Приходской листок Троицкого собора, 52 (1021)

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

(Послание к Колоссянам, 3 глава, ст. 12-16)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

(Евангелие от Луки, 17 глава, ст. 12-19)

Священномученик Иоанн Кочуров

Память 31 октября (13 ноября)

(Продолжение, начало в № 46-51)

            Педагогическая нагрузка отца Иоанна, составлявшая за годы его преподавания, как правило, в мужской гимназии – 16 часов в неделю и в женской гимназии – 10 часов в неделю, требовала от него весьма значительных усилий, учитывая, что преподавание "Закона Божия" в различных классах в силу широты программы данного предмета предполагало умение законоучителя ориентироваться в самых разных вопросах богословского и общеобразовательного характера. Однако подобно тому, как пятнадцать лет настоятельства на чикагско-стриторском приходе превратили отца Иоанна из начинающего неопытного священника в одного из авторитетнейших приходских пастырей епархии, 9 лет законоучительской деятельности, лишенной ярких внешних событий, но наполненной сосредоточенной духовно-просветительской работой, обусловили отца Иоанна как добросовестнейшего практикующего церковного педагога и эрудированного православного проповедника. Уже через 5 лет после начала законоучительской деятельности в средних учебных заведениях Нарвы отец Иоанн 6 мая 1912 года был награжден орденом святой Анны II степени, а еще через 4 года заслуги отца Иоанна на ниве духовного просвещения были отмечены орденом святого Владимира IV степени, который прибавлял к многочисленным церковным и гражданским наградам заслуженного протоиерея право на получение дворянства.

            Очевидные успехи отца Иоанна в его законоучительской деятельности дополнялись все эти годы радостью от того, что четыре его старших сына, учившиеся в нарвской гимназии, имели возможность получать гимназическое духовное воспитание под его непосредственным руководством.

            Однако среди безусловных преимуществ нового этапа священнического служения отца Иоанна, возвратившегося после долгих лет отсутствия в родное Отечество, существовало обстоятельство, которое не могло не обременять сердце такого прирожденного приходского пастыря, каким всю свою жизнь являлся отец Иоанн. Будучи лишь приписан к Нарвскому Преображенскому собору и не являясь штатным священником этого храма, отец Иоанн, как в силу этой особенности своего положения, так и в силу исполнения им обязанностей гимназического законоучителя, был лишен возможности не только руководить, но даже полнокровно участвовать в приходской жизни Нарвского Преображенского собора. Лишь в ноябре 1916 года, когда Указом Санкт-Петербургской Духовной Консистории отец Иоанн был назначен на освободившуюся вторую вакансию в Екатерининском соборе Царского Села в качестве приходского священника, его мечте о возобновлении своего служения приходского пастыря в одном из храмов на Родине суждено было сбыться.

            В Царском Селе, ставшем замечательным воплощением целой эпохи в истории духовной культуры и счастливым образом сочетавшем в своей жизни черты тихого уездного городка и блистательной петербургской столицы, Екатерининский собор занимал особое место, являясь крупнейшим приходским храмом города среди преобладавших в нем церквей дворцового и военного ведомств. Поступив в клир Екатерининского собора и поселившись с матушкой и 5 детьми (старший сын Владимир находился в это время на военной службе) отец Иоанн получил, наконец, желанную возможность во всей полноте окунуться в жизнь приходского пастыря на одном из замечательнейших приходов Санкт-Петербургской епархии.

            Продолжение следует

Слово на евангельское чтение об исцелении десяти прокаженных (Лк. XVII, 12-19)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Какой основной и главный признак веры у человека? Чем отличается верующий человек от неверующего?

В первую очередь тем, что верующий человек молится Богу. Молитва – это решающий указатель на то, что у человека есть вера. Потому что молитва – это разговор человека с Богом. Молитва – это общение человека с Богом. Как раз молитва и есть то, что связывает человека и Бога. Не исполнение каких-то заповедей – хотя это важно – является признаком верующего человека. Не следование каким-то предписаниям – хотя это тоже важно, но определенные правила исполняют и другие общества людей, которые объединены какими-то идеями. Помните, даже был моральный кодекс строителя коммунизма, тоже вроде правила какие? Но это ведь нельзя назвать общением человека и Бога. А молитва – как раз то главное, что нас связывает. С одной стороны, главное, а с другой стороны – то самое непонятное для неверующих людей.

Вот, неверующий человек ещё может понять, что нужно соблюдать заповеди, скажет: «Да, хорошие заповеди. Не кради, не убивай – вот это очень хорошо». Он даже может понять, что пост нужно соблюдать, скажет: «Да, полезно. Разгрузка для организма. Очень все это неплохо». Даже может понять, что на службу надо приходить: «О, это наши древние русские такие обычаи. Пение красивое послушать, на иконы красивые посмотреть». И это может понять. Но что такое молитва, неверующий человек понять вообще не может. Да и мы сами можем ли себе объяснить, что такое молитва?

Бог – наш Отец. И мы обращаемся к Богу, как к нашему Отцу. А как мы к Нему обращаемся? Вот если сравнить себя с детьми – и это правильно, а Бога с Отцом – и это тоже правильно, вспомним главную молитву, которую дал нам Иисус Христос, она именно этими словами и начинается: «Отец наш Небесный…». То есть мы, как дети, обращаемся к своему Отцу.

Давайте вспомним, о чем же мы в основном молимся, как мы обращаемся к Отцу. Ну, чаще всего мы себе что-то просим. Просим здоровья, просим успеха, просим, чтобы у нас все было хорошо. Ну не так ли? За этим в основном мы приходим. И чаще всего мы и прибегаем-то в храм, когда у нас кто-то заболел, или мы сами заболели, или когда беда какая-то у нас случилась, за утешением бежим. Ну да, конечно, есть такие дети, которые ходят только за отцом и говорят: «Папа, дай то. Папа, купи это. Папа, сделай за меня это. Папа, помоги». Ну вот, мы похожи на таких детей: в основном обращаемся к Богу и просим у Него для себя каких-то благ. Это не плохо, это тоже хорошо. Такие молитвы в Церкви называются просительными. И они благословляются. И их очень много. И мы с вами вот сейчас за службой тоже неоднократно обращаемся к Богу и говорим: «Подай, Господи!» Да? Такая молитва, обращаемся. Это нормально. Но немножко себе представим, какой же это род нашего обращения к Богу? Сравнивая себя с детьми – значит, папа, дай, папа, помоги.

Есть другой род молитвы, тоже очень хороший. Это когда мы тоже у Бога просим, но не чего-то такого, а мы просим у Него прощения. Мы видим свои грехи, понимаем их. Нам стыдно. И мы говорим: «Господи, помилуй. Господи, прости». Это покаянная, очень хорошая молитва. К ней тоже очень часто Церковь обращается, и часто мы поем, вы тоже слышите: «Господи, помилуй».

Да, это если опять же так себя понимать, сравнивая с детьми: это когда ребенок набедокурил и не врет, не скрывает, что он набедокурил – там чашку разбил, нахулиганил чего-то. Он идет, и стыдно ему. Но он говорит: «Да, это я. Прости меня, пожалуйста». Просит у своего отца прощения. Это нормально и очень хорошо. В Церкви такая молитва называется молитвой покаянной.

Но ни просительная молитва и ни покаянная молитва не может сравниться по своей высоте и значению с самой главной молитвой, к которой мы должны стремиться. Потому что эта самая главная молитва ничего не требует. В ней мы ничего для себя не просим: не просим ни каких-то земных благ, не просим прощения за свои грехи. Мы в этой молитве благодарим Бога. Благодарственная молитва есть самая высочайшая молитва. Ангелы и Архангелы, Херувимы, Начала и Власти – вот те самые, о которых вы слышали, читалось сегодня в апостольском чтении (Кол. 1, 12–18), они, пребывая в общении с Богом, постоянно возносят Ему хвалу, и это составляет радость их существования. Вот то самое, что непонятно миру, не знающему Бога. Потому что благодарственная молитва – это есть высшее выражение любви, любви человека к Богу. Человек уже ничего не просит у Бога. Он только счастлив тем, что он общается с ним. Вот так ребенок бывает счастлив, когда прижмется к своим родителям, и ничего ему не надо, он ничего не просит. И ни прощения уже ни за что не просит, потому что знает, что он и так прощен. Он радуется общению со своим родителем. Вот – высочайшая молитва. Вот к чему мы с вами все должны стремиться, к какой молитве.

Именно поэтому самое главное богослужение, которое как раз и сейчас мы с вами совершаем, называется евхаристия или благодарение. Для чего мы с вами вместе собрались сейчас? Благодарить Господа! Вот возглас будет такой, вы услышите, священник призовет и скажет: «Благодарим Господа!» И в этот момент чудо будет совершаться. На престоле хлеб и вино благодатью Духа Святаго претворятся в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христову. Сам Христос приходит к нам для нашего спасения, а мы благодарим Его. Вот какая высокая благодарственная молитва.

Ну, теперь посмотрим снова сами на себя, насколько мы близки к этому роду молитвы и умеем ли мы благодарить Господа. Чтобы лучше это понять, давайте вспомним Евангелие, которое только что мы с вами услышали, не узнаем ли мы в этом евангельском повествовании своего поведения, и с кем мы себя сравним.

Только что мы слышали такое Евангелие. Христос подходит к одному из селений, и вдалеке десять прокаженных человек. Страшная болезнь и заразная проказа, до сих пор существует. Они вдалеке, потому что им запрещалось приближаться к людям. И каждый человек имел право по закону взять камень и бросить в них, все равно как в собаку, чтобы отогнать, так боялись люди проказы. И они, встав, издалека начали кричать: «Иисус, Наставник, помилуй нас!» Они хотели очиститься. Что вы хотите? Очиститься хотят. Господь говорит им: «Идите, покажитесь священнику». Они пошли по слову Божию показаться священнику. И когда они пошли, совершилось чудо! Они очистились, проказа сошла с них!

Проказа – это настолько страшная болезнь, что человек заживо гниет, а сам не чувствует. Он разлагается. С одной стороны, организм функционирует, а с другой стороны, руки, пальцы начинают разлагаться, отпадать. Они очистились.

И вот, один из них поворачивается и бежит назад, к Иисусу Христу. Находит Христа, кланяется Ему и благодарит Бога. А Христос говорит: «Разве не десять очистились? Где же другие девять?» А причем этот человек, который прибежал благодарить Бога, был иноплеменником для иудеев – самарянином. Самарян за плохих людей считали иудеи. «Где же другие? Почему же они не пришли воздать славу Богу?» – спрашивает Христос. И, обращаясь к этому человеку, говорит: «Иди. Вера твоя спасла тебя» (см. Лк. 17, 12–19).

Вот, дорогие братья и сестры: в ком, как мы себя узнаем в этом повествовании о десяти прокаженных? Нас Господь исцеляет от проказы греха, через Церковь Свою делает все, для того чтобы мы очистились. На кого мы похожи? Возносим ли мы хвалу, подобно самарянину, Господу Богу, или нет? Это очень важный вопрос. Потому что девять-то, они очистились телом, у них тело исцелилось, а душа-то у них не очистилась. Почему? Потому что в ней не было благодарности. А вот этому одному – именно ему сказал Господь: «Вера твоя спасла тебя». Потому что вера – это что? Это равно благодарность Богу. Следовательно, верить в Бога – значит быть всегда благодарным Богу за все, что бы ни происходило в нашей жизни. Быть верным и благодарным Богу и благодарить благой промысел Божий – вот что значит верить в Бога.

Будем же просить этого благодатного дара – благодарить Господа. Будем постоянно помнить о том, что это высочайший род молитвы. Будем в нашей жизни хотя бы такими краткими молитвами обращаться к Богу, говоря: «Слава Богу за все!», восклицая: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!», говоря: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!». Прославляя Бога и благодаря Его, мы просвещаем свои души. Будем же возносить славословие Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Ему же слава во веки веков. Аминь.

17 декабря 2017 года