Приходской листок Троицкого собора, 01 (1022) 2019 г.

Апостольское чтение в Неделю святых праотец

Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

(Послание к Колоссянам, 3 глава, ст. 4-11)

Евангельское чтение в Неделю святых праотец

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин, и звал многих. И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: "идите, ибо уже все готово". И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: "я купил землю, и мне нужно пойти, посмотреть ее; прошу тебя, извини меня". Другой сказал: "я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня". Третий сказал: "я женился и потому не могу придти". И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: "пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых". И сказал раб: "господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место". Господин сказал рабу: "пойди по дорогам и изгородям, и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина, ибо много званных, но мало избранных".

(Евангелие от Луки, 14 глава, ст. 16-24)

Слово на Новогоднем молебне

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Бог создал этот мир, в котором мы живем, и установил в этом мире те основные константы, то есть непреложные вещи, к которым мы привязаны. Их дети в школе изучают: длина, ширина, высота, а еще время.

Вот в этих вот условиях: длине, широте, высоте и времени – мы с вами живем. И, так или иначе, в любом случае мы связаны с этими константами постоянными, которые даны нам Богом. Сам Господь нас с вами подвигает к тому, чтобы мы видели, соразмеряли, как мы живем. Вот эти вот разделы на годы, на месяцы, на дни, на часы, на минуты и даже на секунды – они даны нам для того, чтобы мы с вами видели, что происходит у нас, какое у нас движение, куда мы с вами движемся: движемся ли мы с вами наверх, или движемся мы с вами вниз, происходит у нас с вами улучшение нашей внутренней жизни, или происходит ухудшение.

Это очень мудро Господь устроил, времена и сроки дал нам, чтобы мы могли соразмерять свои поступки и свою жизнь.

Вот очередной временной срок. Закончился 2017 год от Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Вступаем в 2018 год. И, конечно же, Святая Церковь из года в год задает нам один и тот же вопрос. Почему из года в год? Да потому что молебен на Новолетие давно уже составлен, и там одни и те же прошения, одни и те же мысли. Ну, казалось бы, сколько нам можно одно и то же говорить? Мы когда-нибудь поймем, о чем нам говорят-то, или никогда не поймем? А Церковь спрашивает одно и то же: «Чего ты достиг за этот год? Что ты доброго сделал? Какие хорошие дела ты совершил?» А совесть нам наша говорит: «А какие ты грехи сделал? А как ты в них покаялся? А исправился ли ты в своих грехах? А попросил ли ты у Бога прощения?»

Какое правильное устроение Господне времени! Ведь нам иначе-то нельзя. Нам надо следить самим за собой, как мы с вами поступаем.

И вот ныне, собравшись в храме Божием, давайте возблагодарим Бога, что Он так заботится о нас и о нашей жизни. Возблагодарим Бога за все то доброе, что Он делал для нас в прошедший год и вообще в прошедшее время. Возблагодарим, несмотря на то, понимаем мы это или нет, потому что многих благодеяний, которые для нас же с вами делаются, мы не понимаем. Многое, что Господь для нас делает, мы только со временем потом осознаем. Но тем не менее Господь это для нас делает.

А за сколько наших нехороших поступков нам надо попросить у Бога прощения! Сколько плохого мы сделали в прошедший год, за что нам стыдно и подумать даже порой неприятно. А ведь мы это сделали. И нам надо попросить за это прощения. Но Господь милостив. Он для этого и дает нам Свою Церковь. Для этого Он и пришел в мир, чтобы нас с вами очищать, исправлять, чтобы дать нам силы, с тем чтобы мы двигались вперед. Время – это движение вперед. Господь – Владыка времени. Он нам даровал это время. Он Сам вне времени. Но Он даровал нам это время. Представляете, Он нам даровал временную жизнь, но Он еще нам даровал вечную жизнь, в которой не знаем какое время. Мы ничего не разумеем о вечной жизни, какая она. Но мы знаем, что она обязательно будет и она есть. И нам ее Бог даровал. И в этом наше великое счастье.

Вот сегодня мы провожаем один год и говорим: «благости Божией». И правильно говорим. Потому что за все надо Бога благодарить. За все. Самое правильное отношение к жизни – это благодарность Богу. Будем мы Бога благодарить, и нас Бог благословит.

И вот сейчас совершим молебен. Поблагодарим Бога за прошедший год и попросим у Бога благословения на год наступающий. Чтобы Он помог нам быть хорошими людьми, православными христианами. Чтобы Он научил нас любить друг друга, прощать друг другу, помогать друг другу, молиться друг за друга, не обижать друг друга, не делать гадости друг другу, не сплетничать друг про друга. Как много нам нужно исправлять в своей жизни! Так будем радоваться, что Бог нам дает еще время. У нас есть еще время исправиться. Мы можем еще измениться. Мы можем стать еще лучше. Как хорошо, что Господь дает нам все это!

Возблагодарим Господа Бога. Испросим у Него прощения за наши недостатки и испросим благословения на год грядущий Его святой благости. Аминь.

31 декабря 2017 года

Слово в Неделю святых праотец

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда нам с вами начать быть христианами? Вот когда? С какого момента?

Мы, когда размышляем о своей жизни, и видим свои недостатки, и видим свои грехи, начинаем лукаво думать: «Конечно, надо жить по-христиански. Ну, вот схожу, поговею, поисповедаюсь, причащусь и буду жить по-христиански». Другой, может быть, скажет: «Нет, вот я прочитал, что надо жить благочестиво. С завтрашнего утра начну жить по-христиански».

Действительно, этот вопрос не праздный. Задайте каждый себе его. Живем ли мы по-христиански вот сейчас? Вот как мы друг друга сильно любим? Всем ли мы простили? У всех ли мы попросили прощения? Готовы ли мы к тому, чтобы ограничивать себя, и не себе служить, а послужить кому-то другому? Готовы мы прямо сейчас кому-то сделать доброе дело?

Но вот что оказывается. Заходит речь о деле добром, деле милосердном, а оказывается, что дома-то тоже дела есть. Дома не убрано, надо уборку устроить. Надо приготовить еду. Давно уже не меняли там какую-то часть мебели, надо поехать в магазин – там, говорят, распродажа. Когда же сейчас добрые дела делать забесплатно, да еще милосердие? Когда душу прилагать?

Удивительное дело! Как только человек задумает сделать что-нибудь хорошее, то оказывается, сейчас времени нет. Задумает человек: вот буду молиться. Хорошо, купил себе молитвенник, нашел утренние молитвы. Вот прямо с завтрашнего утра начну молиться. А утром просыпается, голова болит. На работу надо идти. Ну когда здесь стоять читать? Пока встану, пока умоюсь, пока зубы почищу. О, еще завтрак надо приготовить. Когда тут молиться? Некогда.

Удивительное дело, что бы мы доброе ни задумали сделать, всегда находятся причины, по которым сейчас мы этого не можем сделать. Сделаем когда-нибудь потом. Пока молодой, ну что ходить там в храм на эти длинные службы? Некогда сейчас, столько важных дел! Надо и учиться, надо и невесту или жениха найти, надо жизнь обустраивать. Когда в эту церковь-то ходить? Некогда. Потом человек доживает до старости и говорит: «Ну, конечно, я бы пошел в церковь, но ноги болят, стоять невозможно, дышать нечем, руки трясутся, голова не соображает. Когда и зачем мне идти на эту службу?»

Дорогие братья и сестры, это жуткий закон духовной борьбы. Враг рода человеческого диавол не желает нашего спасения и все время подбрасывает нам разные причины, за которые мы хватаемся, чтобы нам не быть христианами. Действительно, с какого же момента мы начнем быть христианами?

Только что мы с вами слышали притчу, которую рассказал Господь Иисус Христос (Лк. 14, 16–24). Конечно, Он эту притчу рассказывал немного о другом, может показаться – не о нас с вами. Он рассказывает эту притчу о богоизбранном народе израильском, который Бог избрал и призвал. Но смотрите, притча вроде бы об израильском народе – давайте ее сейчас еще раз вспомним, только что мы слышали ее, она была прочитана, – но ведь похоже, что это на самом деле к нам относится.

Один богатый человек устраивает прекрасную вечерю, богатый званый ужин. И заранее предупреждает званых, почетных людей, заранее им говорит. Потом проходит какое-то время, все уже приготовлено. Наступает время этой вечери. И посылает посланника этот человек почетным избранным людям. Приходит к одному, а он говорит: «Ну знаете, я вот купил землю большую, и мне надо ее осмотреть. Извините, я не могу». Приходит к другому, а он говорит: «А я вот волов купил. Мне надо испытать, какие они. Простите, не могу». Приходит к третьему, а тот вообще говорит: «Да я женился. Куда мне, мне сейчас некогда. Я не могу».

Это в притче Иисус Христос изображает народ израильский, избранный Богом, которому было дано все. Закон, пророков, Священное Писание – все они имели. А дальше, когда Сам Бог во плоти к ним приходит и зовет их, они не могут, у них другие дела, они другим заняты. Да, конечно, это про израильский народ. А вот про нас ли это? А может быть, это и про нас тоже, если мы в свою совесть заглянем? Кажется, что мы должны воспринять это, что это и про нас тоже. В данном случае какое нам дело до израильского народа? Нам про себя бы подумать: а нас-то Господь зовет на Свою вечерю, на свой прекрасный пир – пир веры, к жизни вечной нас зовет Господь, к такой радости, которой на земле ничто не даст, никакая вечеринка, никакое общение. Никакая радость не может сравниться с той, которую дает нам Господь. И как мы реагируем? Очень прискорбно. Похоже, что реагируем вот так, как эти люди в притче.

И дальше в этой же притче, которую мы сегодня слышали, есть такой момент, который немного может нас утешить. Потому что дальше Господь говорит в этой притче, что тогда разгневался хозяин и сказал: «Никто из званых не вкусит от моей вечери. Идите, – посланников он посылает, – и всех зовите, кого найдете. Хромых, слепых, убогих, нищих – всех призовите ко мне». Посланники пришли, пошли и нашли таких. И привели их на этот прекрасный пир. Но оказалось, что еще есть место. И тогда хозяин посылает снова, говорит: «Еще найдите, пусть наполнится моя вечеря. Но много, – говорит этот хозяин, – званых, да мало избранных».

Вот так Господь Иисус Христос изображает наше с вами призвание. С одной стороны, это история. Когда израильский народ отверг Иисуса Христа, то Христос посылает апостолов ко всем язычникам, которых и изображает в этой притче как слепых, глухих, хромых, потому что они раньше не знали закона Божия, не знали истины Божией, хромали на оба колена духовно. Но апостолы проповедали им истину Христову и привели их в Церковь Христову.

Но мы можем и на себя посмотреть тоже с этой стороны. Мы ведь тоже духовно слепые, духовно хромые, духовно убогие. Но нас ведут на эту вечерю. Кто ведет? Церковь Христова. Вот, мы сами придумываем себе разные отговорки и как бы отказываемся от пира веры, который дает Христос. А Церковь, если мы ей принадлежим, если мы пытаемся ее слушать и жить церковной жизнью хотя бы немного, ведет нас, убогих, слепых и хромых, на эту вечерю. И в этом наша надежда, и в этом наша радость.

Вот, дорогие братья и сестры, такую притчу, рассказанную Господом Иисусом Христом, мы услышали сегодня. Какие же сделаем для себя выводы? Во-первых, надо нам размыслить и перестать откладывать на другое время, что когда-нибудь потом будем жить по-христиански. Сейчас, сейчас, с этой минуты просим у Господа сил и благодати Духа Святаго, чтоб быть нам настоящими христианами, чтобы жить нам по-христиански. Об этом будем молиться с этого момента – чтобы быть нам Христовыми. Это первый урок.

Второй урок заключается в том, что мы должны любить Церковь Христову, которая ведет нас, недостойных и грешных, увечных духовно, ко спасению. Слушать Церковь нашу, как нашу рачительную мать, которая не желает, чтобы ее дети нанесли себе какой-то вред. И тогда мы с вами придем ко спасению, к той самой спасительной вечере, на которую зовет нас с вами Тот, Кого Иисус Христос в притче изобразил в виде богатого человека-начальника. Он Самого Себя изобразил. Это Он призывает нас, Он нас зовет, Он нас спасает, Ему же слава во веки веков. Аминь.

24 декабря 2017 года