Приходской листок Троицкого собора, 03 (1024) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии в Неделю по Рождестве Христовом

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам: я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром, и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

(Послание к Галатам, 1 глава, ст. 11-19)

Евангельское чтение на литургии в Неделю по Рождестве Христовом

Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего». Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех приделах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышан, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться; ибо их нет». По смерти же Ирода, се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египет и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и иди в землю Израилеву; ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его, и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские. И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

(Евангелие от Матфея, 2 глава, ст. 13-23)

Священномученик Иоанн Кочуров

Память 31 октября (13 ноября)

(Продолжение, начало в № 46-52,(2018 г.)

            Поступив в клир Екатерининского собора и поселившись с матушкой и 5 детьми (старший сын Владимир находился в это время на военной службе) отец Иоанн получил, наконец, желанную возможность во всей полноте окунуться в жизнь приходского пастыря на одном из замечательнейших приходов Санкт-Петербургской епархии. Тепло и с большим уважением принятый паствой Екатерининского собора, отец Иоанн с первых месяцев своего приходского служения зарекомендовал себя не только как ревностный и благоговейный совершитель службы Божией, но и как красноречивый и эрудированный проповедник, собиравший под своды Екатерининского собора православных христиан со всех концов Царского Села. Казалось, что столь успешное начало приходского служения в Екатерининском соборе должно было открыть для отца Иоанна начало нового периода его священнического служения, в котором пастырское вдохновение и самопожертвование, характерные для всей предшествующей деятельности отца Иоанна, будут сочетаться с житейской стабильностью внешних условий служения и духовной умиротворенностью внутренних отношений между заботливым пастырем и его многочисленной благочестивой паствой. Однако события Февральской революции, разразившейся в Петрограде уже через 3 месяца после назначения отца Иоанна в Екатерининский собор, стали постепенно втягивать Царское Село в коварный водоворот революционных событий,

            Солдатские волнения, имевшие место в воинских частях, расквартированных в Царском Селе уже в первые дни Февральской революции, многомесячное заточение императорской семьи в Александровском дворце, которое привлекало к городу внимание представителей наиболее непримиримо настроенных революционных кругов, толкавших страну на путь междоусобной смуты, наконец, общее внутриполитическое противоборство, начавшееся в России в период участия страны в кровопролитной войне с внешним врагом, постепенно изменяли обычно спокойную атмосферу Царского Села, отвлекая внимание его жителей от повседневного добросовестного исполнения своего христианского и гражданского долга перед Церковью и Отечеством. И все эти тревожные месяцы с амвона Екатерининского собора звучало вдохновенное слово отца Иоанна, стремившегося внести в души царскосельских православных христиан чувство умиротворенности и призывавшего их к религиозному осмыслению как своей внутренней жизни, так и происходивших в России противоречивых перемен.

            Через несколько дней после захвата в октябре 1917 года власти в Петрограде большевиками эхо грозных событий, происшедших в столице, отозвалось в Царском Селе. Стремясь вытеснить из Царского Села находившиеся там казачьи части генерала П.Н.Краснова, которые сохраняли верность Временному правительству, к городу двинулись из Петрограда вооруженные отряды красногвардейцев, матросов и солдат, поддержавших большевистский переворот. Утром 30 октября 1917 года, находясь на подступах к Царскому Селу, большевистские отряды стали подвергать город артиллерийскому обстрелу. В Царском Селе, жители которого, как, впрочем, и все население России, еще не подозревали о том, что страна оказалась ввергнутой в гражданскую войну, началась паника, многие горожане устремились в православные храмы, в том числе и в Екатерининский собор, надеясь обрести за богослужением молитвенное успокоение и услышать с амвона пастырское увещевание в связи с происходившими событиями.

            Продолжение следует

Евангельское чтение на литургии в праздник Богоявления

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Евангелие от Матфея 3 глава, ст. 13-17)

Слово в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Есть два величайших двунадесятых праздника, которые посвящены одной и той же духовной теме.

Первый праздник начинает святые дни, именуемые Святками. Это – Рождество Христово. Второй праздник завершает святые дни, Святки. Это – Крещение Господне. Даже по своему построению богослужений эти праздники удивительно похожи друг на друга. Оба они имеют навечерие, или сочельник. Перед и тем, и другим праздником совершаются Царские часы. И в том, и в другом случае читаются пророчества на вечерне. Но главная суть обоих праздников выражена в том славословии, которое мы слышали сегодня на великом повечерии, и слышали мы его и перед Рождеством Христовым. Можно сказать, это эпиграф обоих праздников.

С нами Бог – вот главный смысл этих праздников. «С нами Бог!», – мы говорили в Рождестве Христовом и духовно умилялись, как маленьким Младенцем Бог пришел в этот мир. И прославляли Господа Иисуса Христа, принявшего человеческую плоть.

«С нами Бог!» – мы говорим ныне и прославляем Господа Иисуса Христа как истинного Бога. Ибо во время Крещения на Иордане явилась Его Сущность как Сына Божия. Люди увидели Тайну Святой Троицы: Сына Божия, стоящего в реке Иордан, Духа Святаго, как голубь, сходящего на Него, и голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» (см. Мф. 3, 16, 17). Явление Божества Святой Троицы свершилось на Иордане.

С нами Бог, истинный Бог и истинный Человек Господь Иисус Христос!

Важно обратить внимание на это словосочетание «с нами»! Не где-то далеко, а с нами. Для того Бог и воплотился, чтобы быть с нами. Для того и пришел на Иордан и стал среди грешников, которые ждали своей очереди, чтобы погрузиться от руки Иоанна Крестителя в воды Иорданские с исповеданием своих грехов. Христос безгрешен. Ему нет нужды смывать с Себя грехи. Но Он пришел, чтобы нас, грешников, спасти. Вот в чем радость, что с нами Бог.

С нами Бог, а, значит, нет для нас смерти. Если с нами Бог, то для нас ничего не страшно. Если с нами Бог, то мы преодолеем все трудности и невзгоды этой временной жизни. Если с нами Бог, то мы получим вечную жизнь, о которой даже сейчас совершенно не имеем представления, какова она есть.

Но Церковь дает нам радоваться и вкладывает в наше сердце, в наш разум, во все наше существо главную суть нашей святой веры: Бог не где-то далеко, Бог с нами, Он пришел нас спасти. И этому мы радуемся в сегодняшний день, прославляя Его Богоявление, которое было явлено во время Крещения на Иордане.

Прославим же Бога, Троицу Единосущную и Нераздельную, Отца и Сына и Святаго Духа, Бога, Который все совершил для того, чтобы мы не погибли, но имели жизнь вечную (см. Ин. 3, 16). Будем славить Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, Который пришел, чтобы быть с нами и пребудет с нами во вся дни до скончания века (см. Мф. 28, 20). Ему же слава во веки веков. Аминь.

18 января 2018 года