Приходской листок Троицкого собора, 02 (1023) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии в Рождество Христово

Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

(Послание к Галатам, 4 глава, ст. 4-7)

Евангельское чтение на литургии в Рождество Христово

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском; ибо так написано через пророка: "И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля". Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли: и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

(Евангелие от Матфея, 2 глава, ст. 1-12)

Слово на Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас наши мысли, наши чувства, наша вера, наша надежда – все наше человеческое существо, нас, людей, уверовавших в Господа Иисуса Христа, сосредоточено на самом важном событии во всей истории мироздания. Не только человеческой истории – истории всего мира. Самый важный, самый непостижимый момент: Тот, Кто создал этот мир, Тот, во власти Которого вся вселенная, от мельчайших элементарных частиц до самых далеких галактик, Тот приходит в этот мир и воплощается в беспомощного маленького Младенца, для того чтобы прийти к нам и нас с вами спасти.

Мы слышали сейчас Слово Божие, евангельское повествование (Мф. 1, 18–25), в котором говорится о имени, данном нашему Господу. Это имя Ангел указал Иосифу Обручнику. Это имя Иисус, что значит Спаситель. Так переводится имя Иисус. Мы можем вместо слова Иисус говорить Спаситель, и будет правильно. Это будет одно и то же, потому что Иисус – это мы по-гречески говорим, а Спаситель – по-русски. Недаром иконы наши, на которых изображен Господь, так и называются на Руси: иконы Спаса нашего.

Сама суть имени, которое дано Ангелом, объясняет нам смысл, для чего родился Богомладенец. Он родился, чтобы нас спасти. Потому что сами мы от зла не можем спастись. Не может человек, который тонет в море и захлебывается, и паника у него, и он уже ничего не соображает, не может он сам выплыть. Должен быть спаситель у него, который выдернет его из этой пучины. Не может человек, попавший в огненное пожарище и уже задыхающийся от угарного газа, выползти из комнаты. Нет у него уже ни сил, ни соображения, ни крепости – ничего нет. Должен быть для него спаситель, который придет и заберет его из этого огненного ада. Вот так к нам, тонущим в глубинах греха, пожираемым огнем страстей, приходит наш Спаситель Иисус, чтобы мы не погибли, чтобы мы не утонули, чтобы мы не сгорели, чтобы мы спаслись. В этом радость нынешнего дня.

Мы из Евангелия сегодня узнали второе таинственное имя, которое еще пророк Исайя предвозвещал нашему Спасителю (см. Ис. 7, 14). И сам евангелист сказал, что это рождение было во исполнение этого пророчества. Сие имя Эммануил значит в переводе: «с нами Бог». Вот почему Он может нас спасти. Вот почему Он может нас от всего избавить. И главное, избавить от духовной смерти. И избавить от греха, от бессмысленности жизни, от отчаяния. Потому что с нами Бог. Он, Сей Богомладенец, истинный Бог и истинный Человек.

Эти два имени: С нами Бог и Спаситель – обозначают суть нашей веры в Господа нашего Иисуса Христа. И поэтому это центральный момент для нашего спасения, и поэтому мы так торжествуем. Торжествуем, что мы не погибнем. Торжествуем, что с нами Бог.

Он хочет быть с нами, в этом Его желание, в этом Его стремление, для этого Он сошел с неба на землю. Вопрос теперь к нам: а мы желаем спасения? А мы желаем, чтобы нас наш Спаситель вытащил из этого ада и греха? Или нам уже удобно в этом вонючем греховном болоте своих страстей и грехов? Каждый человек дает ответ самостоятельно. И если мы даем ответ и простираем свои руки к нашему Спасителю, Он спасает нас. Он для того и пришел, чтобы мы не погибли. Он для того и пришел, чтобы избавить нас от всякой скверны и нечистоты и дать нам вечную жизнь.

Ныне день великой радости. Мы славим Христа рождающегося! Христос рождается! Славим Его! Христос с небес! Встречаем Его! Поем Ему! И прославляем Его, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

6 января 2018 года

Рождественское послание митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия

священнослужителям, монашествующим и всем верным чадам
Русской Православной Церкви Московской епархии

Возлюбленные о Господе служители алтаря Господня,
всечестные иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!

Радостно и торжественно встречаем мы праздник Рождества Христова, ибо с пришествием в мир Сына Божия совершилось спасение человечества, которое предвещали пророки! Он вочеловечился, родившись от Пречистой Девы, дабы открыть нам путь праведной жизни, помочь избавиться от греха и открыть врата Царства Небесного. Святитель Феофан Затворник (+1894), воодушевленный ликованием этого дня, восклицал «Слава Тебе, Господи! Дождались мы светлых дней: повеселимся же и порадуемся. Святая Церковь… наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято… и вложила в уста нам краткую песнь: «Христос рождается – славите»!

Мы благоговейно воспоминаем, как в день Рождества ангелы на небесах славили Бога, воздавая Ему хвалу, как путеводствовали они пастухов для поклонения Богомладенцу. Мы храним память и о том, как явилась Вифлеемская звезда, приведшая с далекого Востока мудрецов, дабы те поклонились возлежавшему в яслях Божественному Отроку и принесли Ему дары (см.: Лк. 2:8-18; Мф. 2:1-12). Эти трогательные картины евангельской истории назидают нас, побуждая молитвенно воспевать: «Родися Христос Господь, благоволивый спасти яко Бог род человеческий» (седален 2-й Навечерия Рождества Христова)!

Господь Своей любовью согревает наши сердца, умеряет всякую скорбь и страдание, помогает в преодолении испытаний и поддерживает в несении жизненного креста. О том, что значит для верующего укрепляющее действие благодати Божией, свидетельствуют новомученики и исповедники Церкви Русской, память о подвиге которых мы бережно храним. Так, священномученик Роман (+1937) писал из заключения в предрождественские дни: «Кругом мрачно, но на душе у меня светло. Кругом шумно, а в сердце у меня тихо, ибо где бы ни был я, в каких бы обстоятельствах ни находился, со мной Мой Единственный Сладчайший Христос».

В праздничные дни надлежит непрестанно упражняться в том, что Богу угодно и что к Богу нас приближает, говорил в одном из своих слов на Рождество Христово святитель Филарет Московский, 25-летие прославления которого в лике святых исполняется в этом году. Будем и мы сугубо стремиться принести Господу дары наших сердец – дела благотворительности и любви, жертвенности и милосердия.

Особо хочу обратиться к нашей православной молодежи. Возлюбленные братья и сестры, будьте примером жизни во Христе, свидетельствуйте о православии, участвуйте в просветительской деятельности Церкви, во всем многообразии ее традиционного служения. Пусть ваше усердие послужит примером для тех, чьим сердцам еще предстоит быть согретыми светом святой веры.

Хочу, чтобы как можно шире распространялся и мой призыв восстанавливать порушенные святыни, которые на лице Подмосковной земли являются напоминанием о трагических событиях периода богоборчества. Долг христианина и патриота - сохранить наше духовное, культурное и историческое наследие!

Сердечно благодарю всех Вас за неустанные и самоотверженные труды на благо Святой Церкви. Горячо поздравляю всех Вас с праздником Рождества Христова и Новолетием!

Благословение Богомладенца Иисуса да пребывает со всеми Вами!

+ Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский

Рождество Христово
2018/2019 год
Москва