Приходской листок Троицкого собора, 04 (1025) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии в Неделю по Богоявлении

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: "восшел на высоту, пленил, плен, и дал дары человекам". А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова...

(Послание к Ефесянам, 4 глава, ст. 7-13)

Евангельское чтение на литургии в Неделю по Богоявлении

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею. И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: "земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет". С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное.

(Евангелие от Матфея, 4 глава, ст. 12-17)

Священномученик Иоанн Кочуров

Память 31 октября (13 ноября)

(Продолжение, начало в № 46-52 (2018 г.), 3 (2019 г.))

​Через несколько дней после захвата в октябре 1917 года власти в Петрограде большевиками эхо грозных событий, происшедших в столице, отозвалось в Царском Селе. Стремясь вытеснить из Царского Села находившиеся там казачьи части генерала П.Н.Краснова, которые сохраняли верность Временному правительству, к городу двинулись из Петрограда вооруженные отряды красногвардейцев, матросов и солдат, поддержавших большевистский переворот. Утром 30 октября 1917 года, находясь на подступах к Царскому Селу, большевистские отряды стали подвергать город артиллерийскому обстрелу. В Царском Селе, жители которого, как, впрочем, и все население России, еще не подозревали о том, что страна оказалась ввергнутой в гражданскую войну, началась паника, многие горожане устремились в православные храмы, в том числе и в Екатерининский собор, надеясь обрести за богослужением молитвенное успокоение и услышать с амвона пастырское увещевание в связи с происходившими событиями.Весь клир Екатерининского собора живо откликнулся на духовное вопрошание своей паствы и после особого молебна о прекращении междоусобной брани, совершенного под сводами до отказа заполненного храма, настоятель собора протоиерей Н.И.Смирнов вместе с другими соборными священниками отцом Иоанном и отцом Стефаном Фокко приняли решение о совершении в городе крестного хода с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани. На страницах газеты "Всероссийский Церковно-Общественный Вестник" через несколько дней было приведено свидетельство корреспондента одной из Петроградских газет, следующим образом описывающее события, происходившие во время крестного хода. "Крестный ход пришлось совершать под артиллерийским обстрелом и вопреки всех ожиданий он вышел довольно многолюдным. Рыдания и вопли женщин и детей заглушали слова молитвы о мире. Два священника на пути крестного хода произнесли горячие проповеди, призывая народ к спокойствию ввиду грядущих испытаний.

​Мне удалось с достаточной положительностью установить, что проповеди священников были лишены какого-либо политического оттенка.

​Крестный ход затянулся. Сумерки сменились вечером. В руках молящихся зажглись восковые свечи. Пел весь народ.

​Как раз в эти минуты из города отходили казаки. Священников предупреждали об этом – Не пора ли прекратить моления?!

– «Мы исполним свой долг до конца, – заявили они. –И ушли от нас и идут к нам братья наши! Что они сделают нам?»

​Желая предотвратить возможность боев на улицах Царского Села, командование казачьих частей вечером 30 октября стало выводить их из города, и утром 31 октября, не встретив какого-либо сопротивления, в Царское Село вступили большевистские отряды. Один из безымянных очевидцев последовавших затем в Царском Селе трагических событий в письме выдающемуся петербургскому протоиерею Ф. Н.Орнатскому, которому самому вскоре довелось принять мученическую смерть от богоборческой власти, безыскусными, но в этой безыскусности глубоко проникновенными словами повествовал о страстотерпчестве, выпавшем на долю отца Иоанна. "Вчера (31 октября), – писал он, – когда большевики вступили вкупе с красногвардейцами в Царское, начинался обход квартир и аресты офицеров, а отца Иоанна (Александровича Кочурова) свели на окраину города, к Федоровскому собору, и там убили за то, что священники, организуя крестный ход, молились будто бы только о победе казаков, что, конечно, на самом деле не было и быть не могло. Остальных священников вечером вчера отпустили. Таким образом, одним мучеником за Веру Христову стало больше. Почивший хотя и пробыл в Царском недолго, но снискал себе всеобщие симпатии, и на его беседы стекалась масса народу".

​Уже упоминавшийся выше петроградский корреспондент воспроизвел ужасающую картину мученической гибели отца Иоанна и последовавших за ней событий с дополнительными подробностями. "Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Священник отец Иоанн Кочуров воспротестовал и пытался разъяснить дело. Он получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой – взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной – его таскали за волосы, и кто-то предлагал кому-то "прикончить как собаку". Наутро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель Думы вместе с одним из гласных, как сообщает "Дело народа", видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было".

​Продолжение следует

Слово в Неделю по Богоявлении

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда младенец возрастает, родители всегда придают значение любым новым явлениям в его жизни. И очень важным для всех родителей является момент, когда ребенок сделает самостоятельно первый шаг. Ждут этого, радуются этому, и правильно делают. Потому что не только жизнь маленького человека обуславливается вот этим первым шагом. Вот он начнет, первый шаг сделает, потом второй. А потом он будет уже со временем ходить, даже не задумываясь о том, как он совершает эти свои шаги. 

Но в нашей духовной жизни тоже наш духовный путь начинается с первого шага. Мы в своей жизни, поскольку мы с вами христиане, следуем за Иисусом Христом. Но какой должен быть наш первый шаг? Чем он должен характеризоваться? Как нам пойти за Христом? Как нам сделать этот первый шаг и как определить, действительно мы идем за Христом или только так себе, фантазируем, что якобы мы идем за Христом, а сами так лежим, валяемся, так и никуда не двигаемся?

Услышанное нами только что Евангелие дает нам очень четкий ответ, с чего начинается путь человека за Христом. Сегодня в Евангелии мы услышали, с чего начал Свою проповедь Сам Христос. Вот, после того как на Иордане была явлена сущность Святой Троицы, после того как на Иордане пророк Иоанн открыл всем, что Христос – это Агнец Божий, Который пришел, чтобы взять на Себя грехи всего мира, – после этого Христос начал проповедовать. До этого Он не проповедовал. 

И с чего же начал Христос проповедовать, с каких слов? Эти слова мы сейчас с вами услышали в Евангелии. Он начал проповедовать со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (см. Мф. 4, 17). Вот начало проповеди Иисуса Христа. Вот первый шаг, который должен сделать в своей жизни христианин. Без покаяния нет дороги ко Христу. Нет другого пути. Если ты не знаешь, что такое покаяние, значит, ты не умеешь ходить. Никаких шагов за Господом у тебя нет, если ты не знаешь, что такое покаяние. 

Ну а что же такое на самом деле покаяние? А вот это, оказывается, не так просто узнать и понять. Потому что покаяние означает перемену образа жизни, перемену образа мыслей, перемену образа чувств, перемену образа действий. Что это значит – перемена образа? А вот что значит. Если я злой, я должен научиться быть добрым. Если я черствый, я должен научиться быть мягким и сострадательным. Если я гневливый, я должен научиться быть смиренным. Если я жадный, я должен научиться быть щедрым. Если я лгун, я должен научиться говорить правду. Вот что такое покаяние. Иногда думают, покаяние – это просто прийти к батюшке и прочитать грехи, которые ты совершил, по бумажке, а потом идти и делать то же самое. Нет. Покаяние – это изменение жизни. Быть христианином – значит жить со Христом. И вот этого-то покаяния всем нам не хватает. Очень трудно. Люди святые, всю жизнь проводившие в молитве, говорили, что они недостойные грешники. Да как же это можно понять? Они чудеса творили! Они больных исцеляли! Они прозорливыми были! И они о себе говорили, что они грешники. Почему так? Да потому, что они очень остро чувствовали, как необходимо подлинное покаяние, и видели свои мельчайшие недостатки. Чем чище бывает окно, тем больше видно, какие в квартире недостатки, когда свет через окно бьет. Чем больше мы убираем, и чистим, и приводим в порядок свое жилище, тем легче нам увидеть любой мусор, любую грязь, любое пятно. А если все заляпано и покрыто вековым слоем пыли, то нам ничего и не видать. Вроде так и хорошо. Значит, покаяние – это постоянный труд жизни. Это не то, что покаялся один раз, и все. Оказывается, это шаги. Шаг за шагом, шаг за шагом. Пока человек ходит и живет, это его жизнь телесная. И духовно, пока он шаг за шагом продолжает свое покаяние, он духовно живет. Вот это всем надо нам понять. 

Святая Церковь обращает на это серьезное внимание, потому что есть разные лжеучители и сектанты, которые говорят: «Вот, один раз покайся, скажи, что «Христос – мой Спаситель», и ты спасен». Нет, дорогие братья и сестры. Чтобы Христос был нашим Спасителем, нам надо постоянно за Ним идти. А кто, как не Он Сам, знает, как нам за Ним идти? Вот Он нам и сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». 

А как же нам стяжать это покаяние? Где нам его взять? А вот Святая Церковь все и дает нам. Слушайте Святую Церковь, и она все вам даст. Она научит вас молитвам. Она даст вам благодать Духа Святаго. Через Таинства она укрепит вас. Она простит вам ваши грехи. Она даст силы к вере, надежде, любви. Жить жизнью Церкви – это значит совершенствоваться во Христе. Быть христианином – значит знать жизнь Церкви. А что такое жизнь Церкви? Это те богослужения, которые в храме проходят. Это те указания о нашей жизни, как мы должны жить. Это те заповеди Божии, которые нам следует соблюдать. Это те молитвы, которые должны пронизывать нашу с вами жизнь. И вот тогда мы будем делать шаги. Сначала нетвердые, будем спотыкаться. Потом все больше и увереннее и увереннее будем идти за Христом. 

Дорогие братья и сестры, уже не за горами Святой и Великий пост. Уже в следующий воскресный день, в субботу перед воскресным днем на всенощной мы услышим песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Откроем свою душу для этого святого делания. Будем следить за своим сердцем, чтобы изменять его, переменять образ своих мыслей, переменять образ своих чувств, переменять образ своих действий с нехристианского на святой и христианский. Услышим голос Иисуса Христа, который зовет нас: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Аминь. 

21 января 2018 года