленского), будучи, не зная о его визите в наш город. Сегодня, в ознаменовании памятного дня Собора новомучеников и исповедников Подольских, расскажем о жизненном пути святителя Владимира – первого епископа-новомученика, и о его архипастырском визите в 1906 г. в Подольск.          

Митрополит Владимир (Богоявленский) личность незаурядная. До сих пор, он является единственным церковным иерархом, который за свою жизнь последовательно занимал все основные кафедры Русской Церкви: будучи Экзархом в Тифлисе – древнюю Грузинскую, столичные – Московскую, Санкт-Петербургскую и колыбель русского православия – Киевскую.

Митрополит Владимир, до монашества Василий Никифорович Богоявленский, родился 1 января 1848 г. в Тамбовской губернии в семье приходского священника. Окончив Тамбовскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию, он в течение восьми лет преподавал в гимназии, духовном училище и семинарии. В 1882 г. решил оставить педагогическую деятельность, женился и был рукоположен во священника к Покровскому собору города Козлова (теперь Мичуринска). В течение следующих двух лет у отца Василия умирает жена и ребёнок, после чего, как вдовствующий священник, он решает принять монашеский постриг и полностью свою жизнь посвятить Богу. Пострижен он был в монашество с новым именем Владимира – в честь святого равноапостольного князя, крестившего Русь. К 1888 г. будущий митрополит был последовательно возведён в сан игумена, архимандрита и епископа, занимал должности наместника двух монастырей в Тамбовской и Новгородской епархии, а также должность епископа Старорусского. К 1891 г. владыка Владимир становится правящим архиереем Самарской епархии, а в 1892 г. наречён архиепископом Карталинским и Кахетинским и назначен Экзархом Грузии, постоянным членом Синода. Быстрый подъём по иерархической лестнице был для него неслучаен. Своими проповедями, наставлениями и добрым пастырским словом батюшка обратил на себя внимание священноначалия и многих именитых прихожан, а последующая ревностная служба на новых должностях незамеченной не осталась.

В Грузии новый Экзарх прослужил 6 лет. За это время под его руководством там было построено более ста храмов и открыто более трёхсот церковно-приходских школ, учреждено духовно-просветительное общество. В период холеры на Кавказе при Тифлисских церквах по инициативе владыки были устроены пункты помощи населению и бесплатные столовые.

В 1898 г. архиепископ Владимир (Богоявленский) был возведён в сан митрополита и назначен правящим архиереем Московской епархии. В первопрестольной столице владыка строит Епархиальный дом, открывает миссионерские чтения для рабочих заводов, возглавляет повсеместную борьбу с пьянством, инициирует проведение I Всероссийского антиалкогольного съезда. При митрополите Владимире в Москве и губернии обновлены и построены тысячи новых храмов, церковно-приходских школ, сотни народных библиотек. Это был период расцвета православной культуры и всестороннего развития общественной жизни.

Как правящий архиерей, владыка регулярно разъезжает по епархии, в том числе неоднократно посещает Подольский уезд: сёла Старый Ям, Дыдылдино, Михайловское, Плесково, Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь, Екатерининскую пустынь и Серафимо-Знаменский скит. В некоторые из таких поездок митрополита сопровождают благочинные Подольского округа протоиереи Николай Сироткин, Николай Холмогоров, Сергий Левкиевский, председатель уездного училищного совета священник Владимир Востоков, уездный предводитель дворянства А.М. Катков и известный общественный деятель, подольский землевладелец граф С.Д. Шереметев. Информацию о таких поездках находим в Московских церковных ведомостях и в личной переписке Шереметева.

24 августа 1906 г. митрополит Владимир приезжает в Подольск. Об этом сообщает настоятель Троицкого собора священник Сергий Левкиевский в Москву специальной корреспонденцией для протоиерея Николая Скворцова в Общество любителей духовного просвещения, которое издавало Московские церковные ведомости. Рукопись отца Сергия сохранилась в Российской Государственной библиотеке:

«Посещение города Подольска

Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Владимиром

Митрополитом Московским. (Корреспонденция).

Его Высокопреосвященство митрополит Владимир прибыл из Москвы в Подольск в четверг 24 августа, в 11 ч. утра и со станции железной дороги проследовал прямо в Троицкий собор, где после подобающей встречи, он совершил молебствие с акафистом Божией Матери. Пред началом молебствия его Высокопреосвященство обратился ко всем присутствующим в храме с назидательным живым словом, которое произвело глубокое впечатление на всех слушателей. Торжественное молебствие, совершаемое его Высокопреосвященством, стройное пение местного хора певчих и общее благолепие храма – производили благоговейное впечатление на массу молившихся. По окончании молебствия Владыка долго благословлял народ.

После подробного за сим осмотра храма Его Высокопреосвященство изволил посетить Подольскую церковно-приходскую школу, где владыка милостиво изволил сделать надпись в книге для почётных посетителей. [Теперь в этом здании расположен крестильный храм, освящённый в честь священномученика митрополита Владимира – А.С.]. Из церковной школы он посетил квартиру предводителя дворянства А.М. Каткова, где представлялись ему некоторые из чинов уездной администрации, воинского управления и Министерства Народного Просвещения. Затем посетил женскую прогимназию.

В тот же день Высокопреосвященнейший обозревал тюремную и кладбищенскую церковь, посетил и существующую при последней церковно-приходскую школу. Кроме сего, посетил Прохоровскую богадельню, детский приют и приют неимущих крова и пропитания. Во всех благотворительных учреждениях Высокопреосвященнейший милостиво беседовал со всеми призреваемыми и сделал значительные денежные пожертвования в их пользу от себя лично и от епархии. Вечером Выскокопреосвященнейший возвратился в Москву.

Приезд Высокопреосвященнейшего Владыки надолго останется в памяти жителей г. Подольска, как светлое воспоминание, а слово его «об истинной жизни христианина» не одному христианскому сердцу укажет истинный путь жизни. Свящ. Сергий Левкиевский».

1906 год в церковной жизни Подольска оказался весьма насыщенным, подольскому духовенству и общественности было что показать и что обсудить со своим архипастырем. В этот год был утверждён новый проект Троицкого собора, с расширением приделов и перестройкой колокольни. Воскресенская кладбищенская церковь, бывшая прежде забытой, холодной, обшарпанной была капитально отремонтирована. Усилиями настоятеля этой церкви священника Иоанна Орлова были устроены новые иконостасы, отлит колокол, открыта  при церкви школа. В Подольском благочинии в 1906 г. учреждён регулярный съезд местного духовенства. Город был богат на различные общественные и благотворительные учреждения. Общество трезвости, общество хоругвеносцев, общество ревнителей русского исторического просвещения,  приюты и богадельни, бесплатные библиотека и столовая. Всё это функционировало не без участия Церкви, и стало предметом внимания приехавшего в город правящего архиерея.

В 1912 г. владыка Владимир получил от императора назначение в столицу митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, первенстующим членом Синода. Фактически он стал первым архиереем Русской Церкви. Митрополит Владимир по воспоминаниям современников был очень добрым, мягким, честным, справедливым человеком, настоящим монахом. Активно проповедовал. Он не искал высоких должностей, но так получалось, что его всегда замечали и назначали, а он нёс послушание. Как известно, Николай II и его семья очень покровительствовали Григорию Распутину, а тот снискал дурную славу в народе и был окружён множеством слухов. Митрополит Владимир, как и многие священнослужители, был противником Распутина и попытался донести своё искреннее мнение до царя. Владыка стал едва ли не единственным человеком, к кому прислушался император и удалил от семьи в 1915 г. старца Григория. Однако, через некоторое время, Распутину удалось каким-то образом вернуть доверие. А митрополит Владимир впал в немилость царскому двору и был отправлен на Киевскую кафедру.

В 1917 г., будучи участником Поместного Собора Русской Православной Церкви, митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) стал одним из кандидатов на патриарший престол. Он оказался в числе избранных в первом туре, а во втором туре его не избрали. Третий тур состоял из жребия. 18 ноября 1917 г. в Москве в храме Христа Спасителя под звуки уличных боёв митрополит Владимир вынес ковчег с тремя именами претендентов на патриаршество, а слепой старец Зосимовой пустыни Алексий достал оттуда жребий и передал его для оглашения митрополиту Владимиру. После объявления имени митрополита Тихона – нового патриарха Московского и всея Руси, состоялась его торжественная интронизация. Вскоре, по прошествии этих исторических событий, владыка Владимир отбыл в Киев. Революционные события докатились и до матери городов русских и вызвали серьёзные нестроения в церковной жизни Украины. Состоявшийся в Киеве съезд духовенства и мирян образовал незаконное самоуправление и призвал к созданию независимой Украинской Церкви. Выступая против переустройства Русской Церкви и неканоничных действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей избегать вражды и препятствовать расколу. Он отказался от предложения возглавить новую автокефальную Украинскую Церковь. В его адрес стали поступать угрозы и оскорбления, однако владыка оставался непреклонен.

С захватом большевиками Киева начались невиданные грабежи и насилие, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской Лавры. 25 января 1918 г. вооруженные люди ворвались в лаврские покои митрополита Владимира и после издевательств над 70-летним епископом вывели его за стены монастыря и расстреляли. Перед смертью архипастырь помолился и благословил своих палачей: «Отче отпустим им, не ведают, что творят»… - вспоминал один из убийц. Мученическая кончина митрополита Киевского и Галицкого Владимира 100 лет назад явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь. 100 лет спустя в Киеве складывается ситуация похожая….

Митрополит Владимир был канонизирован в 1992 г. и в том же году были обретены его мощи и положены для поклонения в Киево-Печерской Лавре. Когда незадолго до мученической кончины владыке самозванцы предлагали стать патриархом Украинской Церкви, по свидетельству очевидца, подпоручика Кравченко, он ответил: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру Православную, чтобы не дать врагам её посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось».

Александр Семенихин.

Подписи для иллюстраций и фотографий:

1. Митрополит Владимир, 1913 г.

2. Митрополит Владимир благословляет императорскую чету, 1912 г.

3. Подольск, вид на Троицкий собор, 1907 г.

4. Подольск, крестный ход на Большой Серпуховской улице, 1900-е гг.

5. Современное иконописное изображение священномученика Владимира митрополита Киевского и Галицкого.